Школе №3 города Осинники 80 лет
80 лет – истории и добрым традициям
В этом году образовательная школа №3 отмечает свой 80-летний юбилей. Славная трудовая биография этого учреждения насыщена яркими событиями, богата историей, традициями, знаменита лучшими педагогами своего времени. И это неудивительно, ведь 80 лет – целая эпоха в летописи школы и. конечно, города Осинники.

Как всё начиналось
1936 год. В рабочем посёлке Осиновка среди маленьких деревянных домиков выросло кирпичное просторное, светлое двухэтажное здание школы. Изначально оно было окружено любовью юных и взрослых жителей посёлка, потому что лучшее здание было отдано детям. Из воспоминаний выпускника 1941 года Петра Арсентьевича Перминова: «Школа для нас казалась дворцом, и мы бежали сюда с радостью».
В те годы в этом районе стал закладываться новый центр будущего города: он перемещался из района нынешнего ДК «Октябрь» (тогда клуба имени Сталина). Остальные школы, построенные до этого, были деревянные, барачного типа. А эта поистине стала украшением посёлка. В ней учились около 200 детей, учителя были свои, местные. Это уже потом, в годы Великой Отечественной войны, их состав пополнился высланными и эвакуированными. В числе последних была Ирма Мартенс (мама Анны Герман), которая преподавала немецкий язык.
1941 год. Начавшаяся Великая Отечественная война наложила свой отпечаток на школу: на её долю выпали трудные испытания, которые тогда переживала вся страна. Учителя и многие учащиеся, не окончив, школу, ушли на фронт. Бывший директор школы Дарья Фроловна Кочетыгова писала в своих воспоминаниях: «Коллектив учителей нашей школы в годы войны сильно менялся. Многих взяли на фронт, некоторые выбывали по разным причинам. Ушли на фронт учителя: Александр Васильевич Беляев – физик, погиб на фронте; Василий Иванович Кузеванов – учитель русского языка, погиб на фронте; Михаил Александрович Голиков – математик; Евгений Константинович Ходан – географ; Николай Иванович Серов – учитель начальных классов, погиб на фронте; Афанасий Александрович Чепаинов – историк, погиб на фронте; Николай Иванович Анфиногенов, погиб на фронте».
Многие учащиеся – активисты, комсомольцы, не окончив школу, по примеру своих учителей также ушли на фронт, и не все из них вернулись домой. Впоследствии, занимаясь в 70-80-е годы поисковой и исследовательской работой, ребята нашли 19 выпускников, которые полегли на полях сражений.
Не легче было в военные годы и тем, кто остался в тылу: учителя и ученики школы по выходным работали в шахте, на полях, распространяли лотерейные билеты, собирали деньги, тёплые вещи и подарки для Красной Армии. Большая работа была проведена ими по сбору средств для строительства танковой колонны «Дед Мороз». После этого в город пришла телеграмма за подписью И. Сталина со словами благодарности в адрес учителей и учащихся. Ещё одна значимая страница в истории школы в годы войны – госпиталь №1032, организованный в её стенах в 1941 году. Одно из лучших зданий, имевшихся в городе, отдали раненым, а дети продолжали обучаться в построенной к тому времени школе №9. По графику они посещали раненых в госпитале: писали за них письма родным, выступали с концертами, а нередко стирали бинты. Через год госпиталь выехал, и занятия в школе продолжились.
Сохранилось много воспоминаний о директоре школы Кузьме Захаровиче Ситникове, который был очень требовательным, но и не лишённым чувства юмора, добрым и внимательным. При нём велась активная работа по патриотическому воспитанию, был создан драматический театр, ставились спектакли.
Победный май 1945 года ... В это время директором школы была Д. Ф. Кочетыгова, и ей довелось провести радостную линейку в честь Дня Победы. Сколько было ликования у учащихся и учителей! Но не меньше было горя и слёз у школьников, ведь у многих из них погибли отцы и братья.
После окончания войны жизнь осинниковцев вошла в мирное русло, стали складываться традиции: родители, окончившие школу №3, приводили сюда своих уже подросших детей, и получалось, что целые поколения выпускников выходили из стен образовательного учреждения.
Ни один воинский подвиг не должен затеряться
В 70-80-е годы прошлого века в школе под руководством военного руководителя Вадима Александровича Шерсткова активно развернулась поисковая работа. Её итогом стало создание зала боевой славы, где нашли отражение не только документы и фотографии учителей и выпускников школы, но и участников Великой Отечественной войны, проживавших в районе школы. Все учащиеся включились в эту работу: беседовали с участниками войны, разыскивали сведения о погибших земляках, вели переписку с их родственниками, делали запросы в военкоматы, сопоставляли факты, оформляли готовые материалы. Не всегда ответы были положительными, но они не отчаивались, находили другие пути поиска информации. Но зато сколько было радости, когда получали сведения о судьбе того или иного человека!
В это же время в подвале школы был построен тир, учащиеся старших классов принимали участие в военно-патриотической игре «Зарница», успешно выступали на городском и областном уровнях, занимали призовые места.
Много замечательных традиций сложилось, когда руководил школой Владимир Григорьевич Таранжин. В сентябре 1981 года к 45-летию школы на её территории был построен памятник учителям и учащимся, погибшим на фронтах войны. Мемориал, созданный на средства ребят, стал своеобразным итогом многолетней кропотливой поисковой работы, проведённой учителем и ребятами из группы «Поиск».
Сегодня в музее школы бережно хранится грамота советского комитета ветеранов войны, подписанная Героем Советского Союза А. Маресьевым, которой награждена школа №3 за большую работу по патриотическому воспитанию.
Жизнь школы на современном этапе
За все прошедшие годы школа не утратила традиций, связанных с гражданско-патриотическим воспитанием. Они по-прежнему не теряют своей актуальности, интереса, даже приобрели некую трогательность, душевность, ведь чем дальше уходят от нас в историю события, тем они дороже. Ежегодно в особо значимые даты у памятника погибшим учителям и учащимся школы проходят торжественные линейки, в почётном карауле замирают ученики, к его подножию возлагаются цветы. Пополняется й школьный музей: наряду с довоенными часами с кукушкой, показывающих 4 часа утра – время начала Великой Отечественной войны, посудой и другими предметами быта той эпохи, здесь хранятся материалы о выпускниках, избравших нелёгкий учительский труд, пополнен материал о выпускниках, погибших на фронтах войны, о работе школы как участницы движения «Тыл – фронту», о боевом пути земляков–осинниковцев в составе 237-й Пирятинской дивизии. Хорошо сохранившиеся, но пожелтевшие от времени протоколы заседаний педагогических советов, книги приказов, кассовые книги от 1937 года позволяют поэтапно проследить путь создания и развития школы, жизнь коллектива в целом, включая внеклассную деятельность. Что и говорить, строгость, высокая дисциплинированность учителей, требовательность к себе и окружающим, огромное трудолюбие создавали и в те годы непререкаемый авторитет. В 70-80-е годы в школе долгое время трудились Галина Алексеевна Рыбалова, Лидия Васильевна Штерман, Вениамин Иванович Пшеничников, Светлана Алексеевна Позднякова, Нелли Михайловна Красилова, Алла Максимовна Бардина, Сильва Вильямовна Суйконен, Клавдия Георгиевна Борисова и другие – это целая армия педагогов, которым сотни учеников благодарны за полученные знания, которые всегда пользовались заслуженным уважением.
На протяжении ряда лет школа достойно носит имя нашего земляка Героя Советского Союза П. И. Ефимова. Этому предшествовала поисковая работа, проделанная учащимися Иваном Рыжковым и Екатериной Коровянской под руководством учителей истории Е. М. Авериной и Л. А. Петуховой, которые собрали материал о герое, побывали на его могиле в Москве, встречались с родственниками. Впоследствии капсула с землёй, привезённой с могилы, была заложена в основание памятника П. И. Ефимову на одноимённой улице.
С течением времени поисковая работа приобрела другую форму: учащиеся школы ежегодно участвуют в исследовательской деятельности, предоставляя на городские, областные и региональные научно-практические конференции материалы по истории образовательного учреждения и памятных мест Осинников. Так, в областном конкурсе «Корнями дерево сильно» заняли 3-е место; в городском конкурсе сочинений «Что я знаю о войне» – 1-е место, в городской викторине «Город, в котором я живу» – 3-е место. Работа «Страницы военного госпиталя» на региональной конференции в г. Новокузнецке была отмечена дипломом 2-й степени, а «Осинниковцы в годы войны» заняла 1-е место на городской НПК. Учащиеся Михаил Магаррамов, Алексей Чернов, Александр Беззубцев под руководством учителя истории Е. М. Авериной собрали материал, о городском обелиске, установленном в память об осинниковцах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, который пополнил фонды Архивного управления, городского и школьного музеев. Последний за постоянную работу по гражданско-патриотическому воспитанию отмечен грамотой Департамента образования Кемеровской области и ежегодно участвует в городском конкурсе-смотре музеев и занимает призовые места. Опыт работы школы по этому направлению дважды был представлен на Всероссийской научно-практической конференции педагогов в г. Кемерово.
Учителя стараются не только дать знания детям, но и воспитать душу ребёнка отчасти благодаря благодатному материалу, которым располагает школа, отчасти – педагогам, умело использующим его на своих уроках. Причём, они не ограничиваются исключительно патриотическим направлением в своей деятельности, а развивают разностороннюю личность на основе экологического воспитания, эстетического, здорового образа жизни. Это такие мероприятия как «Осенний кросс», танцевальный конкурс, внутришкольные и городские спартакиады, театральные подмостки, смотры песни и строя, конкуре песни и строя и др.
Сегодня в школе трудится работоспособный, целеустремлённый коллектив, который возглавляет О. И. Ломакина. Он насчитывает 30 человек, из них 8 отмечены знаком «Почетный работник образования», 5 награждены областными наградами, 10 имеют высшую квалификационную категорию, 13 – первую квалификационную категорию.
Некоторые педагоги имеют всего одну запись в трудовой книжке. Среди них – учитель русского языка Е. Н. Альбрехт, учитель английского языка М. Е. Палаткина, учитель начальных классов И. Н. Лейман. Молодые специалисты, пополняющие коллектив, проникаются тем особым духом, который царит в школе, поэтому до сих пор живы традиции, заложенные их предшественниками.
В этом, с первого взгляда, небольшом «храме наук» обучаются 550 ребят, и все они знакомы друг с другом, и учителя знают каждого ребёнка по имени. А всё благодаря уютной, тёплой, доброжелательной обстановке. Поэтому не случайно многие не торопятся после занятий домой – здесь их второй дом.
Ежегодно в среднем по три ребёнка по окончании школы получают аттестаты об основном общем образовании особого образца. Они и многие другие ребята подтверждают полученные знания при продолжении обучения в других школах города. Этому в немалой степени способствует материально-техническая база образовательного учреждения: сеть Интернет во всех классах, проекторы, современное мультимедийное оборудование, компьютерный класс.
Воспитательная работа осуществляется от общего к частному, то есть каждый ученик ведёт своё портфолио, вместе с учителем его дополняет, отслеживает результаты, что помогает ребёнку осознать свою значимость, умение адекватно себя оценивать.
За годы существования школа выпустила из своих стен около 3 тысяч выпускников. И для всех она стала целым миром, в котором они учились, постигали знания и теперь испытывают огромную благодарность к своему второму дому.
Оксана Будяк
(Время и жизнь, 22 октября 2016)