Тайна трамвая в Калтане
Очевидцев или людей, слышавших и знающих о трамвае, ходившем полвека назад из Калтана в посёлок Малышев Лог, мало. И те путаются в датах. А ведь это чудо техники курсировало по маршруту не один год!

А помнишь, как всё начиналось?
В 1950 году была открыта шахта «Шушталепская», расположившаяся на западном берегу реки Кондома. В то время как вся инфраструктура: поселения, автомобильная и железная дороги осталась на восточном берегу. Между шахтой и противоположным берегом был возведен технологический «навесной» мост, по которому проложили транспортёр, доставлявший добытый уголь с шахты на восточный берег. Мост сразу же окрестили «воздушным», что стало фактически именем собственным. На восточном берегу реки Кондома построили бункеры для складирования угля.
Вскоре вокруг бункеров возник посёлок Малышев Лог, а к северу от города Калтан, у железнодорожной ветки, был заложен посёлок для работников шахты, названный для создания у рабочего люда ощущения жизненного постоянства посёлком Постоянный.
С развитием поселка особо остро встал вопрос о доставке рабочих на шахту – автобусов тогда не было. Директором «Шушталепской» Петром Игнатьевичем Каминским было решено построить железнодорожную ветку и возить по ней рабочих на трамвае.
Стройка началась в конце лета 1957-го года и была провозглашена «народной». Осенью делегация с шахты отправилась в г. Прокопьевск – там имелся выбор вагонов, попадавших в город со всей России. В Прокопьевске шахтерам предложили старый двухконечный деревянный вагон производства Мытищинского завода. Он прибыл в Малышев Лог к концу осени на автомобильной платформе.

Движение началось к зиме 1957 года и продолжалось около четырёх лет, пока вагон окончательно не выработал свой ресурс и пока в этих местах не появились автобусы.
Вспоминают участники клуба по интересам «Ягодка»:
- Это был примерно 1955-1956 год. Трамвай возил шахтёров и учеников из посёлка Постоянный в посёлок Малышев Лог с раннего утра и до позднего вечера. Проезд стоил три копейки, а водила трамвай вагоновожатая Галина Трофимовна Трапезникова. Для нас трамвай был чудом в разрушенной стране.
Работяга интерурбан
Маршрут пригородного трамвая (интерурбана) начинался от места ответвления железнодорожной ветки на Малышев Лог – в середине между современной платформой «412 км» и станцией «Калтан». Трамвай шёл по железнодорожным путям параллельно автодороге.
Трамвайная линия имела пять остановок: «Калтан», «Постоянный», «Колхозная», «Цементная», «Бункера».

Двусторонний вагон курсировал челноком взад-вперед с пяти часов утра до часу ночи. Отправлялся трамвай от конечной остановки по мере наполняемости: расписания движения не было, а время пробега по всей ветке составляло около 7-10 минут. Постоянной вагоновожатой была Галина Трапезникова, бывшая мотористка шахты. Её периодическими сменщиками были слесари шахты, становившиеся за контроллер помимо основной работы в шахте. Отсюда многочисленные воспоминания, что вагоновожатый часто работал в шахтёрской робе.
На ночь вагон оставляли у бункеров. Техническое обслуживание обеспечивалось слесарями шахты.
Что сейчас?
У переезда с железнодорожной Дорогой никаких признаков чего-либо трамвайного уже не обнаружить. На другом конце линии, у снесённого во время наводнения подвесного моста, разделяя естественной преградой частную собственность, вырисовывается насыпь, идущая между домами от «воздушного» моста к автодороге.
Д. Есаулова
(Калтанский вестник, 28 февраля 2013)
Кстати
Вопреки распространённому мнению, трамвайная линия не шла через мост Кондомы, ошибочно считающийся железнодорожным. Этот мост был возведён только в 1952-м году для стационарной переправы. При этом для его строительства применён стандартный железнодорожный мостовой пролёт. Мнение, что бывшая железная дорога, а затем линия трамвая шли через мост, сложилось по причине сугубо железнодорожного вида моста. Прослужив последние годы только в качестве «пешеходного» моста с участием неофициального движения автотранспорта, он был закрыт на капитальный ремонт и рухнул во время сильного наводнения весной 2004-го года.
Примечание автора сайта. Насколько я помню, трамвай был бесплатным и содержался за счёт шахты. Он был излюбленным местом развлечения местной ребятни. Некоторые катались на нём по целому дню. Я тоже часто проводил там время. Вагоновожатая прогоняла только тех, кто сильно хулиганил.
В последний год существования маршрута на конечных остановках были выстроены из хорошего тёса добротные остановочные павильоны, крытые шифером. Они ещё долго после закрытия трамвайной линии напоминали местным жителям о былом транспортном благополучии. Мост же на моей памяти остался не «воздушным», как написано в заметке, а «висячим».
Должен согласиться с некоторыми читателями (Сергей). Из этой статьи понятно, что в 2004 году рухнул автодорожный мост. Однако, могу вас уверить, что автодорожный мост цел, и через него идёт прямой путь из Калтана в сторону Кузнецкого тракта. А от висячего моста остались жалкие останки.