Школа № 18 города Калтан: история
Школа № 18 г. Калтана старше нашей Шушталепской школы ровно на десятилетие. Там работают прекрасные педагоги, близкие мне по духу, психологический климат в школе ровный, комфортный, такой же, как у нас. Я поздравляю с предстоящим юбилеем весь коллектив, желаю успехов во всём. Помещаю публикации о школе, её истории, о людях, которые здесь работали и работают. Г. Казанин.
Школа № 18 города Калтан вчера
Для большинства людей школа - это второй дом. Это первый учитель, первый урок, первый успех, первые друзья. Это школьное здание, в которое первоклассника приводят родители. Это уроки и: перемены, праздники и экзамены. Таким вторым домом для многих учеников стала наша школа № 18. Когда же она появилась? Как росла и развивалась?
Исследуя школьный архив, мы с удивлением узнали, что у школы почти столетняя история!
В 1913 она был трёхклассной церковно-приходской, главным предметом был Закон Божий, который вёл священник, прочие же предметы преподавал И. Д. Винтовкин. После того, как белогвардейцы сожгли церковь и школу, в первые годы Советской власти была построена начальная школа, где учительствовал М. Е. Осипов.
В 1932 году школу разместили в железнодорожном бараке, обучение велось уже до седьмого класса, а директором школы был назначен М. Н. Кондратьев. В 1935 году построили новое здание школы, в ней училось уже 13 классов с первого по десятый класс, в которых было по 30-36 учеников. В это время школу возглавлял И. К. Кузьмин, затем его сменил А. А. Узиков. Оба они погибли в годы Великой Отечественной войны. Помнят ученики замечательных педагогов: супругов Репиных, Чиспияковых, Тюриных.
В годы войны школа вновь стала семилетней. А в 1948 году здание школы сгорело. Новое здание (финский дом) было построено за 10 дней. С сентября1949 года школа из подчинения Кузедеевского РаНО была передана в подчинение Осинниковского ГорОНО и была реорганизована в начальную школу. Вписаны в славную историю школы имена преподавателей тех лет И. Ф. Колдомовой, Жилиной, Т. Д. Репина, Е. Н. Репиной, А. А. Тюриной; А. А. Широковой, Т. М. Земиной. Росло количество учеников. В 1952 году их насчитывалось 450, и школа снова становится семилетней.
В 1957 году начались занятия в новом светлом трехэтажном здании, в котором и по сей день размешается школа. С этого года и принято вести отчет времени школы. Директором была назначена Пана Викторовна Афанасьева, человек энергичный, волевой, строгий, дисциплинированный. Большое внимание она уделяла профессионализму учителей. В преклонном возрасте сама пошла учиться и заставила учиться всех. За пять лет работы она добилась того, что ученики, получая глубокие, прочные знания, стали занимать призовые места на олимпиадах, конкурсах, викторинах. О школе заговорили, она стала опорной, т.е. на ее базе учили преподавателей других школ, После занятий занимались озеленением, сами построили теплицу, фонтан, оборудовали стадион. Именно в это время в школе были заложены традиции, связанные с изучением краеведения, поисковой работой, занятиями спортом. За высокие показатели в учебно-воспитательной работе Пану Викторовну пригласили в Москву на съезд учителей, где торжественно вручили значок "Отличник народного образования". С 1964 года директором школы стала Людмила Федоровна Кузьмина. Она стала инициатором многих школьных традиций. Трудовое воспитание ею было поставлено на первое место: разработали пришкольный участок, развели сад. Особое внимание уделялось художественной самодеятельности: и ученики, и учителя в смотрах в течение 20 лет занимали первые места. За высокие показатели школы в 1973 году директору было присвоено почетное звание "Отличник просвещения", а в 1976 году вручен "Знак Почёта". Но Людмила Федоровна не останавливается на достигнутом. Коллектив начинает работать под девизом "От творчески работающего учителя - к творчески работающему коллективу". В школе развивается туризм, крепнет физическое и патриотическое воспитание. Еще больше стали уделять внимания учебно-воспитательному процессу. В результате чего школу объявляли то базовой, то опорной, то школой передового опыта. О школе заговорили уже в области и ежегодно посылали учить преподавателей Кузбасса. В 1979 году Людмиле Фёдоровне присвоено звание "Заслуженный учитель школы РСФСР". Благодаря встрече с Людмилой Федоровной многие ученики нашли свое призвание в профессии учителя. Ученики, воспитанные ею, благодарны ей за прекрасные часы ученичества.
С 1991 года директором школы работает Л. К. Носова. "Отличник народного просвещения", "Заслуженный учитель школы РСФСР". "Традиции храним и умножаем" - эти слова стали девизом её деятельности.
В. Иванченко, зам. директора по ВР
(Калтанский вестник, 13 сентября 2007)
Школа № 18, где чтут прошлое и верят в будущее
На прошлой неделе свой юбилей отметила школа № 18 – одна из старейших в Калтане.
Впрочем, в самой школе от такой деликатной формулировки отказываются наотрез, считая, что школа имеет гораздо более продолжительную историю, даже здесь удивились, когда после изучения школьного архива узнали, что их школе почти сто лет!
Официально она ведет отсчет своей деятельности с 1957 года, когда обосновалась в новом трехэтажном здании в самом центре города. Так считали когда-то и те из ребят, кто впервые переступал порог этого ладного, как на картинке, строения, утопающего в цветах и зелени. Считали до тех пор, пока не знакомились со стендами, размещёнными на одном из этажей, и тогда делали для себя открытие: оказывается, школа была и раньше! Только находилась совсем не здесь и выглядела иначе.
Ещё в 1913 году существовала трехклассная церковно-приходская школа, которая в годы гражданской войны была сожжена белогвардейцами. Потом для местной ребятни была выстроена небольшая начальная школа, а в 1932 году школа - уже семилетка - заняла более просторное помещение - железнодорожный барак. Неказистое деревянное здание верой и правдой служило юному поколению калтанцев целых три года, пока в 1935 году не построили новое. И пусть школа по-прежнему была небольшой, в ней появилась возможность открыть уже тринадцать классов, а сама школа стала десятилетней. Сохранились сведения о том, что директором в то время был И. К. Кузьмин; которого сменил затем А. А. Узиков. Оба они погибли в годы Великой Отечественной войны.
К сожалению, и это здание ожидала печальная участь - в 1948 году оно сгорело. В спешном порядке, буквально за десять дней, взамен было выстроено другое, т.н. финский дом, которое просуществовало несколько лет. По данным на 1952 год, в школе (в то время вновь семилетней) обучалось 450 учеников, работали замечательные учителя, чьи имена были впоследствии вписаны в историю образования города.
Вот и мне посчастливилось когда-то учиться в школе № 18. Как давно это было, а кажется, так недавно!
Помню знакомство со школой, которое состоялось, к сожалению, в пасмурный и дождливый день. А так хотелось пройти по городу в новенькой школьной форме и белоснежном фартучке, чтобы прохожие провожали тебя уже не снисходительными, а уважительными взглядами: взрослый человек идёт, ученица! Из-за ненастья первая линейка состоялась не на школьном стадионе, а в спортивном зале, зато потом ... Нас проводили в класс, усадили за парты, еще пахнущие свежей краской, и мы выслушали первые наставления своей учительницы, ставшей для нас на четыре года нашей «второй мамой». Для кого-то «вторая мама» всего лишь расхожее выражение, обязательное для школьных сочинений о педагогах, но для нас Валентина Ивановна Маркова и в самом деле стала родной. С ней считались, её немного побаивались, но любили и бесконечно ей доверяли.
Нам вообще везло на педагогов. Очень переживали, когда осталась позади начальная школа - что будет дальше, каково будет покинуть свой класс с уже привычным местом за партой и осваивать новые (уже не классы - кабинеты!), привыкать к новым учителям? Привыкли быстро. Потому что попали в такие же заботливые руки, к педагогам таким же строгим, дотошным, заинтересованным, умеющим учить и одержимым - каждый своим предметом. С особым трепетом и благодарностью вспоминали мы потом нашего классного руководителя Пану Викторовну Афанасьеву. Она была даже не строгой, скорее жесткой, частенько оставляла свой не в меру активный класс после занятий, и тогда наступал черед другим урокам, которые сейчас назвали бы уроками этики, уроками нравственности. В одной из недавних публикаций зам. директора школы № 18 В. Л. Иванченко писала: "В 1957 году директором школы была назначена Пана Викторовна Афанасьева, человек энергичный, волевой, строгий, дисциплинированный. Большое внимание уделяла профессионализму учителей. В преклонном возрасте сама пошла учиться и заставила учиться всех. За пять лет добилась того, что ученики, получая глубокие, прочные знания, стали занимать призовые места на олимпиадах, в конкурсах и викторинах. О школе заговорили, на её базе учили преподавателей других школ. После занятий занимались озеленением, сами построили теплицу, фонтан, оборудовали стадион. Именно в это время в школе были заложены традиции, связанные с изучением краеведения, поисковой работой, занятиями спортом ...". Всё это происходило на наших глазах. Уж мы-то точно знали, что в нашей школе всё самое лучшее: уникальная теплица, где творили настоящие чудеса, выращивая экзотические по тем временам растения, а ещё - самые лучшие классы, самый лучший стадион, самый лучший пришкольный участок, где ребята неутомимо хозяйничали уже с весны.
Нельзя забыть ещё одного учителя, благодаря которому число школьных достижений преумножалось. Это Моисей Майоркович Файнгерц, преподававший физику и химию. В кабинет, который он оборудовал, мы входили с трепетом. Ведь это был особенный кабинет, который едва ли не первым в городе получил паспорт, а ведь понятие "паспортизации" тогда только входило в обиход! Наш "физик" был человеком суровым, немногословным, но учил так, что даже в головах завзятых троечников легко укладывались замысловатые формулы и, казалось бы, непостижимые законы. Со временем мы убедились, что учитель, наводивший на нас такой страх, вовсе не такой уж «сухарь» узнали, что в прошлом он фронтовик, имеет высокие правительственные награды, а в задушевных беседах после уроков нередко слышали и мягкие, дружеские интонации.
Немало добрых слов можно сказать и о других наших учителях, таких мудрых и так за нас болеющих - «последних из могикан», как скажут о них позже. Об учителе русского языка и литературы Нине Семеновне Ковалёвой, "замучившей" нас сочинениями, изложениями и диктантами, кропотливым анализом литературных произведений, что все мы оценили уже после, когда без проблем сдавали гуманитарные дисциплины в вузах и могли без запинок цитировать классиков. Об учителе биологии Анне Николаевне Хохряковой - невозмутимо-спокойной, рассудительной и уравновешенной. Об учителе географии Раисе Ивановне Заречневой - живой, энергичной, влюбленной в свой предмет, искренне полагающей, что он самый интересный и очень-очень нужный. И, конечно, о директоре Людмиле Федоровне Кузьминой, которая и спросить могла со всей строгостью и позаботиться по-матерински. А уж школа как таковая была предметом её особого внимания. Развивались уже сложившиеся традиции, рождались новые, высочайшую репутацию школы признали даже на областном уровне и ежегодно присылали сюда за опытом преподавателей области. В 1979 году Л. Ф. Кузьминой было присвоено звание "Заслуженный учитель школы РСФСР", но не меньшей наградой было для неё уважительное отношение коллег и учеников, неслучайно многие из них по примеру своего директора выбрали для себя потом учительскую стезю ...
На торжественном мероприятии, посвящённом юбилею 18-ой школы, было отмечено, что здесь работает один из лучших педагогических коллективов города, возглавляет который отличник народного просвещения, Заслуженный учитель школы РСФСР Людмила Кузьминична Носова. Многочисленные победы в областных и российских олимпиадах красноречивый показатель успешной деятельности коллектива. Здесь с особой гордостью говорят и о таком факте: школа выпустила в этом году золотую медалистку - Анну Семыкину. По итогам городского конкурса в рамках приоритетного национального проекта "Образование" школа № 18 была признана лучшей в городе в 2006 году.
Заместитель начальника департамента образования и науки Кемеровской области Д. В. Кислицын поздравил коллектив от имени губернатора А. Г. Тулеева, вручил медали "За веру и добро", почётные грамоты, благодарственные письма и целевую премию десяти лучшим учащимся.
Поздравления и подарки вручили также председатель городского Совета народных депутатов, член политсовета местного отделения партии «Единая Россия» В. С. Дубовик, начальник управления образования города М. В. Сережкина, председатель профсоюзного комитета г. Калтан О. А. Крутикова. От администрации города педагогам были вручены почетные грамоты, и сертификат на сумму 500 тыс. рублей. На эти деньги школа приобретёт кабинет русского языка и литературы.
Собравшимся представили историю школы на слайдах, выпускники разных лет зажгли "звёздную дорожку", по которой школа прошла свой путь до золотого юбилея, а ученики запустили в зрительный зал бумажных голубей с пожеланиями. Праздник получился ярким, волнующим, торжественным и очень трогательным одновременно - как и подобает в юбилей.
Елена Эргарт
(Новый вектор, 22 ноября 2007)
Из истории школы № 18 г. Калтан
В 1970 году, после окончания Кемеровского государственного педагогического института, мы с мужем оказались в Калтане. Ехать куда-то ещё и выбирать, где начать работать, не пришлось, мы были покорены чистотой и цветением города. Нас приняли как самых дорогих гостей, вручили ключи от квартиры. Ни одного родного человека у нас здесь не было, но тепло, внимание, уважение, доброе отношение калтанцев мы ощущали всегда, нам было здесь комфортно.
Школа № 18 стала первым и единственным местом моей работы. Есть коллективы, которые принимают сразу, окружают заботой вниманием, теплом. Я встретила в начале своей деятельности учителей, ставших эталоном мастерства, человечности.
Л. Ф. Кузьмина - директор школы. Выпускница Горьковского института иностранных языков, добровольно приехавшая в Сибирь за романтикой, осталась здесь навсегда. Глубокими знаниями, незаурядными организаторскими способностями, общительным характером она быстро завоевала авторитет в коллективе учителей и учащихся. В 1963 году Людмилу Фёдоровну назначили директором школы. 30 лет она проработала в этой должности, став Заслуженным учителем школы РСФСР. Именно она помогла встать на ноги, добиться успехов молодым учителям. "От творчески работающего учителя - к творчески работающему коллективу" - под таким девизом работала Людмила Фёдоровна. Н. С. Ковалёва - заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, лучший методист всех времен и народов. Неторопливая, основательная, надежная, грамотная. Она никогда не повышала голоса, но все в школе относились к ней с огромным уважением. Тихонько посидит у тебя на уроке, а потом так всё разложит по полочкам, что сам удивляешься, как это не увидел. Именно она своим примером вела учителей за собой, заставляла их учиться, ведь в то время многие педагоги закончили педагогические училища, учительские курсы, и надо было заочно учиться в институте. Ребята, которых учила Нина Семёновна, став взрослыми, вспоминают её уроки с уважением, трепетом, как уроки великого мастера, у которого нельзя быть не грамотным.
В основном в школе работал стабильный коллектив, никакой текучки кадров. Какие это были учителя! М. А. Жижина, А. А. Тюрина, И. Ф. Колдомова, И. П. Тюрин, А. И. Долгова, Л. С. Летута, М. М. Файенгерц, А. Н. Хохрякова, Р. И. Заречнева, М. Т. Куликова, А. А. Плакидкина, О. Н. Жданович, Ю. Д. Аксенова, Н. С. Ковяшова, М. П. Данилов - педагоги большой души и сердца, пришедшие в школу по призванию. Умудренные опытом, они со звонком не бежали, домой, а проводили кружки, секции, вечера, соревнования, трудились с детьми на пришкольном участке, отправлялись в походы, посещали семьи своих учеников, проводили открытые уроки, учили своим примером молодых. Я помню, с каким трепетом дети заходили в кабинет физики, который был сделан руками лучшего преподавателя этого предмета Моисея Майорковича Файенгерца. А как восторгались теплицами и урожаем А. Н. Хохряковой, которая с учениками даже посылала экспонаты с пришкольного участка на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку ВДНХ г. Москвы и получила грамоты. Как замирало сердце учеников перед кабинетом географии. Уроки Заречневой Раисы Ивановны были самыми насыщенными и интересными. Требовательная, знающая, трудолюбивая женщина, имеющая троих детей, умудрялась водить других в туристические походы, совершать экскурсии с поисковыми заданиями по городам области и страны, встречать вкусными пирогами после экзаменов.
Учитель физической культуры И. П. Тюрин пришёл в школу после ранения. Каким примером он был для детей! Под его руководством спортсмены школы становились лучшими в городе, побеждали во всех соревнованиях. Спортивная жизнь школы кипела ключом, а некоторые парни поступали учиться на спортфак (братья Плясуновы).
Особо хочется сказать о начальной школе. Учителя старших классов брали детей с такой хорошей подготовкой, что им только оставалось успешно вести их дальше. М. А Жижина, А. А. Тюрина, И. Ф. Колдомова, Л. Ф. Летута - это мастера своего дела. Имея богатый багаж знаний и опыта, неиссякаемую энергию, необыкновенное трудолюбие, они могли не только давать детям отличные знания, но воспитывать их своим примером. Сколько добрых слов в их адрес я услышала от выпускников на 40-летнем, а за тем 50-летнем юбилее школы!
Шло время, ветеранов сменило новое поколение учителей. Они с честью пронесли все лучшее, сохранили традиции, а главное, назначение школы - "Учить на совесть!"
Л. Е. Ковалёва - учитель русского языка и литературы, "Отличник народного просвещения"; Л. К. Носова - учитель истории, "Отличник народного просвещения", Заслуженный учитель школы РФ; Л. К. Зайцева - "Отличник народного просвещения", учитель математики; А. В. Зырянова - "Отличник народного просвещения", учитель математики З. Н. Дорофеева - "Отличник народного просвещения", учитель биологии Л. Ф. Ведмедь - "Отличник народного просвещения"; учитель иностранного языка, ее коллега, А. В. Клименко - "Почетный работник общего образования"; В. И. Жукова - "Почетный работник общего образования"; Н. А. Плюснина - "Отличник народного просвещения", учитель технологии; учитель физической культуры В. И. Баранова и другие.
Именно в этот период школа добивается всеобщей признательности. Развитие творческих способностей учеников было главной целью коллектива. Смотры художественной самодеятельности, в которых ребята занимали 1-е места, вовлекали большую часть учащихся. Обилие кружков и секций, в которых занимались 100% учеников. Тесная дружба с ДК "Энергетик". А. Л. Зубкова, заведующая детским сектором, была членом нашего коллектива, все клубы интересных встреч проводились с её участием. Учителя иностранных языков создавали клубы интернациональной дружбы, помогали в переписке с детьми с других стран. Совет дружины и комитет комсомола проводили слеты поколений, работу политштаба, ленинианы, конкурсы отрядных уголков, стенгазет. Любимыми были слеты лучших, когда чествовали учеников, занимающихся на "4" и "5". Предметные недели, тематические вечера проводились регулярно. Активную творческую позицию занимали и учителя. После уроков шли на репетиции, выступали в конкурсах художественной самодеятельности, давали концерты. Учительская агитбригада была признана лучшей в городе, а соревнования с коллективом школы № 12 переросли в крепкую дружбу, совместное участие в смотрах художественной самодеятельности. Никогда не пропускали спортивные соревнования, осваивали сенокосные угодья.
Такая насыщенная работа проводилась при активной помощи наших шефов. Администрация ЮК ГРЭС помогала нашей школе с первого дня существования учреждения. С. К. Никитин, В. А. Матросов, К. Б. Вахитов всегда были в курсе наших дел, присутствовали на праздниках, помогали в проведении ремонта, экскурсий, создании материальной базы, поощрении учеников, учителей. Педагоги ходили с лекциями в цеха ЮК ГРЭС, выступали с концертами.
В 2002 году школа стала средней. В коллективе понимали, что ответственность за подготовку выпускников удваивается. Шли активные поиски эффективных форм работы, совершенствовалась материальная база (в этом помогли шефы ЮК ГРЭС), углублялось преподавание ведущих предметов. Результаты стали радовать: успешно прошло лицензирование, аттестация и аккредитация. Наша выпускница Анна Семыкина получила первую после долгих лет золотую медаль в городе. А ученики становились победителями областных и Всероссийских олимпиад. Дважды школа побеждала в городском конкурсе "Лучшая школа", участвовала в областном конкурсе учебных заведений, внедряющих инновационные программы. Почти 100% выпускников поступают в вузы, мы первые начали изучать иностранный язык в начальной школе, открыли компьютерный класс.
Сегодня средний возраст работающих в школе учителей 34 года. Это эрудированные, высококвалифицированные специалисты: В. Л. Иванченко - «Почётный работник общего образования»; Т. Г. Галинцева - "Отличник народного просвещения"; Л. А. Алёхина - "Отличник народного просвещения"; И. Б. Казакова - "Отличник народного просвещения"; О. С. Пилипенко, М. Г. Градова, В. В. Филимонова, С. А. Яковлева, О. А. Жукова, И. В. Пушкарёва - "Почётный работник образования"; Н. Д. Плюснина, И. Ю. Поротикова и другие. Их работу можно определить формулой из трёх «Т»: «Труд, Творчество, Талант». Этих людей нельзя представлять без вдохновения в труде, творческого горения, таланта, любви к детям и к своему благородному, трудному делу, а главное в школе сохраняют традиции и преумножают их.
Л. Носова
(Калтанский вестник, 22 октября 2009)