Стрельникова Надежда Алексеевна, замечательный педагог и человек
12 декабря 2012 - Геннадий Казанин

Стрельникова Надежда Алексеевна, замечательный педагог и человек

Сидеть на месте – не в её правилах

А. Н. Толстой однажды сказал: "Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель". Именно таков наш учитель физики Надежда Алексеевна Стрельникова, которая уже более 38 лет посвятила ученикам 24-ой школы. Все это время она вводила их за руку в мир физики, не всегда понятный, но интересный и необычный. Знакомила ребят с его основными правилами и законами, была добра и терпелива. Выпускники говорят о ней лишь хорошее, а теперешние школяры с радостью бегут на её уроки, спешат поделиться тем, что прочитали, узнали, услышали о космических пространствах, различных физических явлениях и опытах.

Надежда Алексеевна родилась в 1944, году в Томской области. "Дитя войны" так она, смеясь, называет себя. Годы детства пришлись на тяжёлое послевоенное время, до восьмого класса познавала науку в малокомплектной школе. Сейчас трудно представить, в каких условиях учились ребята: не хватало учебников, школьных принадлежностей, учиться приходилось буквально по очереди, на семь учеников один учебник. Но, несмотря на это, малокомплектная школа дала своей ученице твёрдые знания. Учась в девятом классе, она жила в пришкольном интернате, за 40 км от дома, потому не испытала особых трудностей. В интернате учились ребята из соседних посёлков, и, хотя родные были далеко, Надежда Алексеевна говорит, что это было замечательное время в её жизни время забав и весёлого смеха.

В 1961 году семья переехала в Кемеровскую область, в г. Салаир, и семнадцатилетняя Надя доучивалась последние школьные годы в Салаирской одиннадцатилетней школе производственного обучения. Интересное совпадение, но эта школа носила тот же номер, что и школа, в которой Надежде Алексеевне предстояло в дальнейшем проработать почти всю свою жизнь - № 24. "Наверное, это мое судьбоносное число, улыбается она, и я не случайно попала в нашу двадцать четвёртую". Как оказалось, она никогда не мечтала быть ни физиком, ни учителем, а уж тем более учителем физики! После окончания школы она должна была стать библиотекарем детской библиотеки, но, проходя практику, была просто очарована умными детишками и твёрдо решила стать учителем. В 1963 году вчерашняя школьница, с четвёрками и пятёрками в аттестате поехала поступать в Кемеровский педагогический институт и поступила на физмат. Студенческая жизнь, как и у всех, была веселой, бурной, насыщенной ... В 1967 году учеба была успешно завершена, и Надежда Алексеевна приехала по направлению в город с красивым названием Осинники. Сначала два года поработала на Высоком, а с 1969 года стала преподавать в нашей 24-ой. О решении стать учителем не пожалела никогда, напротив, даже рада, что посвятила свою жизнь детям и любимому делу.

На вопрос, что ей больше всего помогает в жизни, Надежда Алексеевна ответила так: "Мне повезло, что рядом со мной всегда хорошие люди; где бы я ни училась, где бы ни работала, учителя менялись, но их состав всегда оставался  замечательным". По её собственному признанию, в работе она придерживается консервативных взглядов, и вряд ли любила бы так свою работу, если бы от всей души не любила физику. Надежда Алексеевна очень любит решать задачи и с радостью помогает ученикам в решении курсовых задач и задач с различных конкурсов, марафонов и олимпиад. "Таким образом я не только помогаю ребятам, но и отлично провожу коррекцию своих знаний", говорит Надежда Алексеевна.

Она всю жизнь занималась общественной деятельностью: пять созывов была депутатом городского Совета г. Калтан, возглавляла депутатскую группу пос. Шушталеп, более 10 лет была руководителем городского методического объединения учителей физики. Сидеть на месте не в её правилах, поэтому она всегда занята каким-нибудь интересным и полезным делом. Надежда Алексеевна учитель высшей квалификации; за время работы у неё нако­пилось немало различных медалей и наград, среди которых медаль "Ветеран труда", знак "Отличник народного просвещения" и губернаторская серебряная медаль "За веру и добро".

Сейчас Надежда Алексеевна заслуженно участвует в конкурсе "100 лучших учителей Кузбасса". За неё болеет вся наша школа, и все ученики, от малышей до старшеклассников, желают ей успехов и, конечно, победы!

Анна Григорьева, творческое объединение ДДТ "Пёрышко"

Стрельникова Надежда Алексеевна

– хранительница школьного очага

Школа – второй дом

(Из цикла очерков "Дар Памяти")

Любимому учителю наших учеников и учителей,

посвящаю

- Школа – второй дом.

Так говорят. Всегда ли так бывает? Да, конечно, не всегда. И всё-таки бывает.

Когда заходит речь о роли семьи и школы в воспитание личности, я просто умолкаю. Эта тема для словоблудия, для тех, кто сам не занимается воспитанием, а только любит  об этом рассуждать. Для тех, кто знает всё, в том числе знает, как учить, лечить и управлять государством. Семьи бывают разные. Школы тоже неодинаковы. Это я могу утверждать на основе собственного опыта.

Пришёл работать в Шушталепскую школу и сразу понял: эта школа домашняя. С домашним общением, с домашним теплом, отношениями, которые могут быть только в семье.

В 1989 году меня избрали директором этой школы. Специфика учебно-воспитательного учреждения, в котором мне пришлось работать до этого тринадцать лет, была совсем другая. Стал внимательно присматриваться к обычаям, заведённым здесь.

И вот что увидел. Учителя создавали и сохраняли здесь лучшие традиции в течение многих лет. Карлова (Рубанова) Клавдия Петровна, Ракитова Галина Александровна, Князева Валентина Андреевна, Шарапова Зинаида Ивановна, Пелих Людмила Александровна, Овчинникова Валентина Никитична и другие ...

Сразу заметил, что основным звеном в этом крепком коллективе была Стрельникова Надежда Алексеевна, во всём звучал её первый голос, который был определяющим во всех сферах многообразной школьной жизни. Да и во внешкольной жизни тоже, по правде сказать.

Учитель физики. Она же и завуч. Она же стала любимым учителем многих поколений учеников. Всю жизнь отдала любимому делу. В 1967 году она после окончания Кемеровского пединститута была направлена в Осинниковское ГорОНО. Два года проработала в ШРМ в посёлке Высокий, а после этого перешла в школу № 24 и навсегда осталась верной городу Калтану. Два года была директором школы. При ней начат капитальный ремонт, положено начало Залу боевой и трудовой славы. Была депутатом пяти созывов Калтанского городского совета. После закрытия Шушталепской школы, которой отдала около сорока лет, ещё три с половиной года работала учителем в школе № 29.

У неё множество наград, в том числе медаль "Ветеран труда", знак "Отличник народного просвещения", губернаторская серебряная медаль "За веру и добро".

Как-то сказала: "Мне повезло, что рядом со мной всегда хорошие люди. Где бы я ни училась, где бы ни работала, учителя менялись, но их состав всегда оставался замечательным".

А я подумал: "У хорошего человека – все люди хорошие". От неё и шло всё это добро, которое воплощалось во всех окружающих.

***

Не пойму до сих пор, специально ли она начинала день с домашних новостей, или так, непроизвольно рассуждала. Иногда слышал такие слова, сказанные как бы между прочим:

- А мой-то сынуля сегодня экзамены пошёл сдавать в техникуме. Тоже буду за него трястись весь день. Ой, ой! Я, наверное, больше его переживаю.

И начинались вопросы, обмен мнениями. Кто-то рассказывал про свои домашние дела, про своих деток.

А потом вдруг с долей строгости завуч скажет:

- Та-а-к. Родные мои, кто ещё у меня отчёт не сдал?

И начиналась работа. Не та работа, которая в тягость, а такая домашняя, нужная, которую ни на кого не свалишь. Делать надо.

И так смешивалось всё и всегда – дом, работа

Каким-то загадочным путём эта домашняя атмосфера перемещалась на уроки. Обычно здесь учителя обращались к ученикам по имени. Очень редко – по фамилии. Разве только тогда, когда нужно было подчеркнуть особенность и серьёзность ситуации.

И работа шла дружно и весело. Мне часто приходилось бывать на многих уроках и у разных учителей. И большинство наших учителей умели держать тот, на мой взгляд, единственно правильный тон, который был присущ Надежде Алексеевне. Доброжелательный, рабочий. Здесь не делятся на плохих и хороших учеников. Здесь все равны в этой работе.

Она вела уроки живо, с шуткой и улыбкой. На учительском столе всегда громоздились какие-нибудь новые интересные демонстрационные приборы и наглядные пособия.

Нельзя было представить её без постоянной доброй улыбки. И если эта улыбка исчезала, все настораживались и замолкали: значит что-то не так. Пропадала несерьёзность, озорство. Все мгновенно приходили в рабочую норму. Поистине волшебный, магический мирный педагогический приём.

Надежда Алексеевна была моим первым и незаменимым помощником во всём. Она всегда понимала меня, одновременно могли высказать своё мнение, даже если оно было нелицеприятным. И эта искренность в отношениях всегда даёт человеку дополнительный заряд бодрости и комфортности. С благодарностью скажу: работать с ней было легко и надёжно.

Всем известно, что женский коллектив чаще всего наполнен конфликтами и противостоянием различных групп: фаворитов и отверженных. Удивлялся всегда тому, что Надежда Алексеевна легко и бесконфликтно умеет решать проблемы. У нас не было ни фаворитов, ни отверженных.

Учитель учителей и даже директоров

Мой характер таков, что не люблю сидеть на одном месте. Мне нужно ходить, искать новое, что-то предпринимать по ходу. Поэтому экзаменационные дни были для меня сущим наказанием. Будучи по положению председателем комиссии в выпускных классах, должен был присутствовать на всех экзаменах, полдня слушать давно пройденный мною материал.

Частенько находил какой-нибудь повод отлучиться. Возвращаться, конечно, не торопился. Ходил в школьный сад, в котельную и так далее. Однажды после такой отлучки Надежда Алексеевна встретила меня в коридоре, подошла вплотную, взяла за лацкан пиджака и тихо, доверительно, но строго произнесла:

- Геннадий Петрович, вам нельзя уходить с экзаменов. Вы же председатель государственной комиссии. А люди что скажут?

Честно говоря, я даже оробел. Директор оробел перед подчинённым! А что на правду-то возразишь? Извинился, пообещал, что больше не повторится и пошёл на экзамен. Прямо, как будто меня за шкирку потрясли. До сих пор, как вспомню, так засмеюсь. Во всём был её правильный порядок. Для учителей, для учеников, и для директора тоже.

После уроков часами просиживала с молодыми учителями, разъясняя им азы методики. Думаю, они навсегда остались ей благодарны. Ведь большинство стали отличными педагогами. Многие имеют высокие награды за своё педагогическое мастерство. Быкова В. И., Овсянникова Л. П., Сухачёва Н. В., Корзунова Л. А., Оськина (Третьякова) Л. А., Тузикова (Учайкина) Е. А., Девяткова (Бутакова) А. А., Шергина (Голубева) Е. В. и многие ещё.

Учителя-ветераны тоже иногда сталкивались с трудностями. Придут в учительскую, жалуются на кого-нибудь из учеников. Надежда Алексеевна скажет:

- Ну, ты совсем заработалась, подруга. Прямо проблема у неё. Какая же это проблема?

И мигом рассудит и разрешит ситуацию.

- Вот, правда ведь, совсем толку не стало, – рассмеётся подруга, – А ларчик просто открывался.

Много помню таких случаев. Да не буду всё вспоминать.

Дух соревнования

Однажды пришёл к выводу, что подготовка учителя к уроку затруднена из-за того, что материалы для уроков хранятся в завалах, не организованы в комплекты. Каждый год к каждому уроку разыскивай и собирай. Предложил создать учебно-методические комплекты уроков. Все уроки в своих папках, на своём месте. Разъяснил суть Надежде Алексеевне.

Она, подумав, сказала:

- Хорошее это дело. Надо создавать. Только подождите. Мы сделаем так. Сначала дадим информацию о том, что такое учебно-методический комплект, поставим задачу. А потом попросим профсоюзный комитет провести смотр-конкурс на лучший кабинет. Лучших поощрим.

Так и сделали. Вы не поверите – какое началось движение в школе. Все учителя где-то что-то добывали, складывали в комплекты, рисовали наглядные пособия, изготавливали карточки для проверки знаний ... На глазах преображались все кабинеты. Стеллажи с наглядными пособиями. Оформление. Надолго задерживались после работы: рисовали, вырезали из бумаги фигурки, раскрашивали их.

Чтобы создать особый уют в классе, кто-то из учителей принёс из дома комнатные цветы, расставил на подоконники. И опять пошла борьба. Все учителя принялись добывать цветы. Кабинеты преобразились на глазах.

Подошло время подводить итоги. Профсоюзный комитет с директором и завучем, пошли по классам. Смотрели и удивлялись. Цель достигнута. Правда, некоторые жаловались, что времени не хватило довести работу до конца. Но после этого уже по инерции пополняли свои комплекты новыми материалами. А какое облегчение в работе!

Такова методика организации коллективных дел по Стрельниковой. Без директив, без приказов сделано важное и нужное дело.

Она всегда разыскивала что-то новое в методиках. Делилась своими впечатлениями с коллегами. Как бы между прочим, ненавязчиво. Когда в школе появился компьютерный класс, активно взялась осваивать компьютер. Честно признаться, привлечь старых учителей к этому делу нам не всех удалось. Наши "боги" боялись обжигать горшки.

У неё почти ничего не решалось официальным указанием или приказом. Как в шутку говорят, просьба начальника – закон для подчинённого. И эти просьбы она адресовала так ненавязчиво, что люди выполняли охотно и бодро.

Этому и я научился у Стрельниковой.

После всех уходила из школы. У завуча всегда много работы. Ещё и кинокружок вела после уроков. Увлекательнейшее занятие для ребят.

Однажды стала применять новую методику трёхуровневых заданий. Суть заключалась в том, что ученикам давались задания разного уровня трудности. Первый уровень – знания на тройку, второй – на четвёрку и третий – на пятёрку. Удовлетворяет ученика тройка – решает задачу первого уровня. Хочет потянуть на пятёрку – решай задачу сложнее, третьего уровня.

Подолгу задерживалась после уроков в своём кабинете физики. Там всегда толпа желающих решать задачи более высокого уровня. Приходила в учительскую возбуждённая, весёлая:

- Нет, вы представьте себе. Коля пришёл решать задачу второго уровня! Дала. Ведь решил. Просит задачу третьего уровня. Что он глупее других? Дала. Потел целый час. Не поверите – решил!

И этот восторг от успехов одного из самых запущенных учеников, восторг от своей собственной методической находки мне запомнился навсегда. Заражённые искренностью, с которой она рассказывала это, все учителя тоже от души сопереживали и делились своим мнением. И про Колю, и про методику.

Вот что значит дух соревнования.

Любовь, морковь и картошка

Каждый год коллектив школы помогал шефствующему Калтанскому совхозу на уборке овощей. Турнепс, картофель, морковь, капуста, свёкла. Начиная с пятого класса, выходили все в поля. Начала трудового коллективного обучения и воспитания. Жаль, что в пореформенной школе не сохранилась эта традиция.

В начале учебного года ученики нетерпеливо спрашивали:

- Когда в колхоз пойдём?

Так хотелось побыть коллективно на природе, иногда и пошалить. Наконец наступала пора. Звонок от директора совхоза с просьбой помочь в уборке.

Впервые попав в уборочную кампанию, я решил сначала понаблюдать.

Объявили на линейке:

- Завтра в девять часов утра всем быть около школы в рабочей форме, с лопатками для подкапывания моркови, с вёдрами. Едем на автобусах.

Наутро вся школа в сборе. Учителя все до одного в телогрейках или рабочих куртках, с лопатками. Завуч Надежда Алексеевна, как всегда весёлая. Тоже в рабочей куртке, на голове платок.

- Сегодня буду работать с девятым классом. Там ленивых много. На буксир возьму.

- Да уж, – неуверенно возразит кто-то из названного класса, – прямо мы самые ленивые ...

Шутки шутками. Поехали. Вышли на поле. Распределили деляны для каждого класса по количеству учащихся – количество рядков.

Каждый занял свой рядок. Пошла работа. С шутками, криками.

Все учителя со своими классами в рядках. Копают. Иногда прикрикнут на озорников, которые морковку друг в друга кидают. Ребята с девчонками заигрывают.

- А ну-ка перестань! Сейчас скажу Геннадию Петровичу. Он тебя домой отправит.

Вы удивитесь... Отправят домой, от работы освободят ... Если и вправду дойдёт до этого – заплачет. Думаете, работать сильно хочется? Да нет. Просто не хочет быть изгоем. Так и управлялись с непослушными.

Надежда Алексеевна с девятым классом, как и обещала, на рядок встала. Все работают.

Подумал: пойду тоже, засучив рукава. Я же не белая ворона. Стал проверять, не пропускают ли морковку в рядах. Найду – выдерну. Одну, другую, третью. Несу в кучу. Если уж сильно кто-нибудь халтурит, крикну:

- Это кто влюбился? По сторонам засмотрелся ... Морковку под ногами не разглядел.

Все оглянутся. Засмеются:

- Знаем, знаем, в кого он влюбился.

И побежит смущённый "виновник" брака выдёргивать пропущенные морковки. А я пристроюсь на его рядок, помогать. Отстающий ...

Так и работаем с шутками да прибаутками.

А там обед. Каждый класс отдельно расстилает газеты. Выкладывают из пакетов свои запасы. Кто что. Богатые и бедные. Всё валят на газеты. Огурцы, помидоры, консервы, колбасу ... Кто-нибудь крикнет:

- Попробуйте, какое мама варенье сварила!

У кого богатые пайки, призывают, угощают. На общем столе всё общее. Наблюдаю. Пробуют – не стесняются. Таков обычай.

Вдруг слышу:

- А почему Лёша не пришёл на работу? И Виталик не пришёл?

Надежда Алексеевна весело отвечает:

- Родители не отпустили. Да мы и без них обойдёмся. Нужны они тут?! Белоручки.

Две семьи из нашего посёлка никогда не отпускали своих детей на сельскохозяйственные работы. Завуч мне сказала:

- Ну и пусть не отпускают. Индивидуалисты. Думают, что сильно умные. Посмотрим, кого они воспитают.

 И мы об этом больше не говорили. И родителей не упрекали. Так было заведено до меня. Так и при мне осталось.

Однажды директор совхоза Евсеев Николай Дмитриевич приехал на поля. Долго наблюдал за нашей работой. Сказал мне, вздохнув:

- Геннадий Петрович, будь моя воля, я бы никого кроме вашей школы не брал на поля. Молодцы ребятишки. Добросовестные. Надо их как-то наградить.

И награждали. Щедро награждали на линейке в школе многих отличившихся в работе. И для школы Евсеев не жалел ничего. Музыкальный центр, компьютерный класс, видеокамера, деньги на ремонт и оснащение кабинетов.

Однажды в начале учебного года в школу пришла новая учительница. Она вышла в поле в чистой курточке. Стояла позади ползающих по бороздам учеников своего класса.

Наблюдаю за ней незаметно. Вот положила руки в карманы. Постояла. Нехотя наклонилась, сделала вид, что выдернула морковку. Опять постояла. Покричала на баловников. Надолго замерла в позе наблюдателя.

Честно признаюсь, я смеялся в душе. Не получается у неё работа в традициях не нашей школы. В нашем монастыре свой устав.

Два дня промучилась учительница, не зная, куда себя девать. На третий день включилась в работу по примеру других учителей. Лопатку принесла. Так-то. 

Посмотри на эти звёзды

Надежда Алексеевна кроме физики вела астрономию. Однажды говорит мне:

- Хотите посмотреть на небо через телескоп? Приходите сегодня вечером в восемь часов к школе. У нас практикум с одиннадцатым классом.

Я пришёл. Собрался к школе весь класс. Рассматривали Луну, звёзды. Надежда Алексеевна показывала созвездия. Рассматривали их.

Увлекательный и полезный практикум получился.

Я, возвращаясь с урока, думал: "Сколько сил, энергии нужно иметь, чтобы ехать из Осинников, проводить это мероприятие. При этом успевать с домашними делами. Присматривать за своим семейством".

И ведь успевает всё. Обычно про учителей говорят: "Чужих учили, а за своими не усмотрели".

Этого не скажешь про Стрельникову. Двоих прекрасных сыновей вырастила она. Настоящие звёздочки. На всех хватило её доброй прекрасной души. Теперь внуков растит. Пусть будут такими же звёздными! Созвездие Стрельниковой Надежды Алексеевны. Личное созвездие.

***

4 ноября у неё юбилей. 70 лет. Надо поздравить с таким большим юбилеем.

Звоню. Она в Кемерово. Поехала с сёстрами повидаться. Слушаю голос, молодой, искристый. И опять хохочет. Быстрая, живая. Вот тебе и семьдесят! Где они? Семьдесят-то? Не старится совсем наша Надежда. И, слава Богу!

Оставайтесь молодой всегда! Наша любимая учительница.

Двенадцать лет проработали мы плечом к плечу. В одной упряжке, в паре. И я рад, что судьба свела меня с Вами.

Геннадий Казанин

20.09.14 - 20.10.14

Опубликовано в газете "Калтанский вестник" 23 октября 2014

Другие мои очерки смотрите в разделе Дар памяти. Очерки

Комментарии (4)
Алексей # 15 июля 2014 в 12:23 0

Геннадий Петрович, Надежда Алексеевна больше нигде не работает: ни в гор. совете Калтана, ни в какой другой школе?

Геннадий Казанин # 15 июля 2014 в 17:37 0
В горсовете она никогда не работала. Сейчас говорил с ней по телефону. Не работает. Нянчит внуков.
Алексей # 15 июля 2014 в 22:05 0
Странно на счёт гор, Совета Калтана "...пять созывов была депутатом городского Совета г. Калтан..." написанно в статье. Видимо я чего-то не понял))
Геннадий Казанин # 16 июля 2014 в 03:59 0
Алексей, скорее всего, Вы молоды и не знаете, что раньше депутаты работали на общественных началах.
Калтан – Осинники 21 века © 2017

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?