Новые статьи

Жизнь продолжается.Ольга Владимировна Греченкова.
«Говорить хочу о поэзии…»
Авторская программа Валерия Локтева, педагога ДДТ, стала лауреатом областного конкурса досуговых программ
Внимание, детский конкурс!
Участник Великой Отечественной войны Донских Сергей Петрович отметил 95-летие
Участник Великой Отечественной войны Донских Сергей Петрович отметил 95-летие
В ДК "Энергетик" г. Калтан состоялся торжественный прием, посвященный 100-летию ВЛКСМ.
Сегодня сотни осинниковцев вместе с Главой города Игорем Романовым присоединились к празднованию Дня народного единства
Фестиваль "АРТ-ВИШНЯ" среди лучших!
В рамках празднования 100-летия ВЛКСМ в Осинниках прошел ряд мероприятий
Паутова Валентина Федоровна. Уходят в мир иной учителя.
Школа - юбиляр
Осинниковский совет старейшин о школьных проблемах

Осинниковский совет старейшин о школьных проблемах

О школьных проблемах

На очередном заседании совета старейшин был рассмотрен вопрос "Об обеспечении школьников учебниками". В обсуждении приняли участие начальник Управления образования С. В. Круль и ее заместитель З. А. Авдиенко.

В городе 8 школ, 4736 учеников, в том числе 555 первоклассников. Во всех школах есть библиотеки, школа № 31 и лицей № 36 обеспечены доступом к Интернет. По словам присутствующих руководителей, решается вопрос по доступу в сети Интернета и для остальных школ. По состоянию на 01.09.2012 г. бесплатно обеспечены учебниками 69% учащихся (по области 61%). В том числе: все учащиеся 1-2 классов получили учебники бесплатно, в 3-4 классах таковых меньше половины (42.44%), в 5 - 9 классах чуть больше половины (67,67%) и в 10-11 классах - 81,7%.

Источники финансирования разные: централизованно из разных бюджетов выделено около 3 млн. руб. Это меньше 1/3 от необходимого. Более 13 тыс. учебников получили библиотеки в подарок в ходе акции "Подари учебник школ"». Около 2 млн. руб. школы получили из внебюджетных источников, остальное вынуждены были платить родители. Обеспечить ребёнка учебниками стоит очень дорого. Состоит каждый учебник из 2-3 частей, кроме того, рабочие тетради и прочее. Каждый такой комплект стоит 2-3 тыс. рублей. Для родительского кошелька очень накладно. И хотя в нашей области по инициативе губернатора А. Г. Тулеева малообеспеченным! семьям оказывается значительная помощь по подготовке ребенка к школе, школьное обучение детей для родителей является очень затратным. Электронные учебники, которые начинают сейчас входить в обиход, стоят от 5 до 15 тыс. рублей.

Управление образования и школы используют ксерокопирование и Интернет, но это мало что даёт. Сами школы тоже поставлены в жесткие условия: учебники меняются каждые 5 лет. При проверке школ Кузбассоблнадзор строго смотрит по каждому учебному кабинету наличие нужных учебников и учебных пособий. Управление образования добилось, чтобы все школы города работали по одинаковым учебникам, чтобы ребенку при переходе в другую школу не пришлось их менять. Школам дано право выбирать издательства, в настоящее время их 10, наиболее востребованные "Академкнига", "Просвещение".

Такие дорогие учебники были только у спекулянтов в тяжелые послевоенные годы. Помню, в 1946 г. я училась во 2-м классе, так отец моей одноклассницы продал теленка за 500 руб. и за эти деньги купил дочери "Родную речь". А мне мама купила по знакомству у спекулянтки за 200 руб. Но уже через год нам продавали учебники через школьные библиотеки по государственным ценам, и сколько помню, самый дорогой учебник стоил в пределах 3 руб.

Совет старейшин считает, что наше правительство и Государственная дума должны заняться вопросом учебников. Их надо печатать в государственном издательстве и не отдавать на откуп коммерческим, которые диктуют свои цены. Учебник должен быть недорогим, тогда, возможно, и не надо будет государству тратить миллиарды на "бесплатные" учебники. Государственное издательство должно печатать всю учебную литературу и тетради, а соответствующие органы должны контролировать их качество, чтобы не получилось дешево и плохо. С подобным письмом мы обратились к депутату Государственной думы С. А. Поддубному.

Учебный процесс в современной школе направлен на то, чтобы научить ребенка учиться. Этому подчинены и материал учебников, и учебные задания. Как отмечают родители, зачастую ребенок не может найти ответ на задание только в учебнике, надо подключать Интернет, искать в словарях и т.д. С одной стороны, хорошо - перестать "кормить ребенка только манной кашей", заставить искать, думать самому, "жевать, а не заглатывать готовое". А с другой стороны - при нынешнем подушевом финансировании школ количество учебников в классе не уменьшится и учителю трудно дойти до каждого. Растут требования к уровню образования родителей, их ответственности за ребенка. А ведь так и должно быть - человек умом, интеллектом, работоспособностью должен, пробивать себе дорогу в жизнь. Разве не обидно «за державу», что русских считают ленивым народом?

Наш учебный материал по-прежнему мало внимания уделяет формированию мировоззрения школьника. Пошло второе тысячелетие, как Русь приняла христианство. Большая часть населения России - христиане православные. Однако когда зашла речь о преподавании в школах основ православия, стыдливо стали отворачиваться от этого, свели к преподаванию факультативно православной культуры и светской этики. Да светскую этику должен нести каждый учитель своим внешним видом, речью, манерой поведения, иначе какой же он учитель? Еще древние говорили, что руководить другими может лишь тот, кто научился управлять собою, своими страстями. Этика - это поведение человека в обществе. Да, наше государство светское, но знать основы той религии, в которой жили предки и живут нынешние поколения, будь то христиане, мусульмане, буддисты или люди других вероисповеданий, для каждого россиянина совсем не является помехой. По-моему только среди нас, православных, существует этакая непонятная стыдливость: "Ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?", то бишь Запад или кто-то еще.

Конечно, преподавание основ любой религии должны вести истинно верующие, хорошо подготовленные люди, иначе это будет святотатство.

А мировоззрение как раз и зависит от того, верует человек в Бога или нет. Если человек верует, что есть Бог, есть бессмертная душа, есть вечность, а нынешняя наша жизнь - это лишь «миг между прошлым и будущим», то стоит ли бездумно вкладывать все в этот миг? Стоит ли иметь 120 золотых колец с бриллиантами, воровать миллиарды? Туда ничего не возьмешь. Там будет лишь твоя бессмертная душа, и чем ты ее наполнил здесь, на земле, к тому и потянется она в вечности: к любви, милосердию, состраданию, или, как Кощей, к богатству, которым Там уже обладать не сможет - в Том мире у души отнимается свобода воли, она уже ничего сделать не сможет, хотя желания не только остаются, но и многократно возрастают. Вот только адский огонь, который вечно испепеляет Там душу того, кто в земной жизни, кроме богатства, ничего не желал, разве еще власти и славы. Жизнь имеет смысл лишь тогда, когда она бессмертна. С этих нравственных позиций можно оценивать все: свободны мы или нет, есть судьба или нет. Религия постоянно обращает внимание на внутреннюю жизнь человека. Наша судьба обеспечена нашим внутренним состоянием. Бог даже спасти не может человека без воли самого человека. Бог ставит человека в наилучшие условия, когда человек может задуматься: Он предоставляет человеку право выбора. В этом и есть свобода воли, духовная свобода. Ее надо отличать от социальной свободы, т.е. прав человека, установленных законом. А свобода страстей, о чем так много говорят сейчас, несёт гибель человеку. Человек с необузданными страстями опасен для общества. Знания - это материал, а мировоззрение - это идея: что я хочу получить от своих знаний, это смысл человеческой жизни. Надо, чтобы дети и взрослые постоянно помнили это и развивали в себе.

К сожалению, наши ученики мало располагают к такому осмыслению. Так, в учебнике литературы для 10-го класса, очень перегруженном, в него «впихнули» всю классику XIX века, сократив количество уроков литературы, по-прежнему изучается Н. Г. Чернышевский и его роман "Что делать?". Критики 19-го века называли этот роман революционным и низкохудожественным произведением. Что он дает современному читателю, как и сам Чернышевский с его «новой эстетикой»? В то время как о славянофилах в учебнике 4 страницы, и только об их литературно-критической программе. А именно славянофилы (Хомяков, Киреевский) много рассуждали о русской душе, отмечая самое главное в ней - единство свободы по закону любви. Любовь не дает свободе превратиться в зло. Утверждали, что истина не в торжестве, а в любви. Сам Бог - это истина, а не авторитет. В нашей же современной жизни часто ищут авторитет, а не истину. Идеи славянофилов нашли преломление в творчестве Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого времен "Войны и мира", Ф. И. Тютчева. И как жаль, что о них давно забыли.

Н. Матросова, председатель городского совета старейшин

(Время и жизнь, 16 ноября 2012)

Комментарий автора сайта. Несмотря на моё глубочайшее уважение к автору публикации, что выражая мою солидарность с нею по поводу обеспечения учебниками наших учеников, считаю вопросы содержания образования весьма спорная проблема. То, что "впихнули" всю литературу XIX века в программу 10 класса, - это для нас не ново. Нашу огромную литературу вообще куда-нибудь трудно "впихнуть". Разве литературу XX века можно даже поверхностно изучить за один год? Со всеми подпольными и зарубежными течениями…

А уж чем так не угодил членам совета незабвенный Николай Гаврилович? Тем, что проповедовал идеи социального равенства? "Нехудожественностью"? Так литература в России, в условиях "отсутствия общественной свободы", как выразился Герцен, и ценилась за свой протестный характер, а не за художественность. Хотя, может быть, с точки зрения эстетов, - это совсем дурно. Он же ценил, например, Тургенева вместе с его художественными достоинствами за то, что тот был "честным провозвестником" целого ряда поколений.

Насчёт религиозного образования в школе я вообще не согласен с автором. Культура, этика и духовность формируется под воздействием внешних обстоятельств, а не через изучение догм и правил. Это и семейные отношения, и отношения между учениками и учителями, и отношения в коллективе, и, в конечном итоге, через систему ценностных ориентаций группы, в которой общается ученик. И так далее…

Если же члены совета считают, что религиозное образование всё-таки необходимо в нашей школе и считают, что "преподавание основ любой религии должны вести истинно верующие, хорошо подготовленные люди, иначе это будет святотатство", то кого же они определят в такие «истинно верующие»? Не трудно, думаю, найти "хорошо образованных", а вот насчёт истинно верующих и духовных… Я бы затруднился найти таких. Люди в рясах давно не являют образец истинно верующих и следующих духовным заповедям Христа. По крайней мере, я таких людей среди священников не встречал.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Смотрите также

Калтан – Осинники 21 века © 2018

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?