Школы в России станут конторами по передержке детей
Российский публицист Александр Привалов на портале expert.ru поделился своим мнением о развале российских школ как социального института. Как отмечает Александр, совсем скоро явное большинство школ в стране будет конторами по дневной передержке детей.
"Разумеется, по инерции остались ещё отдельно стоящие хорошие школы – покуда их даже и немало, – ну так какие-то островки жизни уцелели бы и после ядерной зимы. Школы как института формирования нации – нет, и осколки его рассыпаются на глазах прямо сейчас. Совсем скоро явное большинство школ в стране будет конторами по дневной передержке детей: чтобы по подвалам клей не нюхали; типовой выпускник будет неучем, не умеющим учиться, – то есть неучем пожизненным. Глупо говорить, что время для решения проблем школы упущено (хотя оно, конечно же, упущено): никто не проиграл, пока никто не выиграл. Наша страна не может существовать без сильной системы образования; на глобусе мы есть; стало быть, захотим жить – волей-неволей создадим школу заново. Но процесс этот не сможет и начаться, пока не признана открыто трагичность положения, не названы вслух причины случившейся со школой и с нацией беды", – заявляет Александр Привалов.
Основная причина, по мнению автора материала, это ошибочная уверенность вождей образования в его высоком качестве и нежелании менять что-либо. Кроме этого, школу постоянно теребит невыносимое чиновничье давление.
"Исток главной беды в том, что школу лишили самостоятельного значения. Она перестала быть самодостаточным и самоценным периодом в жизни взрослеющего человека; весь смысл её свёлся к тому, чтобы подготовить ученика к поступлению в вуз. Внешне это выразилось в воцарении ЕГЭ; недаром реформаторы образования видят своё главное свершение именно в едином экзамене – он и впрямь оказался фатальным", – считает публицист – "Погибель таилась в полной отмене выпускных экзаменов. То есть поначалу-то могло показаться, что они отменены частично: как же! ведь ЕГЭ по русскому языку и математике обязательны, и ещё что-то надо выбрать – и это тоже обязательно. Но очень скоро стало понятно, что это отговорки – во всяком случае, для всех предметов, кроме двух. Их все: что физику, что английский, что историю – если не хочешь, можно и не учить, и ничего тебе за это не будет. То есть ничего – если ты лодырь; если же ты собрался поступать, скажем, на экономический, то тебя за то, что ты забил на физику да химию, будут даже хвалить: ах, какой целеустремлённый обязательным. Увы, с русским языком и с математикой происходит практически то же, что с какой-нибудь химией, – только выяснилось это чуть позже".
О печальных результатах говорит и статистика, которую приводит Александр Привалов. Так, есть две международные программы: PIRLS, в которой оценивают учебные достижения школьников начальных классов, и PISA, где оценивают пятнадцатилетних ребят. В последнее время уровень знаний российских юношей сильно упал. С первых мест до сороковых.
"С каждым годом всё больше учителей с изрядным облегчением привыкают к нынешнему положению вещей. Они понимают, что натаскивать, да притом не всех учеников класса, куда легче, чем учить, да притом всех; что система, при которой детей не надо учить думать, говорить и писать, весьма удобна тому, кто сам всего этого не умеет. Возвращать выпускные будет поэтому всё сложнее: учителя будут всё более массово к ним не готовы – выяснилось же в этом году, что большая часть словесников не знает, как работать с возвращённым вдруг сочинением. Промедлить ещё совсем немного – не знаю, год или два – и может статься, что школу придётся восстанавливать не по живым воспоминаниям, а по книгам. Если кто-нибудь сумеет такие книги написать", – подытожил Александр Привалов.
Источник: vashgorod.ru
21 апреля 2015