Новые статьи

АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". СЛАВИМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
«Вахта Победы. Кузбасс»: Иван Паксеев
АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". С БЛАГОДАРНОСТЬЮ ЗА ПОБЕДУ, СВОБОДУ И ЖИЗНЬ!
«Вахта Победы. Кузбасс»: Георгий и Никонор Фомины
АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". ГЕРОЯМИ ВЫ БЫЛИ И ОСТАЛИСЬ
Юные литераторы из Калтана
В Калтане прошла встреча, посвященная памяти Героя Советского Союза Виктора Гнедина
АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". ИХ МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ
"Вахта Победы. Кузбасс»: побывав в горах Моравии и в пустынях Монголии
АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА
«Вахта Победы. Кузбасс»: Костромских Павел Егорович
АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". РАДОСТЬ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ ....
Пономарёв Александр Фёдорович, художник
10 декабря 2012 - Г.П.

Пономарёв Александр Фёдорович, художник

Чувствовать биение пульса природы

Александр Фёдорович Пономарёв, широко известный у нас в Осинниках художник, родился в Омской области, в районном центре Саргатское, в 1935 году. Вскоре семья Пономарёвых переехала в Тюменскую область. Отец Александра Фёдоровича работал председателем сельсовета. Там, в Викуловском районе, неподалеку от Ишима, они жили перед войной. С началом войны счастливое детство для младших Пономаревых закончилось отец ушёл на фронт, а мать, оставшись одна с тремя детьми, погибла в 1943 году. Дети, из которых Александр был самым старшим, воспитывались в детском доме. Позже младших брата и сестру забрали к себе родственники, а старшего, которому в ту пору было четырнадцать, взяла к себе, в Новосибирск, бабушка. Вот так, почти с детства, и началась трудовая деятельность Александра Пономарёва. В Новосибирске будущий художник познакомился со своим учителем Вениамином Карповичем Чебановым, который работал художником-оформителем на стрелочном заводе. Он взял талантливого паренька себе в подмастерья. Художников до сих пор связывает старая дружба, завязавшаяся ещё в те далёкие годы.

Недавно Александр Фёдорович ездил на юбилейную выставку Вениамина Чебанова, посвященную 80-летию художника, а в 2008 году на выставку в честь годовщины Вооружённых сил Российской Федерации. Учителю А. Ф. Пономарёва уже более 80 лет, но творческой энергии старого мастера можно только позавидовать.

Александр поступил в Новосибирский геологоразведочный техникум, по распределению попал в Новокузнецк, в Запсибгеологию. После года, проведенного в экспедициях на Дальнем Востоке, переехал в Осинники.

Подошел срок службы в армии ... и опять непролазная тайга и сопки Дальнего Востока. Александр Фёдорович прослужил три года, все это время не переставая рисовать. После окончания срока службы, с полным чемоданом своих рисунков, Пономарёв едет поступать в полиграфический институт. Денег на дорогу ему собрали сослуживцы и офицеры, которые заметили талантливого художника, чьи картины, нарисованные в свободное от службы время, пользовались неизменным спросом и у его товарищей и у офицерского состава.

Художественно-графический факультет Омского института Александр окончил заочно, да ещё и на год раньше экстерном, получив диплом с отличием. Свою дипломную работу он помнит до сих пор это был старый терриконик. После окончания института работал в новой тогда 36-ой школе, а потом семь лет в Осинниковском горном техникуме, где преподавал черчение и рисование на строительном отделении.

В 1976 году местные власти, идя навстречу пожеланиям родителей, решили открыть в городе художественную школу. Поднимать это новое для города дело направили лучших преподавателей. Так Александр Фёдорович Пономарёв и Виктор Иванович Сальников стали первыми преподавателями новой школы. Вскоре к ним присоединился Николай Фомич Чаплыгин. А после отъезда Сальникова Александр Фёдорович стал директором школы бессменным директором, поскольку оставался им на протяжении 28 лет.

17 августа 1976 года в городской газете «Маяк Коммунизма» (так в те времена называлась газета «Время и Жизнь») появилась маленькая заметка, в которой сообщалось: «В городе открывается детская художественная школа и объявляет набор учащихся на новый учебный год». Это событие для маленького городка было таким значительным, что не могло остаться незамеченным. И к зданию, в котором планировали поместить школу, потянулись вереницы детей. Многие приходили с друзьями и подругами, а те, что помладше с мамами и папами. Желающих оказалось так много, что педагоги вынуждены были установить возрастной барьер, т.е. в школу принимались дети не младше 12 лет, а перед поступлением проводились экзамены. Но всех желающих принять так и не смогли, не хватило мест. Тем не менее, набор, по тем временам, был огромным 115 человек.

Новая школа ... А что там было нового?

Название, да сама идея, рожденная маленькой группой педагогов-знтузиастов. Две комнаты в здании музея, да стулья с планшетами вот и всё имущество вновь родившегося учреждения. Ни мебели, ни натурного фонда, не было даже раковины, чтобы набирать воду для мытья кистей её преподаватели приносили в ведрах из соседнего помещения. Не было и вывески, зато входные двери украшали списки зачисленных в школу учеников.

Два преподавателя и директор рьяно взялись за дело, не обращая внимания на трудности, которые считали временными. Школа набирала обороты. Педагоги, для проведения уроков по истории искусств, принесли из дома всю свою литературу, которая в те времена была большой редкостью, да и ребята тоже вносили свой вклад: приносили в школу разбитые чашки и блюдца, бабушкины крынки. Однажды принесли даже лапти. Но рисовали в основном то, что было под рукой кирпич и мастерок, табуретку, букет весенних цветов в пол-литровой банке.

Не было и художественных принадлежностей. Сухие акварельные краски, щетинные кисти да альбомные листы. О гуаши, беличьих и колонковых кистях никто и не мечтал. Счастливчиками были те, кто мог раздобыть у мамы кисточку, для румян, да те, кому родственники могли привезти краски и кисти из Москвы. Но таких были единицы. Остальные рисовали, чем могли, жадно впитывая всё то, что пытались им дать педагоги.

И вот, наконец, самая первая в городе выставка работ учащихся, посвящённая Ноябрьской годовщине. И первая статья в газете. Сколько таких статей ещё будет за 30 лет! С итогами, словами благодарности от учеников и родителей, просто повествова­тельных, рассказывающих о жизни школы. А она и впрямь была увлекательной. После первой школьной выставки настал черёд областным, федеральным и даже междуна­родным, в которых ученики школы не только участвовали, но и занимали призовые места.

Юные художники принимали участие во всех конкурсах, привозили дипломы из Америки и Венгрии, Александр Пономарёв даже ездил в Москву, в Венгерское посольство, в культурный центр. Одна из его учениц была награждена дипломом и памятной иконой Московской патриархии. Передвижная выставка итоговых работ этого конкурса объездила весь мир!

В 1980 году; по решению горисполкома, школа получила необыкновенный подарок: новое помещение по улице Студенческая, 2. Занимало оно половину первого этажа (280 кв. м) в новом жилом доме, там по сей день и находится. А в 2004 году школа получила второй подарок от администрации города выставочный зал. В том, что этот выставочный зал есть и является гордостью нашего города, тоже большая заслуга Александра Пономарёва.

Александр Фёдорович внёс большой вклад и в оформление г. Осинники. В 1986 году город был признан лучшим в областном конкурсе по эстетическому оформлению. Кроме того, за время работы в школе и сам художник неоднократно участвовал во всех конкурсах для преподавателей и занимал призовые места на областных художественных выставках.

Алтай, Горная Шория, Кузнецкий Алатау это излюбленные темы его пейзажей. Александр Пономарёв проводит в этих красивейших местах чуть ли не каждый свой отпуск, путешествуя с семьёй по Алтаю до самой Монголии. Часто изображает на своих полотнах места рядом с озером Кандыколь. Много работает, пишет эскизы, собирает материал для будущих картин. Эти же места любил и его друг, заслуженный художник Ананьин, до своего отъезда на место жительства в Америку. Они жили в юрте у знакомых оленеводов, ловили в озере хариусов на кузнечиков и рисовали, рисовали, рисовали ... Темы для картин были разными: художнику Ананьину больше нравилось отражать на своих полотнах быт оленеводов, а Александр Пономарёв любил лошадей, горы, отражающиеся в озере, юрты алтайцев. Семья во всем поддерживала художника. В его творческих экспедициях постоянно принимали участие жена Надежда, дочь и внуки. Хотя дочь и живёт сейчас в городе Новосибирске, а внуки выросли, переехали в Москву, но отца и деда не забывают и часто приезжают в гости, вместе путешествую.

Персональные выставки Александра Пономарёва проходили в Новосибирске и Омске, он постоянно становился участником областных выставок в Кемерово, за первые места его даже награждали путёвкой в Молдавию.

Участвовал Александр Фёдорович и в международных выставках, В Болгарии его картины так понравились, что работы купили прямо с выставки. Разошлись картины, по миру, они есть в Германии и Вьетнаме, Японии и Венгрии.

Не обошёл художник вниманием и родной город, в Осинниковском краеведческом музее неоднократно организовывались его персональные выставки, неизменно пользующиеся огромным интересом у посетителей.

Существует утверждение, что умение понимать прекрасное заключается в умении наблюдать и смотреть. Смотреть это одна из наиболее трудных вещей в жизни. Если ваши глаза слепы от невзгод, вы не сможете увидеть красоту солнечного заката. Большинство из нас утратило связь с природой, мы становимся людьми, имеющими очень мало пространства для того, чтобы видеть небо вечером и утром, но взамен много думаем и говорим об искусстве. Почему же так получается, что мы так зависим от него? Если человек, а тем более художник, пребывает в непосредственном контакте с природой, если он следит за полётом птицы, за взмахом её крыльев, видит красоту каждого движения облаков, теней на холмах или красоту человеческого лица, то он почувствует, под всеми этими внешними покровами, биение пульса природы.

Быть может, именно потому, что мы не знаем, как смотреть на всё, что нас окружает, мы и стремимся понять душу художника, который смог заметить, посмотреть и увидеть. Лишь выставка творцов кисти, рисующих «наши», родные до боли сюжеты, пейзажи, лица, открывают нам глаза на то, в каких восхитительных моментах, жизненных сюжетах и природных интерьерах мы живём.

Г. Волкова, председатель творческого объединения художников г. Осинники «Радуга»

(Новый вектор, 27 марта, 2008)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Смотрите также

Калтан – Осинники 21 века © 2023

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?