Осинниковский Водоканал – борьба за выживание
И вечный бой! Покой нам только снится
Сегодня эти блоковские строки вполне можно отнести к характеристике работы муниципального унитарного предприятия «Водоканал». Борьба за существование ведётся коллективом на всех фронтах.
Особое место в ней занимают баталии с неплательщиками, которые для предприятия «Водоканал» давно уже стали не только обыденным делом, но и крайней мерой для выживания. И если бороться с должниками из многоквартирных домов предприятию помогают управляющие компании и расчётно-кассовый центр, которые являются связующим звеном между потребителями воды и ресурсоснабжающей организацией, то с жителями частного сектора, не желающими оплачивать водоснабжение, коллективу приходится вести бой один на один. Для этого задействованы контролёры предприятия, которые постоянно работают с населением, выявляя задолжников, и предупреждают о необходимости своевременной оплаты водоснабжения и водоотведения. Понятно, что не все внемлют уговорам, поэтому приходится прибегать к букве закона.
Согласно Федеральному закону №416 «О водоснабжении и водоотведении» «организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение при наличии у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчётных периода, установленных этим договором, и более». Проще говоря, если кто-то два месяца пользовался услугами «Водоканала» бесплатно, в дальнейшем их предоставлении ему будет отказано. Дом должника отключат от системы центральных сетей. Как выясняется, несознательных граждан, позволяющих себе комфортное проживание задаром, у нас предостаточно. Только нынешним летом было произведено несколько десятков отключений от системы водоснабжения. Большинство из них пришлось на Стройгородок, район БИСа, Нижней площадки.
Вернуться теперь к цивилизованному проживанию с водоснабжением неплательщикам представится возможным только после погашения долга и оплаты подключения. Оно и понятно, были ведь задействованы людские и временные ресурсы, которые в идеале должны участвовать в производственном процессе, а не в борьбе с неплательщиками. И здесь есть один нюанс, о котором тоже следует знать.
Стоимость подключения может быть очень даже значительной. Куда ни шло, если водовод к вашему дому подключён к сети в колодце, там его и отключить не составит труда. А если труба от вашего дома просто врезана в центральный водовод, то чтобы отключить ввод к дому и после оплаты подключить её обратно, без земляных работ не обойтись. Тут-то поневоле за голову схватишься: без воды, как известно, ни туды и ни сюды, и возвращать её весьма затратно. Ну, сами виноваты. Предупреждали же: надо вовремя оплачивать.
Недавно развернулось новое направление борьбы, где камнем преткновения стали водоразборные колонки. Прошедшим летом работники предприятия провели их инвентаризацию и обнаружили, что у действующих водоразборных колонок нет абонентов, а значит, вода из них никем не оплачивалась и текла им в убыток. Также себе в убыток предприятие содержало сами колонки. И вот теперь, когда «задаром» закончилось, начались бесконечные жалобы от населения в различные инстанции. Люди, сообщая в письмах, что с советских времён бесплатно пользовались водой, возмущаются, почему им сегодня этого не предоставляется. Ну и что, что все платят, а у них колонка общественная, значит ничья. Вот и приходится специалистам «Водоканала» разъяснять авторам жалоб, что для них все потребители равны и все должны оплачивать их услуги. Да и водица из реки до потребителя не сама приходит. Водоснабжение и водоотведение – процесс затратный.
А теперь об утечках, а точнее, о границах раздела. Это ещё одно поле битвы. Поэтому нужно пояснить, что если происходит порыв на центральном водоводе, пролегающем через всю улицу, его устранение – обязанность «Водоканала». Но когда случается авария на трубопроводе, ведущем от уличного водовода до отдельного дома, – это уже забота домовладельца. Так же как в многоквартирных домах: прохудилась труба общего пользования, скажем, стояк, проходящий через несколько квартир, его заменит обслуживающая организация. Побежал отвод от того же стояка, который подаёт воду только в одну квартиру – оплачивает ремонт жилец квартиры. Но владельцу частного дома непонятно, почему не ремонтируют его водовод. Доходит до скандалов, когда коммунальщики, устраняя утечку воды, попросту отсекают аварийную трубу от уличного водовода. В этом случае собственнику нужно или оплатить ремонт, или самому производить его. И это не чья-то прихоть. Существуют правила содержания водопроводных сетей по границам раздела, которые, если перефразировать, объясняют: от дома до вентиля в колодце или до врезки в центральный водовод – собственность домовладельца, а значит, его головная боль о её состоянии. И почему предприятие должно брать на себя расходы по содержанию частной собственности? Обслуживание и ремонт частных врезок в тариф не закладываются.
А некоторые хозяева частных домов поступают ещё «скромнее» – самовольно врезаются в сеть и пользуются бесплатно холодной водой. Это вопрос из той же серии, что у пользователей общественной колонки: зачем платить? Правда, таких потом всё равно выявляют и выставляют счета не по норме, а по сечению трубы, так что желания не платить больше не возникает.
Сложнее обстоят дела с взиманием платы за потреблённый ресурс у жителей Калтана. Как изначально было устроено, наш водозабор №1 обеспечивает водой не только Осинники, но и соседний город. Так вот, сообща наши соседи скопили долг в 23 млн. рублей. Это сумма, равная начислениям за семь месяцев. И сложившаяся ситуация руководство Калтана, похоже, ничуть не беспокоит. Город отключить никто не посмеет, потому как есть в нём и порядочные люди, которые оплачивают водопотребление. А ты, предприятие, выживай, как хочешь.
Тарифы за водоснабжение, как известно, принимаются ниже себестоимости. Часть населения норовит попользоваться водичкой на дармовщинку. Значительные средства требуются на приобретение химреагентов для очистки воды. А попробуй, сэкономь на этом – беды не миновать. При плохом качестве воды в реке предприятие подаёт ее потребителям согласно СанПиНу. К тому же «Водоканал» – самое энергоёмкое предприятие в городе – расходы за электроэнергию колоссальные. Из-за нехватки средств нет запаса материалов, нет возможности приобрести спецодежду рабочим. Да что далеко ходить, не на что купить верхонки и лампочки. Средняя зарплата на предприятии – 15 тыс. рублей. Это у людей, которые несут личную ответственность за качество воды в наших домах и на морозе ликвидируют аварию, стоя в ледяной воде. Из-за многомиллионных долгов у предприятия, которое обслуживает 310,4 км сетей, 45 процентов сетей – ветхие. Износ основного оборудования составляет 80 процентов. Достаточно сказать, что на водозаборе есть насосы, которые выпущены в 30-х годах прошлого столетия.
Ну, должны же быть у людей элементарная совесть и здравый смысл, чтобы осознать, что полный крах предприятия невыгоден как предприятию, так и каждому жителю города. Для этого надо ежемесячно до 10-го числа вносить плату за водоснабжение и раз в месяц 23-25-го числа передавать показания приборов учёта. С этой целью для удобства жителей, особенно частного сектора, на предприятии, кроме стационарного телефона 4-82-36, работает даже мобильный – 8-909-512-46-40. Кстати, те, кто оплачивает услуги водоснабжения по счётчикам, значительно экономят на этом. С 2014 года действуют нормативы, в которых изменилось начисление по поливу. Оно зависит от площади земельного участка. К примеру, если у вас только сотка земли, это уже больше 1000 рублей в месяц. Кроме того, учитывается питьевая вода, её расход на каждую животинку в стайке. В общем, немало. Жителям индивидуальных домов и владельцам дач в частном секторе просто необходимо устанавливать приборы учёта.
В любом случае не так уж высока для населения цена на воду, чтобы копить долги и отказываться от неё.
Ольга Куртукова
(Время и жизнь, 5 декабря 2015)