Санкин Никита Никифорович, Зенкова Зоя Григорьевна – учителя, зажигающие сердца
6 ноября 2016 - Геннадий Казанин

Санкин Никита Никифорович, Зенкова Зоя Григорьевна – учителя, зажигающие сердца

В своё время в школах города трудились два замечательных педагога, пользовавшие пользовавшихся огромным уважением и непререкаемым авторитетом у коллег, учащихся и родителей – Никита Никифорович Санкин и Зоя Григорьевна Зенкова. Их отличали высокое чувство ответственности, трудолюбие, разумная требовательность и, конечно, прочные знания, которыми они делились с детьми. Помимо основной работы – обучения, они всегда находили время для внеклассной работы, походов, организации драмкружка. Эти учителя вошли в историю системы образования города Осинники, они заслуженные учителя Российской Федерации.

К сожалению, сегодня их нет с нами, но многие осинниковцы знали их лично и бережно хранят о них память. Этот материал подготовлен на основе воспоминаний людей, которые были знакомы с педагогами, а также на основе архивных материалов нашей газеты.

Никита Никифорович Санкин родился в Алтайском крае. Позже семья переехала в Кемеровскую область на станцию Кандалеп (г. Осинники). Ещё в ранней юности полюбил Никита Никифорович труд педагога. Выучиться самому и нести свет знаний людям стало его целью.

Он начал работать учителем перед Отечественной войной, а с 1945 года был директором восьмилетней школы №32.

Нелёгким было послевоенное время: не хватало учебников, тетрадей, наглядных пособий. Но возглавляемый Н. Н. Санкиным коллектив умел зажигать у детей страстное желание к учёбе и труду. Сам Никита Никифорович обладал большим педагогическим мастерством, он был прекрасным руководителем школы и опытнейшим учителем географии. Под его руководством в школе был создан краеведческий уголок, который насчитывал десятки экспонатов, с их помощью ребята хорошо осваивали не только географию, но и другие дисциплины. Часто под руководством учителя школьники совершали экскурсии, походы, собирали коллекции, гербарии. При школе был образцовый учебно-опытный участок, где учащиеся выращивали плодовые деревья, кустарники, огородные растения. Жизнь в школе продолжалась и летом, когда не было уроков, для детей всегда был открыт спортивный зал, на территории оборудована спортивная площадка, где могли заниматься все желающие.

«Никита Никифорович жил рядом со школой и постоянно находился с нами, у него никогда не было отпуска. У нас, бывших выпускников, остались самые светлые и тёплые воспоминания о школе, педагогическом коллективе, о Никите Никифоровиче», – говорит Юрий Петрович Попов, выпускник 1964 года.

В школе №32 проводились семинары, совещания, обмен мнениями об улучшении преподавательской работы и методов воспитания. Никита Никифорович был энтузиастом, человеком, который, помимо профессии, имел ещё одно призвание и так же, как работе, отдавал ему свои силы, энергию, сердце. Ученики школы не только любили содержательные уроки географии Н. Н. Санкина, но и с большим удовольствием посещали драматический кружок, которым он руководил не один десяток лет. Несколько его бывших воспитанников стали профессиональными актёрами, режиссёрами.

Валентина Михайловна Дубровина, проработавшая в школе №32 сорок лет, вспоминает, что школа была для Н. Н. Санкина родным домом. Он находился в ней с раннего утра и до позднего вечера. Школа работала в две смены, в ней обучалось более 1200 учащихся. Никита Никифорович отличался большой эрудицией, требовательностью, строгостью, но в то же время тактичностью и справедливостью. В трудную минуту приходил на помощь любому, будь то ученик, учитель или родитель. Работая директором школы, постоянно оказывал методическую помощь учителям, щедро делился своим богатым опытом с молодыми специалистами, огромное внимание уделял патриотическому и эстетическому воспитанию. Н. Н. Санкин был постоянным руководителем школьного драматического кружка, сам обладал артистическими качествами,. чудесно читал стихи, басни, прозу, сатирические произведения, хорошо пел. Школа принимала участие в городских смотрах художественной самодеятельности. При подготовке к нему, т. е. на протяжении всего года, школа превращалась в большой театр: в одних классах – хоровое пение, солисты, вокалисты, в других занимались хореографией, играли на музыкальных инструментах. Одним словом, был задействован весь коллектив учителей, учащихся и родители. Забыть такое невозможно! Чем больше ребят участвовали в художественной самодеятельности, тем лучше. Во время репетиций он заходил в класс, прослушивал, просматривал номера, давал необходимые советы.

Правительство высоко оценило заслуги Никиты Никифоровича Санкина, присвоив ему в 1958 году почётное звание заслуженного учителя РСФСР. За безупречный педагогический труд, успехи в учебно-воспитательной работе, активное участие в общественной жизни он был награжден множеством почётных грамот.

Зоя Григорьевна Зенкова... С бесконечной благодарностью и огромной теплотой о ней вспоминают все, кто вместе с ней работал, кто учился у этого педагога.

В чём секрет её учительского мастерства и таланта? На этот традиционный вопрос, наверное, весь педагогический и ученический коллектив школы единодушно ответил бы: в огромном трудолюбии. Учителя между собой называли её трудоголиком, иногда ворчали, потому что у Зои Григорьевны не было таких понятий, как предпраздничные дни, сокращённые уроки, каникулы и т. д.

Глубокие корни её трудолюбия уходят в детство, юность, когда она жила и училась в Алтайском крае в деревне Топтушка Тогульского района. Как все деревенские ребятишки была приучена к сельскому труду, участвовала в уборке урожая. Школьные годы Зои Григорьевны выпали на пятилетку, когда вся страна была занята поднятием целинных и залежных земель. Не оставались в стороне и школьники, Зоя Григорьевна тоже работала на уборке урожая. Но она уже тогда не только трудилась лучше всех, но и сумела организовать свою бригаду, за что в 1957 году школьницу наградили медалью «За освоение целинных земель». Это первая весомая награда Зои Григорьевны и очень значимая для неё до конца жизни.

После окончания школы она поступила в Новокузнецкий педагогический институт на факультет математики и о выборе профессии педагога никогда не жалела. Главным в работе с детьми считала воспитание трудолюбия и ответственности, точно такие же качества она развила в себе.

Об одном из приёмов воспитания этих качеств вспоминают выпускники 90-х годов. Смеясь, они рассказывали, как им не хотелось идти на дополнительные занятия по математике в субботу к 8 часам, и они искали причину. И вот однажды причина нашлась – всем классом решили идти на городской турслёт. Зоя Григорьевна подумала и сказала: «Вам на электричку к 8-15, значит, если мы соберёмся к 6-00, то успеем позаниматься математикой». Вначале все думали, что она шутит, но решили проверить. Пришли все, урок провели, на электричку успели и победили свою лень. Потом гордились, что ни одного урока математики не пропустили. Уже повзрослев, они поняли, что это был для них урок отношения к делу. Зоя Григорьевна никогда не жалела своего времени на проведение зачётов, дополнительных занятий, вечеров. Она радовалась, когда её ученики выбирали экзамен – геометрию, иногда выбор её предмета составлял 100%. Она часто говорила:         «Если заболею, главное лекарство – дойти до школы, потом уж точно выздоровею – на урок идти надо».

За свой добросовестный труд 3. Г. Зенкова неоднократно награждалась грамотами Министерства образования, Департамента образования, Управления образования. В 1992 году ей было присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Но главной наградой для нее были встречи с выпускниками, которые приходили к ней школу не только в праздничные дни, но и в будни: обсудить проблемы, просто поговорить, посоветоваться. Наверное, это и есть учительское счастье!

Зоя Григорьевна была настоящим наставником для учителей. Работая завучем школы, она старалась в практику школы внедрять новые технологии, особое внимание уделяла одаренным детям, постоянно опекала молодых специалистов, внушала им веру в свои силы. Многие учителя благодарны ей за своё становление в учительской профессии. Среди них Ольга Ивановна Ломакина, директор школы №3, которой она в трудные минуты помогала найти правильное решение, учила настойчивости, любить детей.

Редакция газеты благодарит за помощь в подготовке статьи ветеранов педагогического труда Г. А. Шенцеву, В. М. Дубровину, Л. В. Зубову, выпускника школы №32 Ю. П. Попова; директора школы №3 О. И. Ломакину.

Подготовила Оксана Будяк

(Время и жизнь, 5 ноября 2016)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Калтан – Осинники 21 века © 2017

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?