Творчество Степана Торбокова изучаем в школе
12 декабря 2012 - Геннадий Казанин

Творчество Степана Торбокова изучаем в школе

На пороге новых открытий

Начался новый учебный год, а, значит, впереди новая работа и новые открытия. Внутреннее волнение, безусловно, испытывают и дети, и учителя, и родители: какими они будут, эти открытия? Яркими и неожиданными, зовущими к новым знаниям, или останутся «чужими» - теми, которые кто-то уже давно открыл, а школьнику остаётся просто выучить их содержание? Решение этой дилеммы остаётся, прежде всего, за учителем, ведь это к нему сегодня предъявляются столь высокие требования) главное из которых - перестроить свою работу, чтобы она была ориентирована на новую цель. Если раньше от школы требовалось дать ученику прочные знания, то теперь её цель - помимо этого, подготовить человека к деятельности в условиях постоянно меняющейся жизни. Отсюда задача учителя - развивать у них интерес к самостоятельному творчеству и умение видеть перспективу применения полученных знаний. В этом ключе выстраивается сегодня методика преподавания и организуется внеурочная учебная деятельность учащихся, такая, например, как научно-исследовательская.

В нашем городе давно стали традиционными ежегодные научно-практические конференции - в минувшем учебном году прошла десятая. Они способствуют развитию у учащихся опыта творческой деятельности, формируют навыки сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми. Это неоценимый опыт для последующего самоопределения сегодняшних учеников в их будущей взрослой жизни. Для моих шестиклассников таким опытом стала научно-исследовательская работа по творчеству С. С. Торбокова.

Любое исследование направлено на решение задач с заранее неизвестным ответом. К началу работы ребята уже знали, что С. С. Торбоков - наш знаменитый земляк, поэт, собиратель и хранитель шорского фольклора, чьё имя упоминается в почётных списках института мировой литературы. Известно стало и другое: из опрошенных учащихся 4-6 классов нашей школы имя писателя было знакомо только 7% ребят, и чаще - понаслышке. Это несправедливо, ведь не каждый город может гордиться своим писателем с мировой известностью. И ребята пошли в библиотеку.

К счастью, в нашей Центральной городской (взрослой) библиотеке работают удивительные люди: они являются «хранителями» памяти о славных страницах истории нашего города, и не просто эту историю хранят, а ведут определённую научную работу и пропагандируют её результаты. Жизнь и творчество С. С. Торбокова для них - тема особая.

Дело в том, что наследием Торбокова занимаются Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы (г. Абакан), Институт алтаистики (г. Горно-Алтайск), КузГПА, литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, краеведческий музей г. Осинники, музей этнографии и природы Горной Шории. Но именно благодаря сотрудникам библиотеки в нашем городе с 2006 года ежегодно проходят Торбоковские чтения, на которые приезжают специалисты из вышеперечисленных учреждений. Центральная городская библиотека как бы «аккумулирует» всё то новое, что появляется в связи с изучением наследия С. С. Торбокова. Примечательно, что заведующая отделом ЦГБ А. Г. Урбан встретила ребят с пониманием, разговаривая с ними, как со взрослыми. Именно она помогла определиться с темой нашей работы, подсказав, что сказками С. С. Торбокова серьёзно из учёных-филологов ещё никто не занимался. Для ребят это было особенно важно: они будут первые, кто попробует заняться этим вопросом (вот вам и открытие нового!), и их, шестиклассников, воспринимают как настоящих учёных, с ними сотрудничают, им оказывают поддержку и внимание.

Конечно, интерес к исследованию у ребят возрос. Они прочитали все сказки С. С. Торбокова, все книги о его жизни и творчестве, заботливо предложенные всё той же А. Г. Урбан, а главное, попробовали применить филологические знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Как настоящие учёные, они выдвинули гипотезу и попробовали её доказать. Так родилась работа «О природе сказок С. С. Торбокова». Разумеется, степень её самостоятельности ещё недостаточна - в качестве научного руководителя я помогала ребятам и направляла их, но в результате я услышала, пожалуй, самый главный вопрос. После научно-практической конференции, где на секции «Литература. Филология. Иностранные языки» они заняли первое место со своей работой, ребята спросили: «А чем мы будем заниматься на следующий год?». Наверняка они и не догадываются, что, уже стоя на пороге нового учебного года, я тоже задаю себе вопрос, только с небольшой поправкой: не чем, а как мы будем заниматься в этом учебном году? Пока ясно одно: именно исследовательская деятельность является наиболее оптимальной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению, а основной её задачей является привлечение учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Она обязательно должна быть основной составляющей урока и внеурочной деятельности.

На пороге нового учебного года желаю всем учащимся города и моим коллегам хорошей работоспособности и ярких творческих открытий. Искреннюю благодарность выражаю тем, кто помогает нам делать эти открытия и всегда готов к сотрудничеству. Успешного всем нам нового учебного года!

Т. Колтунова. Школа № 35

(Время и жизнь, 7 сентября 2012)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Калтан – Осинники 21 века © 2017

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?