Новые статьи

АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". СЛАВИМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
«Вахта Победы. Кузбасс»: Иван Паксеев
АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". С БЛАГОДАРНОСТЬЮ ЗА ПОБЕДУ, СВОБОДУ И ЖИЗНЬ!
«Вахта Победы. Кузбасс»: Георгий и Никонор Фомины
АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". ГЕРОЯМИ ВЫ БЫЛИ И ОСТАЛИСЬ
Юные литераторы из Калтана
В Калтане прошла встреча, посвященная памяти Героя Советского Союза Виктора Гнедина
АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". ИХ МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ
"Вахта Победы. Кузбасс»: побывав в горах Моравии и в пустынях Монголии
АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА
«Вахта Победы. Кузбасс»: Костромских Павел Егорович
АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". РАДОСТЬ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ ....
Шорцы – коренные жители города Осинники
29 октября 2016 - Г.П.

Шорцы – коренные жители города Осинники

Учащиеся 6-б класса школы №16 Кристина Пичурина и Алёна Дубнякова в 2015/2016 учебном году несколько месяцев занимались исследовательской работой на тему «Шорцы – коренные жители города Осинники Кемеровской области».

Под руководством педагогов Ирины Николаевны Киридон – учителя географии и Ирины Викторовны Баевой – учителя истории они изучали историю юга области, проживающего здесь населения, анализировали географические названия рек и посёлков, работали с картой Кемеровской области, архивными документами, штудировали литературу по этой теме, проводили анкетирование, беседовали с представителями коренного населения города – шорцами. Результатом этой многогранной деятельности стало то, что учащиеся однозначно обогатили знания по истории своей малой родины, поделились этой информацией со сверстниками на городской научно-практической конференции, пополнили фонд школьного музея. Неоценимую помощь при создании данной работы оказала Тамара Александровна Каучакова (Тенешева), фельдшер школы №16, активист общества «Шория – Тагтагал».

Юные исследователи отметили: «Тема, выбранная нами в качестве исследования, представляет для нас большой интерес, так как шорцы – коренной малочисленный народ города Осинники. Как и у каждого народа, у шорцев на протяжении веков, была создана самобытная национальная культура».

Исследовательская работа очень интересна, и первую часть мы предлагаем вниманию наших читателей. В этой главе речь пойдёт о происхождение слова – «шорцы», времени становления народности, местах её расселения, основных занятиях, религиозных и культурных обычаях, а также о предметах шорского быта.

А достойным эпиграфом к ней станут слова академика Д. С. Лихачёва:

«Пора нам, наконец, прикоснуться к своим древним камням, к своей памяти, к своей культуре».

На территории Кузбасса в начале XVII века проживало несколько этнотерриториальных тюркоязычных групп. Самыми многочисленными были кузнецкие татары: абинцы и бирюсинцы, занимавшие бассейны рек Кондома, Мрассу, Бельсу и верховья Томи.

Абинцы – это собирательное название различных родов (чонов или сеоков) таежного и лесостепного населения: Аба, Сары – Шор, Челей, Карга, Кобый, Чорал. Именно эти роды стали носителями тюркской культуры и составили ядро формирующегося шорского этноса. По мнению, историков, именно на стыке XVI и XVII веков начала складываться шорская народность.

Родовое деление у шорцев сохранилось до начала XX века, но, по словам Т. А. Каучаковой, и в настоящее время в жизни шорцев род продолжает играть большую роль. Шорские семьи и по сей день помнят свою родословную. Так семья отца Т. А. Каучаковой (Тенешевой) принадлежит к роду Чорал. Во главе каждого рода стоял паштык. Выбирали его только мужчины. Вот как описывает выборы паштыка поэт С. С. Торбоков: «В назначенный день собирались все мужчины чона. Выдвигался кандидат. Он обычно отказывался, пытался бежать, но его ловили и держали. Каждый из присутствующих должен был прикоснуться к избираемому. Это значило проголосовал». Официальное название народности и само слово «шор» означающее «бедный», «печальный» – вошло в русскую этнографическую литературу в конце XIX – начале XX века, но окончательно утвердилось лишь после Октябрьской революции.

Русским впервые стало известно о шорцах с XVII века. С той поры и до революции они называли местных жителей шорцев кочевыми инородцами, а Горную Шорию - Кузнецкой тайгой. Рождение шорского улуса на территории современного города Осинники началось в первой половине XVIII века. Осинники ведут свое начало от шорского улуса тах – тал – аал. В переводе с местного, шорского, языка «тахтал» означает осинник, а слово «ал» – селение. Первые русские поселенцы перевели название улуса по-своему и стали именовать его Осиновка.

Первое упоминание об Осинниках в печати относится к началу XIX века. Географическое положение улуса Осиновского было труднодоступным, климатические условия – суровые. Летом добраться до улуса можно было по многоводной реке Кондома. Селились первые шорцы на левом и на правом берегу реки Кандалеп. Строили наши предки свои жилища на берегу речки Шурак. Район Южной был местом охоты. Из поколения в поколение передается легенда, что первым поселенцем улуса был шорец кузнец-оружейник Кузедей. Прежде он построил свою кузницу якобы возле стен Кузнецкой крепости, но потом переселился на берег речки Кандалеп. Здесь были удобные места для ловли рыбы – хариуса, тайменя, налима, язя, щуки. Рыбу ловили с помощью сетей, сачков, били железными острогами, стреляли из лука.

Каждый род имел свои охотничьи угодья. Наибольшее распространение получила пушная охота. Охотились преимущественно с помощью лука со стрелами и различных ловушек. Промышляли хоря, соболя, лисицу, горностая и зайца. Звероловством занимались от мала до велика. Женщины, так же как и мужчины, промышляли зверя на лыжах. Отправляясь на промысел, брали с собой толкан (истёртое на ручных жерновах зерно ячменя). При неудачном промысле шорец, бывало, довольствовался горстью толкана, разведённого водой.

Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли саранки, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, борщевика. Корни и клубни выкапывали корнекопалкой (озуп), состоявшей из изогнутого черенка длиной 60 см с поперечной перекладиной-педалью для ноги и железным лезвием- лопаткой на конце. Собирали много орехов и ягод. За кедровыми орехами отправлялись семьями, живя в тайге по несколько недель. В лесу строили временные укрытия, из дерева и бересты делали орудия и приспособления для сбора орехов – колотушки (токпак), терки (паспак), сита (элек), веялки (аргаш), лукошки.

Огородов у коренного населения не было, скотину не держали. Питались шорцы очень скудно. Пищу их составляло мясо зверей, которых они промышляли: белки, колонок, соболь, зайцы и другие. Пищу готовили без соли, которая считалась лакомством. Некоторые блюда шорской кухни имели сакральное значение, как, например, ос (пареное молозиво). Первое молоко после отёла коровы хозяйка собирала в течение трёх дней, выпаривала в духовке – получалось некое подобие студня или молочного желе. Его резали на кусочки и раздавали родственникам с благопожеланиями, т. е. с добрыми словами, пожеланиями здоровья или удачи.

Женщины ткали из конопли и крапивы на примитивных станках, выделывали кожи, изготавливали утварь из дерева и бересты; мужчины были заняты промыслами – обработкой дерева, рога, кожи. Были развиты художественная резьба и выжигание по кости – на табакерках, черенках ножей, пороховницах и др., вышивка. В русских документах XVII-XVIII веков отмечено, что главными занятиями шорцев были металлургия и кузнечное дело.

(Время и жизнь, 18 июня 2016)

Шорцы – коренные жители города Осинники

(Продолжение. нач. в №24)

В этом номере газете мы продолжаем публикацию исследовательской работы, проведённой учащимися школы №16 Кристиной Пичуриной и Алёной Дубняковой под руководством учителя географии И. Н. Киридон и учителя истории И. В. Баевой. Напомним, на протяжении нескольких месяцев они изучали историю юга области, проживающего здесь населения, беседовали с представителями коренного народа – шорцами. Результатом этой многогранной работы стало то, что учащиеся обогатили знания по истории своей малой родины, поделились этой информацией со сверстниками на научно-практической конференции и пополнили фонд школьного музея. Итак, мы продолжаем.

Жили шорцы в бревенчатых избах, крытых берестой и имевших в середине крыши отверстие для света. Дверь делалась возле одного из углов, рядом – место для огня, а в крыше против того места, где горит огонь, оставлялось место для дыма. Домашняя утварь была преимущественно деревянная или берестяная, и изготавливалась самими хозяевами. Из железных изделий в употреблении были, котлы для варки пищи «казан», чаши для обжаривания ячменя «коргуш», чугунные кувшины.

Одежду шили из гладкого чёрного сатина или домотканой ткани «кендыря». Мужчины носили традиционные рубахи «кунек» из грубого конопляного холста. Покрой их был туникообразный с косым или прямым воротом, обшитым цветной материей и застёгивающемся на пуговицы. Штаны «шанбэрштан» шили из такой же материи. Верхний распашной халат «шабырпантек» был также из домотканого холста. Халат застёгивался вверху на одну пуговицу и подпоясывался кушаком «кур». Обязательными атрибутами мужского костюма были ситцевый кисет «нанчик» на поясе, деревянная с выгнутым чубуком трубка «канзэ», огниво «оттук», кремень «оттыкташ», нож «пычах» в деревянных ножнах «калып». На голове носили шапки «пюрюк» из домотканой материи в форме ермолки или меховые ушанки, а летом – картуз. На ногах у всех мужчин были сапоги «удук» из кожи домашней выделки, иногда, у бедных – с холстяными голенищами. Женский традиционный костюм состоял из бязевой рубахи синего цвета «кунек» длиною до пят, застёгивавшейся на груди мелкими пуговицами. Полы были обшиты лентами из чёрной ткани. Бязевые синие штаны «штан» не имели разреза. Грудь плисового с подкладом халата «пантек» украшалась двумя рядами раковин каури «чаланбаш» или вышивалась геометрическим узором из цветных ниток. Голову покрывали платком «плат» красного или жёлтого цветов, на ногах были кожаные галоши «чарык» или сапоги «удук».

Каждый род имел своего божка. По своей религии шорцы были шаманистами. Шаманские действия сопровождались пением и ударами в бубен. Считалось, что таким образом шаман общается с духами для того, чтобы охота была удачной. Шаманы, выступавшие посредниками между людьми и божествами, обогащались за счёт своих сородичей.

Шорский фольклор представлен несколькими жанрами: героическими поэмами «кай», сказками бытового и фантастического содержания «нывак», «черчек», «нартпак», рассказами и легендами «порунгучоок», загадками «таптак», пословицами и поговорками «кептос», «тагпаксос», свадебными, любовными, хвалебными, бытовыми, жанровыми, историческими песнями «сарын» – остатками древних героических поэм и охотничьими песнями. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «комус».

Ассимиляция шорского населения на примере города Осинники

Жили мы когда-то в тесной юрте.

Разъедал глаза нам едкий дым.

О порядке добром, об уюте

И не снилось родичам моим.

На земле и ели мы, и спали,

Тёмный люд, слепая голытьба.

Но однажды в мир тоски, печали

К нам шагнула русская изба.

С. Торбоков.

Ассимиляция – это процесс утраты национальной идентичности, при котором происходит потеря самобытности народа, возможна смена вероисповедания, структуры, обычаев, языка и бытовых привычек. После экспедиции Ермака русские неудержимым потоком хлынули в Сибирь. Как мы уже знаем, русским впервые стало известно о шорцах в XVII веке. Природа и весь облик улуса были удивительны и поражали новосёлов: весной и летом все вокруг покрывалось ковром из цветов и буйного разнотравья, осенью деревья и кустарники сгибались от малины, черёмухи, калины, кедровых орехов. Зимой же всё укрывалось толстой снежной шубой.

«Очень богатая земля! Хочешь – паши, промышляй белок, соболей, собирай грибы, ягоды», – радовались пришельцы. Однако присоединение шорских земель к русскому государству шло не так просто. Против этого, не желая лишиться доходов в виде дани (ясака), в частности, выступили джунгары. Их военные походы на Кузнецкую землю, по данным летописи, были в 1624, 1634, 1700 и 1710 годах. О том, в каких условиях шло освоение нашего края, говорят названия ряда рек и посёлков, окружающих Осинники. Ведь Кандалеп в переводе с шорского – Кровавый бой, Тайлеп – Ночной бой, Шушталеп – Жестокий бой. В конце концов русские подчинили кузнецкие земли в составе Томской губернии «Кабинету Его императорского величества».

С  приходом русских в жизни шорцев произошли значительные изменения. Присоединение к Российскому государству защитило жизненные интересы шорцев как народности от кровопролитных нападений кочевников, способствовало их дальнейшему развитию. В XVII–XIX веках русские вели с шорцами оживленную обменную торговлю. В улусе Осиновском славился своим богатством в XIX веке торговец – шорец Назар Куртегешев, купец первой гильдии. Он в 1866 году на свои средства построил в улусе вместо деревянной часовни Пророко-Ильинскую церковь. Она была деревянной на каменном фундаменте и стала самой почитаемой в районе и служила приходом кондомских шорцев. С появлением церкви к христианству обратилось большое количество шорцев, но они восприняли лишь внешнюю сторону православия, совершенно безболезненно сочетая её со своей национальной духовностью, языческой культурой. В шорском доме могли одновременно храниться изображения семейных духов-покровителей и православные иконы, люди ходили в церковь и прибегали к услугам шамана в случае болезни. Никаких противоречий по этому поводу православные шорцы не испытывали. В это же время наблюдался высокий процент смешанных и инородческих браков.

(Время и жизнь, 29 октября 2016)

Продолжение следует.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Смотрите также

Калтан – Осинники 21 века © 2023

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?