Санкин Никита Никифорович, Зенкова Зоя Григорьевна – учителя, зажигающие сердца
В своё время в школах города трудились два замечательных педагога, пользовавшие пользовавшихся огромным уважением и непререкаемым авторитетом у коллег, учащихся и родителей – Никита Никифорович Санкин и Зоя Григорьевна Зенкова. Их отличали высокое чувство ответственности, трудолюбие, разумная требовательность и, конечно, прочные знания, которыми они делились с детьми. Помимо основной работы – обучения, они всегда находили время для внеклассной работы, походов, организации драмкружка. Эти учителя вошли в историю системы образования города Осинники, они заслуженные учителя Российской Федерации.
К сожалению, сегодня их нет с нами, но многие осинниковцы знали их лично и бережно хранят о них память. Этот материал подготовлен на основе воспоминаний людей, которые были знакомы с педагогами, а также на основе архивных материалов нашей газеты.
Никита Никифорович Санкин родился в Алтайском крае. Позже семья переехала в Кемеровскую область на станцию Кандалеп (г. Осинники). Ещё в ранней юности полюбил Никита Никифорович труд педагога. Выучиться самому и нести свет знаний людям стало его целью.
Он начал работать учителем перед Отечественной войной, а с 1945 года был директором восьмилетней школы №32.
Нелёгким было послевоенное время: не хватало учебников, тетрадей, наглядных пособий. Но возглавляемый Н. Н. Санкиным коллектив умел зажигать у детей страстное желание к учёбе и труду. Сам Никита Никифорович обладал большим педагогическим мастерством, он был прекрасным руководителем школы и опытнейшим учителем географии. Под его руководством в школе был создан краеведческий уголок, который насчитывал десятки экспонатов, с их помощью ребята хорошо осваивали не только географию, но и другие дисциплины. Часто под руководством учителя школьники совершали экскурсии, походы, собирали коллекции, гербарии. При школе был образцовый учебно-опытный участок, где учащиеся выращивали плодовые деревья, кустарники, огородные растения. Жизнь в школе продолжалась и летом, когда не было уроков, для детей всегда был открыт спортивный зал, на территории оборудована спортивная площадка, где могли заниматься все желающие.
«Никита Никифорович жил рядом со школой и постоянно находился с нами, у него никогда не было отпуска. У нас, бывших выпускников, остались самые светлые и тёплые воспоминания о школе, педагогическом коллективе, о Никите Никифоровиче», – говорит Юрий Петрович Попов, выпускник 1964 года.
В школе №32 проводились семинары, совещания, обмен мнениями об улучшении преподавательской работы и методов воспитания. Никита Никифорович был энтузиастом, человеком, который, помимо профессии, имел ещё одно призвание и так же, как работе, отдавал ему свои силы, энергию, сердце. Ученики школы не только любили содержательные уроки географии Н. Н. Санкина, но и с большим удовольствием посещали драматический кружок, которым он руководил не один десяток лет. Несколько его бывших воспитанников стали профессиональными актёрами, режиссёрами.
Валентина Михайловна Дубровина, проработавшая в школе №32 сорок лет, вспоминает, что школа была для Н. Н. Санкина родным домом. Он находился в ней с раннего утра и до позднего вечера. Школа работала в две смены, в ней обучалось более 1200 учащихся. Никита Никифорович отличался большой эрудицией, требовательностью, строгостью, но в то же время тактичностью и справедливостью. В трудную минуту приходил на помощь любому, будь то ученик, учитель или родитель. Работая директором школы, постоянно оказывал методическую помощь учителям, щедро делился своим богатым опытом с молодыми специалистами, огромное внимание уделял патриотическому и эстетическому воспитанию. Н. Н. Санкин был постоянным руководителем школьного драматического кружка, сам обладал артистическими качествами,. чудесно читал стихи, басни, прозу, сатирические произведения, хорошо пел. Школа принимала участие в городских смотрах художественной самодеятельности. При подготовке к нему, т. е. на протяжении всего года, школа превращалась в большой театр: в одних классах – хоровое пение, солисты, вокалисты, в других занимались хореографией, играли на музыкальных инструментах. Одним словом, был задействован весь коллектив учителей, учащихся и родители. Забыть такое невозможно! Чем больше ребят участвовали в художественной самодеятельности, тем лучше. Во время репетиций он заходил в класс, прослушивал, просматривал номера, давал необходимые советы.
Правительство высоко оценило заслуги Никиты Никифоровича Санкина, присвоив ему в 1958 году почётное звание заслуженного учителя РСФСР. За безупречный педагогический труд, успехи в учебно-воспитательной работе, активное участие в общественной жизни он был награжден множеством почётных грамот.
Зоя Григорьевна Зенкова... С бесконечной благодарностью и огромной теплотой о ней вспоминают все, кто вместе с ней работал, кто учился у этого педагога.
В чём секрет её учительского мастерства и таланта? На этот традиционный вопрос, наверное, весь педагогический и ученический коллектив школы единодушно ответил бы: в огромном трудолюбии. Учителя между собой называли её трудоголиком, иногда ворчали, потому что у Зои Григорьевны не было таких понятий, как предпраздничные дни, сокращённые уроки, каникулы и т. д.
Глубокие корни её трудолюбия уходят в детство, юность, когда она жила и училась в Алтайском крае в деревне Топтушка Тогульского района. Как все деревенские ребятишки была приучена к сельскому труду, участвовала в уборке урожая. Школьные годы Зои Григорьевны выпали на пятилетку, когда вся страна была занята поднятием целинных и залежных земель. Не оставались в стороне и школьники, Зоя Григорьевна тоже работала на уборке урожая. Но она уже тогда не только трудилась лучше всех, но и сумела организовать свою бригаду, за что в 1957 году школьницу наградили медалью «За освоение целинных земель». Это первая весомая награда Зои Григорьевны и очень значимая для неё до конца жизни.
После окончания школы она поступила в Новокузнецкий педагогический институт на факультет математики и о выборе профессии педагога никогда не жалела. Главным в работе с детьми считала воспитание трудолюбия и ответственности, точно такие же качества она развила в себе.
Об одном из приёмов воспитания этих качеств вспоминают выпускники 90-х годов. Смеясь, они рассказывали, как им не хотелось идти на дополнительные занятия по математике в субботу к 8 часам, и они искали причину. И вот однажды причина нашлась – всем классом решили идти на городской турслёт. Зоя Григорьевна подумала и сказала: «Вам на электричку к 8-15, значит, если мы соберёмся к 6-00, то успеем позаниматься математикой». Вначале все думали, что она шутит, но решили проверить. Пришли все, урок провели, на электричку успели и победили свою лень. Потом гордились, что ни одного урока математики не пропустили. Уже повзрослев, они поняли, что это был для них урок отношения к делу. Зоя Григорьевна никогда не жалела своего времени на проведение зачётов, дополнительных занятий, вечеров. Она радовалась, когда её ученики выбирали экзамен – геометрию, иногда выбор её предмета составлял 100%. Она часто говорила: «Если заболею, главное лекарство – дойти до школы, потом уж точно выздоровею – на урок идти надо».
За свой добросовестный труд 3. Г. Зенкова неоднократно награждалась грамотами Министерства образования, Департамента образования, Управления образования. В 1992 году ей было присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Но главной наградой для нее были встречи с выпускниками, которые приходили к ней школу не только в праздничные дни, но и в будни: обсудить проблемы, просто поговорить, посоветоваться. Наверное, это и есть учительское счастье!
Зоя Григорьевна была настоящим наставником для учителей. Работая завучем школы, она старалась в практику школы внедрять новые технологии, особое внимание уделяла одаренным детям, постоянно опекала молодых специалистов, внушала им веру в свои силы. Многие учителя благодарны ей за своё становление в учительской профессии. Среди них Ольга Ивановна Ломакина, директор школы №3, которой она в трудные минуты помогала найти правильное решение, учила настойчивости, любить детей.
Редакция газеты благодарит за помощь в подготовке статьи ветеранов педагогического труда Г. А. Шенцеву, В. М. Дубровину, Л. В. Зубову, выпускника школы №32 Ю. П. Попова; директора школы №3 О. И. Ломакину.
Подготовила Оксана Будяк
(Время и жизнь, 5 ноября 2016)