Новое в системе образования
О том, что ожидает школьников в новом учебном году, рассказывает Н. П. Цибина – начальник Управления образования администрации Осинниковского городского округа.
- Надежда Петровна, для начала остановимся на результатах сдачи Единого государственного экзамена в этом учебном году.
- Результаты ЕГЭ в текущем году лучше, чем в предыдущем, и это заслуга директоров школ, учителей, всех, кто участвовал в его организации и проведении. Во многом успех зависит от материально-технического оснащения пунктов проведения экзамена. На сегодняшний день оснащение наших пунктов составляет 80%, и мы благодарим главу города Игоря Васильевича Романова за финансовую поддержку в приобретении дорогостоящего оборудования.
В этом году русский язык сдавали 166 выпускников (т. е. 100%), минимальный порог для получения аттестата в 24 балла по русскому языку преодолели все участники экзамена, семь обучающихся получили более 96 баллов. Базовую математику также сдавали все выпускники текущего года, успешно преодолев минимальный порог для получения аттестата. По-прежнему большая часть выпускников, а это 54%, из предметов по выбору сдают обществознание.
- Некоторые утверждают, что тяжело сдавать экзамен под камерами. Так ли это?
- Новый формат сдачи экзамена продолжается уже в течение нескольких лет, и я считаю, что мы добились больших успехов. Меняется не только содержание, но и самое главное – отношение к ЕГЭ. Мы учим детей, и они не боятся сдавать экзамены по изученному материалу. Так когда-то учили и нас. Сейчас вернули сочинение, как допуск к ЕГЭ, русский устный будет пропуском к ГИА в девятом классе. Нужно учиться так, чтобы можно было сдать экзамен, и для этого нашим ученикам сегодня созданы все условия: высококвалифицированные кадры, материальное оснащение, углубленное изучение предметов. ЕГЭ – это тот же экзамен, только в другой форме. Его успешная сдача выполняет двойную функцию: государственный экзамен является одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным испытанием в вуз. Камеры – это всего лишь инструмент, который необходим для проведения ЕГЭ в соответствии с правилами.
- Уже известны темы сочинений для выпускников 2017/2018 учебного года?
- Да. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева официально объявила темы итогового сочинения для выпускников школ на 2017/2018 учебный год. Напомню, что итоговое сочинение является допуском к государственной аттестации. В зависимости от того, получил выпускник «зачёт» или «незачёт», он является допущенным или не допущенным к сдаче единого государственного экзамена. Если выпускник получил неудовлетворительный результат за сочинение, ему предоставляется возможность попробовать снова. Для выпускников 2018 года определены 5 открытых тем сочинений: «Цели и средства», «Верность и измена», «Смелость и трусость», «Равнодушие и отзывчивость», «Человек и общество». Итоговое сочинение является средством проверки умения мыслить, доказывать свою позицию и проводить анализ на конкретную тему, но с опорой на самостоятельно выбранные литературные произведения. На территории России испытание в форме итогового сочинения проводится с 2014 года. Подробная информация размещена на сайте Управления образования, на сайтах школ.
- Хотелось бы узнать, будут ли изменения, касающиеся воспитания подрастающего поколения. Раньше были пионерия, движение октябрят. Что сейчас есть или должно прийти этому на смену?
- Уже пришло. Указ Президента, и вы помните, создание Российского движения школьников – это не просто самореализация сама по себе, это – самореализация в коллективе. Что главное в воспитании? Согласитесь, что у каждого человека должна быть цель. Будучи учителем, классным руководителем я сталкивалась с тем, что дети говорили: «Не надо нас ни за что агитировать», но при этом они помогали детскому дому, ветеранам. Потребность человека отдавать себя – естественна, она есть у каждого, и у ребёнка выражена особенно: помогать старшим, близким. Это надо поддерживать не только в семье, но и в образовательном учреждении, причём, не важно, будут ли это юные экологи, корреспонденты, добровольцы, волонтёры. Отмечу, что в нашем городе реально работают городская детско-юношеская организация «МЫ» и совет старшеклассников, представители которых вносят свой посильный вклад в развитие образования нашего города, реализовывая свои идеи, помогая тем, кому необходима помощь. И мы можем быть спокойны за подрастающее поколение – это достойная смена.
- В июне текущего года был подписан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, который вносит изменения, касающиеся возвращения в обязательную часть учебного плана предмета астрономия. С какой целью его вводят?
- Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение нескольких целей, и исходя из них, мы понимаем, что астрономия призвана стать для учеников 10-11-х классов предметом, формирующим не только единую естественнонаучную картину мира, но и познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности. Грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, он должен уметь научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; использовать научные доказательства для получения выводов. Астрономия будет изучаться на базовом уровне в объёме 34 часа. Определение места предмета в учебном плане школы является компетенцией общеобразовательной организации.
- Многих родителей волнует вопрос о введении в начальной школе выпускного экзамена. Действительно ли такой существует?
- Нет, никакого выпускного экзамена для учеников начальной школы не существует. Речь, по-видимому, идёт о Всероссийских проверочных работах (ВПР) – это ещё одно нововведение в современной школе. В 2016/2017 учебном году они были проведены в 4-х классах в штатном режиме во всех образовательных учреждениях нашего города по русскому языку, математике, окружающему миру. А в школе №31 писали ВПР ещё и учащиеся 10-11-х классов по физике, химии, биологии и истории в режиме апробации.
В 2017/2018 учебном году продолжается внедрение Всероссийских проверочных работ, которые заменят привычные годовые контрольные и сочинения. Задания для них разрабатываются на федеральном уровне, что обеспечивает единство подходов к проведению работ и их оцениванию, а результаты проверочных работ заносятся в федеральную информационную систему для дальнейшего анализа. Подобный тест знаний в школе позволяет психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах; определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение года обучения; дать стимул к систематическим занятиям в течение всех лет; информировать родителей об уровне знаний ребёнка.
- Что нового и интересного ожидает старшеклассников?
- В прошлом году на базе горнотехнического колледжа стартовали профессиональные пробы для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. В программу включены занятия по введению в профессию, практические занятия по отработке допрофессиональных навыков и умений по определённым специальностям. Всего в профессиональных пробах приняли участие 84 учащихся. В рамках профориентационной работы в общеобразовательных организациях проходили встречи учащихся 10-11-х классов с представителями МЧС России на тему «Правила приёма в высшие учебные заведения МЧС России. Пожарно-технический профиль». В 2017/2018 учебном году мы планируем проводить совместно с ОГТК и ОПТ подобные мероприятия, что позволит нашим девятиклассникам своевременно определиться с выбором будущей профессии.
- И ещё один вопрос, который волнует родителей будущих первоклассников: по какому принципу происходит набор в первые классы?
- Приём детей в первый класс осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также Порядком приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Постановлением администрации Осинниковского городского округа №61-П от 31.01.2017 г. за муниципальными общеобразовательными учреждениями закреплены определённые территории. Для закрепленных лиц приём заявлений в первый класс начинается с 1 февраля и завершается не позднее 30 июня. Для детей, не зарегистрированных на закреплённой территории, приём заявлений в первый класс начинается с 1 июля и продолжается до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября. Если все дети, закреплённые на данной территории, приняты в первый класс, то организация вправе осуществлять прием детей, не зарегистрированных на закреплённой территории, ранее 1 июля. При приёме на свободные места граждан, не зарегистрированных на закрепленной территории, преимущественным правом обладают те, кто имеет право на первоочередное предоставление места в организации в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Родителям первоклассников нужно понимать, что существуют требования к наполняемости классов, и если родителям (законным представителям) первоклассников отказано в приёме документов, то это только лишь потому, что нет свободных мест. Тогда им необходимо обратиться в Управление образования, где мы предложим образовательные учреждения, в которых есть свободные места.
Подготовила Оксана Завалишина
(Время и жизнь, 21 октября 2017)