Праздник Победы братьев-воинов Пястоловых

Праздник Победы братьев-воинов Пястоловых

Стрелок-радист

9 мая 1945 года вся страна праздновала День Победы, а для нашей семьи это тоже была большая радость, потому что участниками этой победы были четыре моих брата.

НАШ ВКЛАД В ПОБЕДУ

Старший брат Павел 1919 г.р. служил артиллеристом. Василий 1922 г.р., командир роты «катюш», в 1942 г. пропал без вести во время Ржевско-Сычёвской операции, отражая нападение немецких войск на Москву. Степан 1924 г.р. был пулемётчиком, получив множество ранений, из госпиталя вернулся домой, был непригоден для участия в боевых операциях. Михаил 1926 г.р. служил пограничником на Дальнем Востоке с 1943 по 1950 год.

ДО ОСОБОГО ВЫЗОВА

1955 год, после Великой Победы прошло 10 лет. И вот наступило время отдать свой долг Родине следующему брату – Владимиру 1936 года рождения. В это время докончил Кузнецкий металлургический техникум и был направлен в город Серов Свердловской области для работы на металлургическом заводе.

Прибыл в Серов 3 сентября 1955 года. При постановке на военный учёт получил повестку для прохождения призывной комиссии. Прошёл комиссию и с 6 сентября был зачислен в ряды советской армии с пометкой в повестке «До особого вызова». В отделе кадров я скрыл, что меня зачислили в ряды советской армии, потому что мне не дали бы место в общежитии. Приступил к работе на заводе и ждал «особого вызова». Через полтора месяца ожидания выпросил повестку, рассчитался и поехал в Калтан попрощаться с родными перед службой в армии. Пробыв дома два дня, вернулся в Серов к назначенному времени. Вначале я был зачислен служить в Морфлот. Вечером нас погрузили в «теплушки», ночью перевезли со станции Серов–пассажирская на станцию Серов–товарная, а утром 20 человек со среднетехническим образованием отобрали из команды «моряков» и сняли с эшелона. Ещё раз прошли комиссию на предмет пригодности обучаться в лётно-подъёмной школе. Комиссию прошёл успешно и вновь получил повестку с пометкой «До особого вызова». Я оказался в ситуации, когда нет жилья, нет работы. На питание зарабатывал на разных работах: на овощной базе, перелопачивал зерно на элеваторе, собирал металлолом и т.п. Жил в коридоре военкомата, спал на деревянном диване или в тех местах, где работал днём. В начале ноября приехал майор из училища, и нас, небольшую группу из 14 человек, пассажирским поездом увезли в Челябинск для обучения в лётной школе, точнее, в отделе воздушных стрелков-радистов Челябинского штурманского училища.

В ШТУРМАНСКОМ УЧИЛИЩЕ

Нас готовили на новые стратегические бомбардировщики ТУ-16, которые только начинали поступать на вооружение в авиацию Советского Союза. Целый год шла напряжённая учеба, мы с подъема до отбоя занимались по программе подготовки воздушного стрелка-радиста. В программу входило:

1. Изучение основ электро- и радиотехники, теоретической механики.

2. Обучение операторской работе передаче на ключе и приёму азбуки Морзе до уровня 120-150 знаков в минуту.

3. Изучение курса воздушно-стрелковой подготовки, теории воздушной стрельбы и вооружения самолёта ТУ-16.

4. Проведение тренировочных стрельб и операторской работы в воздухе,

5. Обучение прыжкам с парашютом на тренажёрах и практическое их исполнение с самолёта.

Экзамены и зачёты проводились без подготовки, сразу после окончания пройденного курса.

Всё, что касалось устройства самолёта по стрелковому оснащению и средствам радиосвязи, изучалось в секретном режиме: конспекты и литература выдавались только для работы в классе при обучении с преподавателем и для самоподготовки под контролем.

Занимались 6 дней в неделю. Как правило, в выходные и праздники нас назначали в наряд или в караул, в остальные дни недели нас не отвлекали от учебного процесса.

САХАЛИН И УКРАИНА

После учебы мы получили свидетельство об окончании лётной школы, и нас, 10 человек, направили служить на Сахалин в посёлок Леонидово в штурмовой авиационный полк на самолёты Ил-28, а заканчивал я службу в транспортно-десантной авиации в городе Александрия в Украине, куда за 4 месяца до демобилизации перебазировали наш полк. Прослужил я в авиации 3 года 4 месяца без единого отпуска. После возвращения из армии в Калтан я через определённое время дважды проходил медицинскую комиссию в военкомате, меня зачислили в резерв стрелком-радистом на самолёты-бомбардировщики с турбовинтовыми двигателями ТУ-95.

О ПРОФЕССИИ

Стрелок-радист – это, пожалуй, самая уважаемая должность среди солдат авиации. Ему вручена новая боевая техника. На него с завистью смотрят те, кому не приходится подниматься в воздух. В авиации его называют часовым экипажа. Он всегда стоит на страже своей боевой машины. Лётчик пилотирует самолёт. Штурман рассчитывает курс и сбрасывает бомбы на цель. А стрелок-радист отражает атаки вражеских истребителей и ведёт радиосвязь с землёй. По рассказам преподавателей и по истории полка мы знали, что трудными были боевые будни стрелков-радистов в годы минувшей войны. Вместе с лётчиками и штурманами они делили радость побед и горечь поражений. На дальних и фронтовых бомбардировщиках, на стремительных штурмовиках они смело отражали неистовые атаки фашистских самолётов.

НА ЗЕМЛЕ

Стрелок-радист, как и весь экипаж бомбардировщика, непрерывно повышает свою боевую подготовку. Вот он склонился над телеграфным ключом и быстро выстукивает точки и тире. За соседним столом звонко попискивает зуммер. Затем преподаватель включает зашифрованные группы для приёма и одновременно в качестве помех – музыку. Радист, принимая сигнал, должен слышать только «морзянку». Потом стрелок-радист идёт заниматься на стрелковом тренажёре. В комнате гаснет свет. Включается кинопроектор, и на экране появляется цель: из облаков вылетает самолет-истребитель. Он мчится прямо на стрелка. Нужно успеть определить тип самолёта, установить на прицеле необходимые данные, «обрамить» цель и открыть по ней «огонь». Всё сделано точно и своевременно. Красная лампочка сигнализирует, что цель «поражена». Так бывает перед каждым полётом. Ведь полёт – это проверка боевого мастерства стрелка-радиста Её с честью выдерживают лишь те, кто заранее, ещё будучи на земле, полностью подготовил себя к предстоящему экзамену: хорошо изучил оружие и боевую технику, в совершенстве овладел радиосвязью. Требовательный к себе стрелок-радист всегда принимает личное участие в подготовке радиостанции, оружия и боеприпасов. Это исключает какие-либо недостатки в подготовке техники, обеспечивает её бесперебойную работу в воздухе. Перед вылетом стрелок-радист тщательно проверяет работу радиостанции самолёта, настраивает её на рабочие частоты.

В НЕБЕ

В полете у воздушного стрелка- радиста, как говорится, забот полон рот. Не успел бомбардировщик оторваться от взлётной полосы, как нужно установить надёжную радиосвязь с землёй. В наушниках шлемофона слышны сигналы «морзянки», звучат устные команды, трещат атмосферные разряды. Нелегко разобраться в этом хаосе звуков. Но на то стрелок-радист и мастер своего дела, чтобы на заданной волне найти и услышать голос своего аэродрома Стрелок-радист вращает ручки настройки приёмника. И вот этот голос. Он надёжно выделен из множества других. С земли даются необходимые указания. Стрелок-радист докладывает их штурману и командиру экипажа. Всё почти так же, как в настоящем бою. Вначале истребители видны еле заметными точками. Стрелку- радисту нужен зоркий глаз, чтобы увидеть эти точки. А когда увидел, будь готов первым открыть огонь. Первая атака решает теперь многое. Современные прицелы и оружие позволяют уничтожить противника сразу, но для этого нужно быть метким стрелком. Всё ближе и ближе подходит «противник». Стрелок поймал его в прицел, «обрамил». Затем наложил центральную метку сетки прицела на истребитель. За то время, что он следил за целью, автоматика прицела выработала необходимые данные. Можно открывать огонь.

Вылетать на учебно-боевое задание приходится не только днём, но и ночью. Самолёты в небе даже днём обнаружить трудно, а ночью тем более. Но здесь помогает наблюдательность. Стрелок-радист внимательно всматривается в звёздное небо и вдруг замечает, что одна звезда значительно ярче других и не стоит на месте, а всё время движется. «Это неспроста», – Думает стрелок и разворачивает оружие в сторону «звезды». А «звезда» уже мчится на бомбардировщик. Ещё секунда, и «противник» начнёт стрелять. Но стрелок не дремлет. Он нажимает на кнопку, включающую кормовое оружие, и... Здесь должны последовать выстрелы. Однако в учебном бою пушки с успехом заменяет фотопулемет. Проявленная плёнка фотопулемёта ясно показала, что победу одержал стрелок.

Бывают и настоящие воздушные стрельбы. Тогда вместо самолёта «противника» на длинном тросе за буксировщиком летит большая воздушная мишень. Это планер без человека. Вот по этой цели можно стрелять из пушек Воздушные стрелки-радисты любят такие стрельбы. Ведь здесь боевое мастерство видно как на ладони: умеешь стрелять – считай пробоины, а не умеешь – и не ищи их в мишени. Есть такие стрелки-радисты, которые ни одного снаряда не пропускают мимо.

Такая вот профессия воздушного стрелка-радиста, члена боевого экипажа самолёта.

В. С. Пястолов

(Калтанский вестник, 12 мая 2016)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Калтан – Осинники 21 века © 2017

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?