Система образования в Калтане: инвестиции в будущее
Система образования округа, пережившая модернизацию и сложившаяся за последние годы, обеспечивает соответствие всех её организаций современным требованиям обучения и преимущественные позиции на рынке образовательных услуг, что показывают результаты рейтинга в Кемеровской области.
Самым значительным событием, расширяющим доступность образования, стало введение в эксплуатацию в 2011 году детского сада «Планета детства», открытие дополнительных групп позволило решить проблему очерёдности в дошкольные образовательные организаций на 100% для детей в возрасте от 3 до 7 лет и на 80% – в возрасте от 1 года до 3 лет.
Особое внимание уделяется поддержке одарённых детей. Ежегодно учащиеся школ округа становятся призёрами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников: в 2011 и 2014 гг. по 5 призёров, 2012 г. – 3 призёра, 2013 г. – 2 призёра, 2015 г, – 6 призёров. А, Носкова, 3. Евсеева, Я. Мотрич, учащиеся школы № 1 стали получателями ежегодной премий президента РФ для поддержки талантливой молодёжи, учащийся дома детское го творчества А. Елькин – получатель губернаторской премии «Достижения юных» в 2014 году, А. Юмашева из школы №30 и А. Носкова из школы №1 – в 2015 году. Команда учащихся ДДТ трижды за эти годы становилась победителем областного этапа Всероссийского слёта юных краеведов, а в 2013 году – победителем всероссийского этапа. На создание условий для интеллектуально-творческого развития детей из местного бюджета направлено 4,5 млн рублей. Растёт количество детей, получивших премии главы: в 2011 г. – 146 человек, а в 2015 – уже 254 ребёнка. Всего за 5 лет премии в различных номинациях получили, более 1 000 человек. Растёт охват детей дополнительным образованием: с 59% в 2011 г. до 76% в 2015 г. Комплексное решение проблемы Социализации детей из неблагополучных семей и детей-сирот обеспечило летнюю трудовую занятость более чем 400 подросткам (за 5 лет на заработную плату выделено 2,7 млн рублей из местного бюджета), охват летним отдыхом всех детей-сирот и более 80% детей из малообеспеченных семей. Все эти меры позволили сократить число детских правонарушений и преступлений на 10%.
Высок уровень профессионализма педагогических работников. 70% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории, С целью повышения профессиональной компетентности педагогов, мотивации их к достижению более качественных результатов своего труда организовано конкурсное движение. Ежегодно проводятся свыше 15 муниципальных конкурсов, в которых принимает участие более 100 человек.
Традиционно лауреатами и призёрами региональных и всероссийских конкурсов. становятся педагоги образовательных организаций округа. В 2014 и 2015 гг. победители, муниципальных Этапов конкурса «Учитель года» С. В. Халтурина и О. С. Пилипенко стали лауреатами областных этапов. Только в 2015 году победителями различных областных конкурсов стали семь педагогов калтанских школ, а пять педагогов – призёрами. Трижды за последние пять лет побеждали в региональных конкурсах В. А. Локтев, педагог дополнительного образования дома детского творчества, и Н. Н. Гееб, педагог-психолог детского дома «Аистёнок».
Целенаправленная работа. Но повышению уровня профессионализма педагогических кадров, регулярная поддержка талантливых учителей и одаренных детой повысили качество обученности и ежегодно обеспечивают 90% выпускников поступление в организации высшего профессионального образования области и страны.
Все школы и детские сады оборудованы инженерно-техническими средствами защиты (видеонаблюдение, АПС, ОПС, КТС), школы и детский дом обеспечены лицензированной физической охраной. В школах № 1 и № 18 создана доступная среда для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в средних школах № 1 и № 30 организовано также дистанционное обучение детей-инвалидов.
В округе в полном объёме реализуются меры по социальной поддержке семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приняты дополнительные меры по организации летнего отдыха детей-сирот, внеочередному предоставлению мест в дошкольные образовательные учреждения, оказанию адресной помощи, организации льготного питания.
За последние 3 года в семьи граждан передано 43 ребёнка из детского дома «Аистёнок». Открыто постинтернатное общежитие в п. Малиновка для проживания и социализации лиц из числа детей-сирот.
М. В. Серёжкина, начальник Управления образования:
- Многое сделано, но жизнь не стоит на месте и выдвигает новые требования. В ближайшие годы стоят задачи:
• обеспечить 100%-ный охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
• к 2025 году обеспечить обучение детей в школе только в одну смену;
• создать условия обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья во всех образовательных организациях КТО;
• создать условия для максимального охвата детей программами дополнительного образования, в том числе в области искусства и спорта.
Т. Василишина
(Калтанский вестник, 17 марта 2016)