Городская газета города Осинники: от тридцатых годов 20 века
24 января 2013 - Геннадий Казанин

Городская газета города Осинники: от тридцатых годов 20 века

Обращаясь к истокам: всё начиналось в тридцатые

В ней вести с фронта трудового.

В ней шахт и фабрик голоса.

В ней стих поэта молодого,

Который только родился.

В её руках судьба героя,

Звезда, что на небе зажглась.

Вся жизнь, которую мы строим,

В ней, как в живой, отозвалась.

Вот почему от первой строчки

И до последней буквы в ней

Я дорожу газетой точной,

Правдивой летописью дней.

Эти стихи были опубликованы в газете «Маяк коммунизма» в особенном для неё 1973 году. Именно тогда коллектив редакции отметил 40-летие со дня выхода в свет первого номера, отметил широко, всем миром.

В архивах редакции до сих пор хранятся планы мероприятий, записанные от руки, на уже пожелтевших листах бумаги, бывшим редактором В. В. Тырышкиным. Во-первых, предусматривалось создать комиссию по проведению торжественного собрания, в состав которой решено было включить руководителей местных органов власти, председатели профкомов предприятий и организаций города и других. Помимо этого, планировалось пригласить гостей из других городов области, руководителей предприятий и активных рабкоров, организовать смотр стенных газет, концерт художественной самодеятельности, выступление членов литгруппы редакции и т.д. И юбилейное мероприятие, состоявшееся 2 марта 1973 года, действительно стало событием памятным, хотя информация о нем на страницах газеты была скромной, всего в несколько строк: «... На состоявшемся городском собрании в торжественной обстановке коллективу редакции были вручены памятные адреса и сувениры. Большая группа журналистов, полиграфистов, общественных корреспондентов газеты награждена почётными грамотами и подарками. Выступившие на собрании рабкоры поделились опытом, высказали ряд замечаний, направленных на улучшение работы городской газеты».

Видимо, для редакции это был первый юбилей, хотя газета, поменявшая к тому времени уже несколько названий, издавалась в Осинниках не один десяток лет. Почему же первый? Да потому, что до той поры не было достоверно известно, когда же конкретно начала издаваться газета. К имеющимся в редакции архивным документам приложена записка за подписью В. В. Тырышкина с просьбой к будущим поколениям журналистов: «Прошу хранить как историю газеты. Не забывайте, что будет и 50-летие, и 100-летие ... Пусть знают хоть немного об истории, которую так трудно было восстановить». И ведь восстановили!

В праздничном номере газеты «Маяк коммунизма» опубликована статья «В те первые годы» за подписью Д. Молокова, работавшего некоторое время редактором. Вот что он пишет: «Идет 1933 год ... Набирает силу краса и гордость нашей страны Кузнецкий металлургический комбинат. Здесь уже плавят чугун две доменные печи, варят сталь четыре мартена, работает крупный рельсобалочный цех. На очереди пуск новых мощностей. Заводу необходимы во все возрастающем количестве рудное сырье, топливо. Осинниковские копи (так их тогда называли) дают для металлургического производства уголь с ценнейшими свойствами коксования, но очень мало. Обращается внимание на быстрое развитие этого месторождения. И вот на Осинниковском руднике в первые месяцы 1933 года начинает издаваться газета печатный листок размером в одну восьмую газеты «Правда». Название было созвучным требованию того беспокойного времени: «Даёшь уголь».

Далее автор статьи рассказал, что в фондах Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина сохранились 4 листовки-молнии под таким же названием, выпущенные комсомольской бригадой редакции новокузнецкой газеты «Большевистская сталь». Бригада работала в типографии-вагоне непосредственно на Осинниковском руднике.

В середине 1933 года произошло преобразование газеты. В подшивке, имеющейся в газетном отделе Государственной публичной библиотеки, сохранился экземпляр от 26 августа, помеченный номером 2. В правом левом углу помещено объявление: «Ввиду перехода газеты «Даёшь уголь» В самостоятельный орган Осиновского партколлектива, поселсовета, рудкома и рудоуправления считать номер 43 номера за первый номер».

Выходила газета «Даёшь уголь» каждую пятидневку, форматом одна четвёртая размера «Правды». В каждом номере помещалось до двух десятков сообщений о трудовых достижениях горняков и обо всех значительных событиях, происходящих в городе, а также критические заметки, вскрывающие разного рода недостатки. Газету коллективно читали во всех горняцких и строительных бригадах.

Первым редактором был П. И. Стародумов, до этого активист комсомольской работы, член партии с 1930 года. Пётр Ильич, как и его отец, трудился на шахте «Первогорная» (так тогда называлась «Капитальная»). Товарищи нашли, что он обладает грамотностью, достаточной для такой миссии. По воспоминаниям знавших его людей, эту должность он занимал непродолжительное время, но отдавал порученному делу весь пыл своей души. В редакционном архиве сохранилось письмо, которое он прислал из города Славянска на Кубани, где проживал, уже будучи пенсионером. «Пишет вам бывший осинниковец, организатор редакции и первый ответредактор осинниковской газеты в 1933 году», с этих строк начинается его обращение к коллегам. А далее он рассказывает, какой была Осиновка в 30-е годы прошлого века, как самоотверженно осваивали жители горняцкого посёлка угольное месторождение, давая «хлеб» кузнецкому гиганту: «Когда я уехал из Осинников, только ещё строилась «1-я Капитальная», шли нарезные подготовительные работы, которыми руководил молодой тогда горный техник Леонид Баранов. За шахтой № 1 в ущелье эксплуатировалась Центральная штольня, а наверху, через большой пустырь друг от друга, работали еще штольни, вплоть до десятой. Типового жилищного строительства совсем не велось. Во всех Осинниках было несколько 8-квартирных деревянных рубленых домов, десятка два стандартных барака и уйма землянок и полуземлянок. Общая панорама рудника выглядела убогой, ни одного метра асфальта или мостовой, после дождя грязи было по колено, а весной и осенью сплошное море. До станции Кандалеп добраться пешком было целым событием. Только верхом или в тарантасе на лошадях. Автотранспорта не было, вся транспортная работа выполнялась на лошадях. На руднике не было ни детских яслей, ни детсада, больница ютилась на горе напротив «1-й Капитальной» в маленьком деревянном домике. О театре и кинотеатре в то время и помыслить никто не мог. В бараке был клуб, и там мы проводили всю общественную работу и досуг молодежи. Как все изменилось с тех пор, стало неузнаваемым!..». Завершая письмо, Петр Ильич Стародумов передавал привет своим товарищам-одногодкам, сверстникам его юности, основателям рудника, выражал надежду, что газете ещё долгие годы жить и развиваться вместе с городом.

В 1936 году газета сменила название. Объяснялось это так: штольни Осиновки давали столько угля, сколько это было необходимо, поэтому слово «Даешь» стало уже неуместным. Теперь это была газета «За уголь», орган Осиновского райкома ВКП (б), поссовета, рудкома и треста «Молотовуголь». В этом же году редакция приобрела свою типографию. Ее привез из села Сосновка (там был упразднен политотдел) учитель И. В. Лебедев, который и был в эту пору редактором. Типографию разместили в одной из квартир недостроенного трехэтажного дома по ул. Ленина.

В 1938 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Осиновка был преобразован в город Осинники. Именно тогда газета стала органом горкома партии и городского Совета депутатов трудящихся. Хотя ещё пятнадцать лет она выходила на двух страничках, в ней широко освещалась многогранная жизнь строящегося города.

С расширением типографской базы, в 1953 году, городская газета стала печататься уже на четырёх страницах. Благодаря этому возросли её возможности как «коллективного пропагандиста, агитатора и организатора». А название «Маяк коммунизма» газета получила в 1961 году.

Все, чем жил город, было радостью и заботой журналистов газеты, переплелось в их судьбах, становилось их жизнью. Подшивки газет сохранили имена тех, кто стоял у истоков, кто пережил самое сложное период становления. В разные времена редакторами газеты были Лебедев, Алешков, Виноградов, Вершинин, Смирнова, Михайловский. В более поздние годы журналистский коллектив возглавляли Кургузикав, Ворошилов, Молоков, Семинихин, Тырышкин. Газета стала хорошей школой, многим дала путёвку в большую жизнь. Её прошли известные писатели А. Волошин, Г. Молостнов, собкором газеты «Известия» стал П. Ворошилов, корреспондентом «Кузбасса» а затем редактором газеты «Красная Шория»  В. Лебедев. Именно здесь сделали первые шаги в литературу В. Коньков, В. Курпопатов, П. Майский и другие. Их Родина Осинники, колыбель городская газета.

Е. Эргарт

(Время и жизнь, 18 января 2013)

От литеры до офсета

До сих пор с трепетом беру любой номер газеты и с удовольствием вдыхаю аромат свежей краски. За полвека, что непосредственно связывают меня со средствами массовой информации, газета была, есть и будет любимым видом периодического издания. Я оцениваю ее несколько иначе, нежели рядовой читатель: более пристально изучаю содержание материалов, их географию, форму подачи, композиционное построение; вовсе не последнее место отвожу оформлению полос и качеству печати. Это чисто профессиональное свойство, выработанное четырьмя десятками лет работы в газете видеть не только подпись журналиста, но вкупе работу большого коллектива, корпевшего над производством номера. Особая роль в этом процессе отводится полиграфистам.

Первая типография, которую я увидела в своей жизни, располагалась в районе горземотдела, на улице Ленина, в подвале. Помещение было небольшим, поэтому, прежде всего, отпечатал ась в памяти скученность машин и людей, а ещё недостаток естественного освещения и свежего воздуха, отчего хотелось поскорее выбраться на улицу. Надо признать, уже в то время газета набиралась на линотипе громоздкой строкоотливной машине, прообраз которой был создан еще в конце девятнадцатого столетия. Однако в сравнении с ручным набором (именно таким способом были набраны первые номера газеты), машинный намного увеличивал производительность труда. Правда, при линотипах в небольших типографиях не было обслуживающего персонала, за исключением наладчика. Поэтому чистить матрицы (латунные брусочки с рельефным зеркальным отображением букв и знаков) авиационным бензином, разогревать котлы с металлом (а это вредный для здоровья сплав из свинца, сурьмы и олова) за полчаса до начала рабочей смены, устранять мелкие неполадки в работе машины приходилось самим наборщикам.

Директором типографии был в то время был П. С. Скрипченко.

Органы местного самоуправления уделяли газете и типографии большое внимание. Так, в середине шестидесятых годов прошлого века под типографию было отдано одно из лучших зданий по улице Ленина бывшее помещение горкома партии. В соседнем здании, где прежде жили руководители шахты «Капитальная», а потом располагался городской комитет профсоюзов, разместили редакцию. Дело в том, что технологический процесс производства газеты в то время предполагал неразрывное единение двух коллективов журналистов и полиграфистов.

Новое помещение типографии было просторным и светлым, особенно печатный цех. Здесь стояли две большие плоскопечатные машины (в том числе и для производства Газеты) и три маленькие тигельные, на которых печатали только бланки небольших размеров. Бумагу привозили в огромных рулонах, на складе разрезали её по формату газеты, подавали к машинам. Печатать было сложно: бумага, как правило, была сильно наэлектризованной, но один из лучших печатников тех лет Василий Иванович Шемчук справлялся с этой проблемой мастерски, впрочем, как и другие. В последние годы городскую газету в нашей типографии печатали А. Ф. Куимова, Т. Мячева. А дело это непростое: следовало не только правильно заключить набранные металлические формы, чтобы они по ходу печати не рассыпались, но и следить за качеством изображения на оттисках. Всё-таки сказывалось несовершенство технологического процесса: на газетной странице то и дело появлялись так называемые «марашки» помарки из-за отслоившихся ворсинок мягкой бумаги. Тогда набор приходилось чистить, что отнимало время.

Немало хлопот доставляли и иллюстрации. Изображение фотографий с помощью мудреного автомата ЗГА, который прозвали «Ягой», переносили на цинковую пластину посредством линейной нарезки. Автомат нередко капризничал, но даже при самом лучшем раскладе оттиски клише в газете не всегда были идеальны, что становилось проблемой для печатников. К, сожалению, техника тех лет не позволяла производить газету в отличном полиграфическом исполнении, что, надо признать, порою вызывало нарекания читателей.

Качество печати газет тщательно контролировала мастер типографии А. М. Хижняк. Она пришла в типографию молоденькой девчонкой в 1954 году.

- Тогда типография занимала всего две секции в доме № 119 по улице Ленина, воспоминания Анны Михайловны бесценны. Директором был П. С. Скрипченко, редактором газеты П. С. Ворошилов.

По свидетельству Анны Михайловны, при редакционно-издательском отделе существовала лошадь, с помощью которой решались вопросы перевозки грузов, в том числе и тиража газеты.

Тридцать пять лет отработала в полиграфии А. М. Хижняк, двадцать лет из них мастером. Быть одним из руководителей на режимном предприятии, согласитесь, не просто. Помимо контроля за производственным процессом, следовало тщательно следить за сохранностью ручных шрифтов: из типографии нельзя было вынести ни одной литеры, ни одной линейки. В цеха, даже переплётный, посторонним вход запрещался строго. Здесь, в переплетном цехе, даже в начале шестидесятых годов ещё вручную фальцевали газету сгибали отпечатанные листы, придавая газете завершенный четырёхполосный вид. Как правило, эту работу приходилось выполнять поздно вечером либо уже ночью, когда готов тираж. Свежая краска сильно пачкалась, поэтому переплётчицы Зинаида Кулакова и Раиса Козлова старались выполнять работу как можно аккуратнее, чтобы на газете не оставалось черных разводов.

В 50-60-е годы газету делали люди, либо сами прошедшие войну, либо пережившие её в тылу. Они обладали особым складом характера, проявляя чудеса доверия, внимательности, доброго расположения ко всем, кто рядом, и ответственности.

Вспоминает бывшая линотипистка Н. Лубенская:

- Мы не считались со временем: и ночами, если надо, работали, и в выходные. Бывает, идёшь на зорьке домой, петухи поют, коров на пастбище гонят, а ты засыпаешь на ходу.

Несколько лет директором типографии был М. Ф. Рыбалко в неизменно чёрном костюме с орденскими планками на лацкане пиджака и с тросточкой в руках следствие серьёзного ранения на фронте.

Длительное время возглавлял коллектив типографии Иван Александрович Горин. Это был настоящий хозяйственник. Первым делом он затеял большой ремонт. Выполняли его долго, отделывая цех за цехом, что, естественно, привносило определенные трудности в рабочий процесс, тем не менее, полиграфисты были рады этому долгожданному событию. В чистых, уютных цехах и работалось с отличным настроением.

По инициативе и при непосредственном участии И. А. Горина в типографии установили тельфер прежде печатники носили огромные стопы бумаги на себе. Построили крытый переход со склада к зданию типографии. Появилась бумагорезательная машина раньше рулоны разрезали вручную огромными ножами, до волдырей на ладонях. Новая машина позволила значительно экономить бумагу. Установили новый линотип и новую печатную машину-самонаклад, первые оттиски на которой сделал сам директор. Позднее его нередко можно было видеть стоящим за этой машиной в качестве печатника. Он сам занимался ремонтом машин. Тогда этот человек в рабочем халате, измазанный типографской краской, мало походил на начальника: у него вместе с наладчиками была одна цель как можно быстрее запустить механизм в работу. Он мог многое, показывая личный пример ответственного отношения к своему делу. Но при этом руководителем был строгим, не терпел беспорядка (во всех цехах как-то незаметно воцарилась исключительная чистота) и опозданий на работу (порою сам вставал на проходной в начале смены). Будучи человеком справедливым, умел и прощать. Именно на его долю выпали успехи и тяготы, связанные с модернизацией в полиграфии.

Настоящей революцией в семидесятых годах стал отказ от печатания газет на плоскопечатных машинах и переход на ротационные. Более совершенные, быстроходные, а стало быть, и производительные, они стали заветной мечтой для любого руководителя полиграфического предприятия. Наконец, ротационная рулонная машина пришла и в Осинники. Монтаж её выполняли в основном собственными силами, устанавливая в складском помещении. Первыми, как, впрочем, и последними печатниками на ней стали супруги Екатерина и Алексей Беловы. К сожалению, машина оказалась не новой, нередко случались проблемы, поэтому процесс подготовки к печати затягивался, и последний экземпляр газеты сходил на конвейерную ленту уже глубокой ночью, а то и под утро. Однако на главпочтамт тираж попадал вовремя. В полиграфии царит непреложное правило: газета должна попасть к читателю вовремя. За задержку тиража можно было серьёзно поплатиться. На моей памяти такого не случалось. Однако, при всех недостатках, ротационная машина ПРГ стала нашей гордостью: с одной её стороны устанавливался рулон бумаги, в центре печатные формы, а с противоположной выходили уже отпечатанные и сфальцованные листы газеты. Тираж в 20-25 тысяч экземпляров был готов за час-полтора. Более быстроходной машины для печати малых городских и районных газет тогда не существовало.

Готовится номерю !960 год

Но технический прогресс не стоял на месте: на смену традиционному способу печати пришел офсетный, но это уже другая история. А сейчас мне хочется назвать имена тех, кто когда-то работал в типографии на производстве газеты. Это, помимо названных печатников, метранпаж (верстальщик) газеты Зинаида Мочуланова, линотиписты Валентина Становова, Надежда Лубенская, Тамара Дайнеко, Антонина Кислицина, Лилия Каргина, печатник Петр Афонин, переплетчики Зоя Скрипченко, Т. Кусачева, нормировщик Р. М. Бойко, мастер на все руки (и печатник, и наладчик) Александр Шишкин, наладчик Владимир Лубенский. Это имена тех полиграфистов, которые сохранились в моей памяти, с кем пришлось работать не один десяток лет, кто честно и добросовестно выполнял свой долг выпускал городскую газету. Газету, считавшуюся одной из лучших в области не только по содержанию, но и по полиграфическому исполнению.

Специфика многотрудного газетного дела предполагает постоянный творческий поиск. Наше издание за восемь десятков лет претерпело множество серьёзных изменений, в том числе и в плане оформления и конструирования. Задачей 70-80-х годов, помимо содержательности материалов, стало стремление к яркому и выразительному внешнему оформлению. Доминирующее значение стали приобретать зрительные элементы. Фотографии на вылет, иллюстрации свободной формы, большие участки белого пространства, сочетание светлых и жирных линеек, строгий текстовой шрифт «Таймс», модульная сетка макетирования создавали новый образ газеты, её современный облик. Стиль заголовков, величина фотографий, число и размер колонок кардинально менялись. И все эти новаторства должен был воспринять не только ответственный секретарь газеты, который готовил макет будущих номеров, но и метранпаж типографии, который, согласно этому макету, технически формировал будущие газетные страницы. Метранпажи Лазарь Абрамович Свистун, Валентина Монастырева, Ирина Сабирзянова всегда поддерживали любые творческие идеи ответственного секретаря, более того, вносили свои, не менее интересные, предложения, кропотливо, буковка к буковке, строка к строке верстали каждый номер с большим интересом и искренней любовью. Красивая, нарядная газета была наградой за старания обоим коллективам журналистскому и полиграфическому. В одном из областных конкурсов на лучшее оформление и полиграфическое исполнение газет в начале 80-х годов нам был присвоен диплом третьей степени.

Мы делали газету с любовью, самостоятельно. Нам доверяли, и мы дорожили своей ответственностью. Мы бережно относились друг к другу, понимая, что человек творческой профессии человек особенный, легко ранимый, а хорошее настроение в нашем деле играет главенствующую роль. Я с большим удовольствием вспоминаю годы работы в газете бесспорно, они стали самыми счастливыми в моей жизни.

В памяти моей время от времени оживают имена ярких журналистов, которые сознательно связали свою судьбу с нашей газетой и были преданы ей на протяжении многих-многих лет.

В начале шестидесятых ответственным секретарём был Иван Никифорович Коновалов - очень высокого роста, уже немолодой человек с копной густых волос, он все время спешил, был чем-то озадачен, решал какие-то проблемы. И изобретал – секретарскую линейку, для того, чтобы более четко выполнять макет газеты. Линейку такую придумали – где-то «наверху». И дали точное название: строкомер. Единственный экземпляр, присланный в нашу редакцию, как эстафетная палочка, бережно передавался от одного ответственного секретаря другому. Следующий ответственный секретарь, Михаил Ксенофонтович Субботин, прежде чертивший макет на обыкновенном листке бумаги, использовал уже специальные бланки. Он, пожалуй, один из тех, кто дольше других работал в нашей газете. Хотя, думаю, и ему поступали заманчивые предложения по работе, ведь добрая молва о литературной группе, которую он возглавлял на протяжении многих лет, ушла далеко за пределы города. М. К. Субботин не мог оставить  больного деда, который, кажется, его и воспитал. Тогда у нас как-то не принято было обсуждать вопросы личного характера, никто не лез к тебе в душу с неприятными вопросами. Считал человек нужным и открывал своё сердце нараспашку, а если нет… Михаил не спешил откровенничать, несмотря на исключительно коммуникабельный характер. В семидесятых он все-таки будет вынужден уйти работать на шахту: прокормить семью на заработную плату журналиста стало невозможно.

На фото, слева направо: редактор В. В. Тырышкин, корреспондент П. И. Стародумов, зам редактора Б. Г. Бучев. 1960 год.

 

По той же причине в предпенсионном возрасте ушли на шахту «Капитальная», в многотиражную газету, заместитель редактора Николай Антонович Исаев, а затем и заведующий отделом промышленности Пётр Иванович Стародумов. Там заработная плата была существенно выше а, стало быть, и будущая пенсия.

В начале шестидесятых я застала еще Альфонса Иосифовича Прикатнева заведующего отделом промышленности. Спокойный, добрый, приветливый, он сразу располагал к себе. Нередко  приводил на работу маленького сыночка, Юрочку – позднего ребенка, свою точную копию. Уходя на планерку, Альфонс Иосифович оставлял отроку карандаши с бумагой, и тот охотно возводил на ней дома, утопающие в ярких солнечных лучах. А. И. Прикатнев ушёл из жизни, когда Юра ещё учился в школе. Сегодня Ю. А. Прикатнев – грамотный, авторитетный руководитель, начальник участка на шахте «Капитальная».

***

С большой теплотой вспоминаются те давние дни и годы, факты, события, люди. Абсолютно преданной газете была Раиса Филипповна Шипилова. Медицинский работник по образованию, она много лет мечтала о работе в газете, а получив её, вскоре вынуждена была оставить карьеру в редакции ради того, чтобы помочь дочери Татьяне. Окончив Иркутский государственный  университет и получив высшее журналистское образование, Татьяна также некоторое время работала в нашей газете. Выпускник этого же университета Виктор Иванович Долженок пришёл к нам на должность заместителя редактора где-то на рубеже семидесятых годов.

В это же время корреспондентом отдела культуры и писем работала Анна Ивановна Краузе-Ножнина. Она поражала своей работоспособностью: могла одновременно писать при шумно беседующих посетителях, общаться с ними, говорить по телефону. Она бралась за любую тему, в любое время могла уехать к черту на кулички на перекладных. Обладая уникальной памятью, она почти не пользовалась блокнотом.

Всегда была острой потребность в бумаге, на которой журналисты многие десятилетия писали свои материалы и печатали тексты на машинке. Однако корреспонденту отдела промышленности Виктору Александровичу Абросову всегда удавалось раздобыть в типографии какие-то срывы с газетных рулонов, обрезать их в переплётном цехе и аккуратной стопкой преподнести пишущей братии. Мы обожали такие подарки!

Из наших юнкоров выросла в хорошего, пытливого журналиста Елена Харченко. После окончания Томского государственного университета она работала в отделе промышленности до отъезда на Украину. Более всего ей по душе пришелся жанр «интервью», так что очень кстати оказался подаренный газете первый диктофон. Это был немаленький и тяжеловатый агрегат, с которым  Елена практически не расставалась.

Газетчик поразительной неутомимости и трудолюбия, наблюдательный, острый художник слова – это Елена Сергеевна Эргарт, которая органично влилась в наш коллектив в 1978 году, приняла его задачи и требования. Она поднимает глубокие темы, профессионально рассуждает о жизни, о времени. Признанный мастер, Е. С. Эргарт создает правдивые образы людей, беззаветно преданных своему делу. Любая тема, любой жанр, любое задание ей по силам. А еще она очень любит работать со школьниками. Многих пестует из года в год, обучает азам журналистики, терпеливо правит неумелые тексты, делится теоретическими навыками. И этот труд окупается сторицей: все ее питомцы, решившие отдать свою жизнь журналистике, поступают в вузы.

После окончания института начала работать в газете сначала корреспондентом, а затем корректором Лидия Викторовна Сидорова. Последние годы ставили перед газетой не только новые творческие, но и технические задачи, и Лидия Викторовна прекрасно с ними справляется. Она освоила не только компьютерный набор, но графику и дизайн, а также работу ответственного секретаря. Сегодня она одна выполняет объем, который прежде делали три человека: ответственный секретарь, корректор и метранпаж.

На пожелтевших страницах газеты в семидесятые годы активно представлены работы фотокорреспондента Николая Иннокентьевича Майкова, а в восьмидесятые Михаила Ивановича Бычихина.

Более тридцати лет отдал газете Николай Григорьевич Курбатов, пришедший в издание корреспондентом на рубеже семидесятых. Он стал первым избранным в коллективе редактором.  Помимо творческих задач, на его долю выпал сложнейший этап технического перевооружения газеты, связанный с переходом на компьютерный набор и верстку. Поначалу мало кто знал, что  Николай Григорьевич всерьёз увлекается поэзией. Правда, его острые, но безобидные эпиграммы остались в папке у каждого журналиста газеты. Тем не менее, свободное время он отдавал  рыбалке и стихам. И только шесть лет назад издал книгу своих стихов – откровенных, проникновенных, несущих глубочайший смысл и жизненный опыт, которые по достоинству оценили специалисты.

***

На мой взгляд, именно семидесятые и начало восьмидесятых годов стали пиком творческой активности журналистов нашей газеты (простите, никого не хочу обидеть). И этот факт я связываю с приходом в 1973 году на должность редактора Анатолия Александровича Шишкина. Он, уже опытный, хотя и молодой журналист, в общем-то пошёл на риск, оставив в Березовском работу, квартиру, друзей – все, что гарантировало спокойную, размеренную жизнь. Приехал к нам с новыми планами, интересными предложениями, серьёзными  амбициями. Его расчёт оправдался. Опыт работы в большом городе помог перестроить наш коллектив на новый темп жизни, сориентировать его на современный стиль деятельности, ещё выше поднять планку ответственности за свой труд. Его любимая фраза «Журналиста, как и волка, ноги кормят» стала аксиомой: мы часами пропадали на объектах. Наши планерки превратились в школу журналистики, а партийные собрания – в отчеты о проделанной работе. Мы составляли перспективные планы на год и квартал, а еще месячные и текущие на неделю, исполнение которых тщательно контролировалось.

Дисциплинированность, исполнительность, точность в работе составляли сущность нашей деятельности. В нашем коллективе начала активно работать первичная организация Союза журналистов, членом которого мог стать только исключительно преданный своему делу, проявивший себя грамотным специалистом творческий работник. Мы более активно включились в освещение процессов бурного производственного развития города, а также вопросов   общественно-политической жизни. Молодость позволяла выдерживать сумасшедшие нагрузки. Что заставляло нас «трое суток шагать ради нескольких строчек в газете»? Амбиции? Наверное.  Но главным, на мой взгляд, была любовь к своей профессии, к своему коллективу, к своей газете.

Обойтись примитивными информациями, сухими заметками и штампованными отчетами стало невозможно. Время и обстоятельства призывали более активно осваивать флагманские жанры: интервью, репортажи, корреспонденции, аналитические статьи, очерки, фельетоны и т. д. Мы разбегались по городу в поисках серьезных материалов и интересных тем. Мы работали в бешеном ритме, с часами на руках: нас ждут линотипы и печатные машины. Нас ждут читатели. «Срочно! В номер!» материалы с такими пометками очень часто ложились на стол ответственного секретаря.

***

Прошло не так уж много времени, и страницы нашей газеты все активнее стали заполнять яркие, интересные публикации. Явления и факты, о которых писали журналисты, переводились на другой язык – сочный, образный, эмоциональный, сдобренный множеством выразительных средств. Содержание газеты кардинально изменялось. Скупому шаблонному тексту, языковым штампам и избитым клише журналисты предпочли глубокий анализ, смелый полет мысли, литературное мастерство.

Сначала робко, а затем все более активно газета начала принимать участие в разнообразных областных конкурсах. Наши материалы стали признавать, а затем и премировать в качестве лучших. Пример показывал сам редактор А. А. Шишкин: он был признан  победителем в одном из всесоюзных конкурсов. Практически в каждый номер газеты Анатолий Алексеевич сдавал свой материал, написанный ярким, живым, образным языком, как бы показывая пример и призывая всех нас: учитесь! Он придумывал интересные рубрики, открывал новые темы, самые сложные задания брал на себя, при этом показывая незаурядные организаторские способности. В редакцию зачастили гости, и прежде всего собственные корреспонденты газеты «Кузбасс». В разное время это были Александр Васильевич Трутнев, Анатолий Поздеев, Анатолий Семёнович Цыряпкин.

Много внимания уделяли газете председатель Кемеровского областного Союза журналистов Владимир Яковлевич Майдаров, начальник управления издательств, полиграфии и книжной торговли Евгений Николаевич Панов, заведующий сектором печати при Кемеровском обкоме КПСС Александр Васильевич Семёнов. Их целью было не только проинспектировать работу газеты, но прежде всего помочь коллективу, ищущему, целеустремлённому, стоящему на истинно творческом пути.

***

Газета – очень сложный инструмент. Её задачи, содержание и формы деятельности определялись  основополагающими партийными документами и самой жизнью. Жизнь требовала от журналистики неординарного подхода к своей работе. И мы учились – постоянно. Регулярно, один раз в два года, проходили курсы повышения квалификации в Доме политического просвещения при Кемеровском обкоме КПСС. Запомнились не только интересные и полезные лекции, но и встречи с замечательными людьми, о которых говорила вся область; остались в памяти тренинги на конкретные темы, а ещё живой процесс обмена опытом работы между журналистами, ведь в каждой газете были свои росточки чего-то нового, интересного, содержательного. Никаких тайн за семью печатями никто не держал. В течение нескольких дней мы слушали коллег, размышляли, спорили, а затем обсуждали все новаторские идеи в своих коллективах и внедряли лучшие из них. Мы, корреспонденты из разных газет области, знали друг друга, созванивались и общались. И это объединяло журналистский корпус, делало его мобильным, более творческим, активным и целеустремленным.

Одним из организаторов и регуляторов всех интересных мероприятий в масштабах области был  Павел Иванович Антипов – всеобщий любимец. Участник Великой Отечественной войны, он источал живую энергетику, умел объединить людей и побудить их к творческий работе, учил преодолевать трудности и сеять доброе, вечное. Нередко Павел Иванович организовывал семинары под г. Кемерово, в селе Елыкаево, на базе отдыха, которую благодарные журналисты так и окрестили: Антиповка. После учебы П. И. Антипов каждый раз устраивал для нас сюрприз: то соревнования на лыжах, то сбор грибов в прибрежном лесочке, а то и вовсе вывезет в другой город. Таким образом, мы побывали в редакциях многих газет – воочию увидели, как живут наши коллеги, узнали, как они выстраивают свой творческий процесс. Более того, мы побывали в Алтайском крае, в Новосибирской и Томской областях.

Экскурсия в Томск оставила вообще неизгладимое впечатление на всю жизнь. Здесь, в обкоме партии, состоялась встреча с первым секретарем Егором Кузьмичом Лигачевым, прекрасно осознававшим роль журналистики в жизни общества и высоко ценившим труд журналистов. По его инициативе в центре Томска был построен огромный современный издательско-полиграфический центр, оснащенный самым передовым оборудованием, а неподалёку, в шаговой доступности, многоэтажный жилой комплекс для работников средств массовой информации и полиграфистов. Мы посетили кафедру журналистики Томского государственного университета в самый разгар экзаменационной сессии, вновь окунувшись в студенческую стихию. Походили по  улицам города со сказочными старинными особняками, украшенными деревянной вязью.  Посидели на берегу величавой Томи. В драматическим театре посмотрели спектакль столичного  Ленкома «Тиль Уленшпигель» с Николаем  Караченцовым и Инной Чуриковой в главных ролях. Домой увозили белые грибы и мыло: да-да, обыкновенное хозяйственное мыло, за которым  стояли в очереди несколько часов.

То была вторая половина восьмидесятых – пора всеобщего дефицита. В окно истории стучалась  новая эпоха, о которой, впрочем, будут рассказывать уже другие журналисты.

Л. Смирнова

(Время и жизнь, 1 марта 2013)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Калтан – Осинники 21 века © 2017

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?