Осинниковскому трамваю 50 лет
9 декабря 2012 - Геннадий Казанин

Осинниковскому трамваю 50 лет

Транспорт любимый и … незаменимый

Ещё 14 октября 1949 года министром угольной промышленности был подписан приказ о создании в Осинниках «городских железных дорог», но только в 1957 году начались подготовительные работы, открылось финансирование. Городские власти принялись «выбивать» у заводов первые рельсы, шпалы, стрелочные переводы. И, наконец, 28 октября 1960 года была введена в строй первая трасса от вокзала до шахты «Капитальная-2». Вагоновожатая Л. Э. Котли-Гладченко, дав стартовый звонок, повела трамвай в первый рейс. Осинниковскому руднику исполнилось в тот год 35 лет, и это было достойным подарком горнякам к юбилею.

Из разговора с П. М. Довгошея, директором муниципального унитарного предприятия «Элтранс», выяснилось, что сегодня в России трамвайными, троллейбусами парками и метрополитенами владеют 70 городов, объединённых в МАП-ГЭТ Международную ассоциацию предприятий городского электрического транспорта. А Россия, в свою очередь, входит в МСОТ Международный союз общественного транспорта во главе с президентом Роберто Кавальери и штаб-квартирой в Брюсселе. Многие помнят делегацию специалистов в 1996 году. Англичане, австрийцы, бельгийцы, немцы, голландцы, норвежцы, швейцарцы, всего 25 человек, в качестве туристов приехали в Россию поздравить нашу страну со 100-летием пуска российского трамвая. Они навестили трамвайные парки всей Западной Сибири и Алтая. В Осинниках для гостей была подготовлена экскурсия на трамвае с символическим номером 101, которую провела ревизор по безопасности движения Людмила Грушина. Чувствительные к сувенирам европейцы увезли из Осинников на память эмблему Рижского завода, снятую со списанного трамвая.

Коллеги поддерживают международную переписку, и в город поступает всегда самая свежая информация о событиях, происходящих в других странах. Например, в Италии, рассказал Пётр Михайлович, оперативно наладили выпуск небольших трамваев. Легкий рельсовый транспорт специально сконструирован для того, чтобы возить толпы туристов всего мира среди римских развалин, храмов и прочих исторических достопримечательностей державы.

Россия тоже не стоит на месте. В доказательство директор показал на закатившийся в парк новенький трамвай Санкт-Петербургского завода. Поступивший в Осинники в рамках губернаторской программы «Транспорт», он оборудован экономичным асинхронным двигателем. Кроме того, его конструкция выполнена по европейским стандартам и приспособлена для удобной посадки пассажира в инвалидной коляске.

Но если вальяжная Европа совершенствует и меняет свои трамваи с завидной регулярностью, то трудовой Кузбасс эксплуатирует свой машинный парк куда более нещадно. В Осинниках большинство транспортных единиц находится в «расцвете сил», но некоторые наши трамваи изготовлены ещё в «застойные» годы. Их можно назвать самыми крепкими в мире и занести в книгу рекордов Гинесса. На них дали такой рекордный километраж, что дух захватывает. Вдумайтесь в простые цифры. Шесть рижских вагонов отработали в Осинниках верой и правдой по 25 лет, перевезли миллионы пассажиров и подлежали списанию уже давно. Их износ по времени составляет 156%. Но «крепкие старички», из-за нехватки средств на приобретение новых вагонов, работают по сей день. Пробег «железных аборигенов» уже перевалил за полтора миллиона километров. За счёт чего происходит возрождение «из пепла» нужных городу трамваев? Конечно, за счёт таланта трамвайщиков, модернизации вагонов, их грамотной эксплуатации.

Социальная значимость городского электрического транспорта, несмотря на его нерентабельность, очень высока. Это во многом объясняется вопросами экологии, здоровья. Такой транспорт повсеместно дотируемая отрасль народного хозяйства. В Осинниках, например, по словам П. М. Довгошеи, себестоимость билета составляет порядка четырнадцати рублей. Разрешённая цена семь рублей. Между тем, большинство пассажиров относится к категории льготников и за билет не платит. При годовом доходе в 15 миллионов рублей у предприятия 52-53 миллиона расходов. Тарифы на электроэнергию прыгают непредсказуемо. Налоги надо платить «кровь из носу». Да и кризис наложил свой отпечаток на предприятие, тесно связанное с бюджетом.

Задержки финансирования мешают предприятию вздохнуть полной грудью, но дружный коллектив постоянно ищет новые ре­зервы и стремится не допустить провала в работе. Так, пять лет назад в «Осинниковском трамвае» освоили дорогостоящую технологию проведения капремонта вагонов, возможную до этого только в Новосибирске. Эта новая рекордная высота, взятая доблестным коллективом, принесла солидную экономию. Поиск, резервов продолжается постоянно.

Отмечая уникальный характер всего комплекса работ, выполняемых трамвайщиками, директор сказал, что здесь растут замечательные специалисты. Среди них В. П. Гуляр главный инженер, С. Н. Андрюхова начальник участка эксплуатации, И. В. Буц начальник финансового отдела. Заслуживает похвалы работа многих водителей, кондукторов, слесарей подвижного состава, монтёров путей, контактной сети.

Пётр Михайлович добавил, что Европа снабжает нас бесценным историческим опытом. Её успехи и неудачи служат замечательным примером, как лучше вести дела. Например, был случай, когда во Франции в двадцати городах отказались от трамвайного сообщения и разобрали рельсы. Дружно пересели на машины и ... двадцать лет спустя центры городов этой державы стали задыхаться от автомобильных пробок и дыма выхлопных газов. Великая Франция сразу вспомнила про экологически чистый трамвай и его преимущества. Началось возрождение утраченных традиций, несмотря на громадную цену вопроса.

Для профессионалов ясно, как божий день, что центральные части городов должны оставаться во власти трамваев и троллейбусов по уже упомянутой «французской» причине. Только трамваи и троллейбусы обеспечивают максимальную пропускную способность в часы пик и позволяют перебрасывать большие потоки пассажиров с максимальной скоростью.

В преддверии золотого юбилея предприятия П. М. Довгошея рассказал о проблемах, которые необходимо решить в ближайшей перспективе. Как человек, выросший в районе 9-й Штольни, бегавший с мальчишками смотреть первый городской трамвай, он беззаветно влюблён в родной город и коллектив, в котором трудится всю жизнь. Как руководитель - стремится сохранить команду, рабочие места.

Как инженер анализирует техническую сторону дела и все имеющиеся ресурсы. Как депутат горсовета владеет информацией о социальной обстановке в городе. Рассматривает его миграционную составляющую, связанную с переселением жителей из подработанного района шахты, делает точные расчёты и формирует бизнес-план будущих преобразований. Прекрасно понимает, что кардинальные изменения в схеме трамвайного сообщения города можно сделать, только опираясь на колоссальный опыт и ресурсы коллектива, поддержку губернатора и городской администрации.

- В связи с переселением 1731 человека из района шахты «Осинниковская» в центральную часть города и проблемами технического характера пришлось закрыть участок дороги от РМЗ до шахты. Иначе говоря, разъяснил директор, пассажиропоток здесь резко уменьшился, и маршрут стал крайне затратным. Плюс ко всему на этом участке, находящемся в зоне работ шахты «Осинниковская», на двадцати опорах контактной сети выявлены динамические повреждения. А это уже вызывает угрозу разрушения опорных конструкций и самые серьезные вопросы со стороны органов, контролирующих безопасность движения.

Учитывая многочисленные запросы жителей, прихожан церкви, предприятие рассматривает варианты по восстановлению движения на участке «РМ3 9-я Штольня». Наиболее актуальным вопросом остаётся завершение строительства третьей очереди трамвайного сообщения, от остановки «Южная» в сторону Орловки на два километра. Своими силами уже построена коробка новой тяговой подстанции. Всё необходимое оборудование будет переброшено из коробки старой тяговой подстанции. Львиная доля материалов, шпал, рельсов уже подготовлена к укладке в путь. Трудовой коллектив, как десант, готов идти на прорыв и выполнить особо важное задание: построить своими силами весь этот участок, без привлечения специализированных бригад из других городов. А это позволит: во-первых, выиграть время на подписание многочисленных соглашений и договоров, во-вторых, как минимум, сэкономить две трети от суммы проектных и строительных расходов. На воплощение всех решений требуется порядка 40 миллионов рублей, поэтому коллектив нуждается в солидной материальной поддержке, рассчитывает, что горожане с пониманием отнесутся к возникающим иногда транспортным неудобствам.

Но какие бы проблемы ни возникали, коллектив МУП «Элтранс» готов встретить золотой юбилей предприятия достойно, а главное, уверен: трамвай всегда останется востребованным!

В. Зяблицкий

(Время и жизнь, 8 апреля 2010)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Калтан – Осинники 21 века © 2017

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?