Софрон Тотыш – собиратель шорского фольклора
4 февраля 2017 - Геннадий Казанин

Софрон Тотыш – собиратель шорского фольклора

Его книги учат добру и совести

(к 100-летию со дня рождения собирателя шорского фольклора и писателя Софрона Тотыша)

В 2017 году исполняется сто лет шорскому писателю Софрону Тотышу.

Он является одним из трёх столпов шорской литературы. И хотя все его произведения написаны на русском языке, но художественно писатель мыслил по-шорски. Произведения его были посвящены жизни шорских охотников, людей мужественных и стойких. Воспитательный потенциал рассказов С. Тотыша неоспорим. Это его перу принадлежат такие известные книги как «Сказки Шапкая», «Сын Тайги», «Тайга», «Хозяин гор». С сожалением можно отметить, что современному читателю-школьнику они незнакомы.

В предисловии к книге «Литературный портрет Шории», изданной в Кемеровском книжном издательстве, есть слова, с которыми трудно не согласиться: «Наш край богат недрами, историей, культурой народов, которые населяют Кемеровскую область. Богат он талантливыми писателями и поэтами. Это они воспевают своими произведениями красоту нашей сибирской природы, своей родины».

Однако литература родного края (прежде всего, произведения шорских поэтов и писателей) изучается в школе недостаточно, а часто совсем игнорируется учителем. А ведь именно чтение литературных произведений писателей региона обогащает нравственно-эстетический опыт обучающихся, «раскрывает новые грани внутреннего мира человека, содействует реализации воспитательных и образовательных задач, поставленных перед современной школой.

Софрон Сергеевич Тотыш родился в 1907 году в Горной Шории, в ауле (посёлке) Томазак (сейчас Мыски). Он был восьмым ребёнком в семье, и отец, имевший пасеку, мечтал видеть сына тоже пасечником и хозяином большой пасеки. Когда Софрон подрос, отец решил, что сыну необходимо получить образование, научиться говорить по-русски, и повёз его в город Кузнецк в городскую приходскую школу. Трудно давался мальчику русский язык, но он выучил его. Вскоре в Мысках открыли школу, и Софрон смог продолжить учебу. Он активно участвует в революционных событиях, вступает в комсомол, организует открытие избы-читальни. С. С. Тотыш приобрёл нужную и важную специальность бухгалтера и много лет работал в транспортных и строительных организациях Кемеровской области.

Многое за свою жизнь видел и пережил Тотыш, и ему хотелось рассказать людям о родной Шории, о жизни шорцев, нравах и обычаях своего народа. Он находил время писать, несмотря на большую занятость. В 1951 году Новосибирское книжное издательство напечатало в сборнике «Молодые силы» пять рассказов С. Тотыша о Шории, а через два года в Новосибирске выходит его первая книга «В тайге», в 1959 г. в Кемеровском книжном издательстве вышел сборник «Сказки Шапкая», неоднократно переиздававшийся.

Сын Софрона Тотыша Юрий пишет: «Софрон Тотыш был напитан творчеством своего родного шорского народа. Это позволило создать ему свой неповторимый собственный цикл рассказов и легенд, которые объединились в книгу «Сказки Шапкая». Образ старого охотника и народного философа, конечно, выдуманный, но он одновременно и реальный, узнаваемый всеми, кто знает мудрых шорцев. Через образ главного персонажа писатель доносит до современника духовное богатство шорского народа. Сказки большими тиражами издавались в Кузбассе много раз, они учили читателя быть добрым, трудолюбивым, понимать и любить природу Горной Шории».

Во многих семьях до сих пор хранится эта книга.

В 1961 году в г. Кемерово вышел сборник рассказов об охоте «Хозяин гор», в 1980 году увидела свет книга для детей «Сын тайги». В своих книгах писатель рассказывает о горношорской природе, об охотниках, о том, как меняется жизнь в таёжных посёлках.

«С. Тотыша можно назвать великим пропагандистом и популяризатором шорских культурных ценностей средствами художественного слова, – пишет Г. В. Косточаков. – Самое ценное в творчестве С. Тотыша – это то, что он нашёл путь в сердца самых искренних и чистых читателей – детей. А его сборники «Сказки Шапкая» и «Сын тайги» – образец классической литературы для детей».

Вышедшую в свет в 1980 году книгу С. Тотыша «Сын тайги», Г. В. Косточаков назвал самым лучшим сборником писателя. Сыном тайги является и мальчик Анчол, только что осваивающий искусство охоты, и его дед Постан, пасечник и старый охотник. Кроме того, в «Сыне тайги» всё внимание уделяется миру тайги как самоценности. Но акцент поставлен на проблеме взаимоотношений между природой и человеком, а именно на том, что человек обязан уважать природу как самоценность и может брать из тайги только излишек, поэтому он должен хорошо знать и чувствовать природу.

Постан – талантливый воспитатель. Он редко когда прямо рассказывает внуку о тех или иных тайнах тайги, чаще провоцирует его догадываться и додумываться самому, разжигая его природную любознательность, его желание самостоятельно разобраться, выяснить, принять то или иное решение (правильное решение – признак настоящего охотника). Лишь несколько постулатов шорской охотничьей этики он повторяет часто, сформулировав их в виде поговорок:    «Охотник – не тот, кто живёт рядом с тайгой и хорошо стреляет», «охотник умеет понимать и беречь всё живое», «охотник стреляет только при крайней необходимости», «на охоте не просто: пошёл в лес да поймал зверя. Походишь, походишь по тайге, и покажется дело-то тягостным», «всё интересно в тайге, всё здесь надо», «когда ружьё в руках держишь, крепко думай, прежде чем на курок нажать», «весной убивать птиц и зверей – большое зло» и т. д. Постан передаёт своему внуку Анчолу вековую шорскую традицию содружества с природой, бережного и гуманного к ней отношения. Такой взгляд на природу является сюжетообразующим ядром, стержнем книги. Все сюжетные линии подчинены раскрытию главной темы – темы гуманизма, природолюбия.

Развитие сюжетов книги обнаруживает главную задачу писателя – так заинтересовать читателей, чтобы юным захотелось быть такими же любознательными, добрыми, чуткими и внимательными к природе, как мальчик Анчол, чтобы им захотелось тоже спасти и выходить больного журавля, вырастить осиротевшего маралёнка, помочь кукушонку вылезти из маленького для него гнезда, почувствовать сострадание к рыси, от бескормицы пришедшей к человеку, и т. п. Ведь дети любят походить на героев произведений, которые им нравятся. Дед Постан также всем своим существом привязан к тайге, её обитателям, и всему, что знает о природе, он старается научить своего внука Анчола. Понимание природы воспитывает в мальчике доброту, человечность, по- настоящему хозяйское отношение к природным богатствам своей Родины.

2017 год объявлен Годом экологии, а значит, книги Софрона Тотыша как никогда будут уместны на уроках литературы в школе. Доступные, понятные, и в то же время открывающие для ребёнка духовный мир шорского народа, они не только памятник литературы, но и кладезь народной мудрости.

Любовь Попова, старший преподаватель НФИ КемГУ

(Время и жизнь, 4 февраля 2017)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Калтан – Осинники 21 века © 2017

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?