Система образования города Калтан: инновации и традиции
Инновации - сегодня, традиции – завтра
Интервью с начальником Управления образования М. В. Сережкиной состоялось накануне Дня учителя.
Марина Викторовна, охарактеризуйте образовательное пространство Калтанского городского округа. Насколько оно изменилось в связи с присоединением Малиновки, Сарбалы и открытием нового детского сада.
– Муниципальная система образования состоит сегодня из 23-х образовательных учреждений: 6 школ, 14 детских садов, 1 детский дом и 2 учреждения дополнительного образования детей. И приятно отметить, что к нам присоединились образовательные учреждения, на счету которых немало заслуг и достижений.
Школа № 30, являясь средней и осуществляя профильное обучение, также, как и школа № 1, будет способствовать сохранению в городе будущей интеллектуальной элиты. К областному Дню шахтера школа реконструирована: капитально отремонтирован спортивный зал, медицинский кабинет, пищеблок, в спортзале оборудованы душевые и раздевалки. Установлена новая кровля, заменены системы отопления, канализации, водоснабжения, утеплен и обновлен фасад. Смонтирована современная система электроснабжения и освещения. Все учебные кабинеты оборудованы интерактивными комплексами, мебелью, современным учебно-лабораторным оборудованием. Теперь в школе есть современный лингафонный кабинет, электронный микроскоп. Для детей, имеющих ограничения в здоровье, в кабинетах установлены конторки Базарного – специализированные учебные места, позволяющие заниматься стоя.
Для оптимизации и совершенствования учебного процесса кабинеты оборудованы документ-камерами с системами голосования, в каждом кабинете есть сеть Интернет.
В актовый зал приобретена современная аппаратура, теперь этот зал может использоваться и для просмотров фильмов. Также в школе установлен информационный киоск, через который можно узнать всю необходимую информацию об учреждении, расписании уроков, внеклассных занятий, а также школьные новости. На территории школы оборудованы баскетбольная и волейбольная площадки, футбольное поле.
История школы № 8 насчитывает более 70 лет, она знаменита своими выпускниками. В здании школы находится детский сад, функционирует школьный краеведческий музей. Это своего рода центр «Детский сад – школа – музей» – интеграция дошкольного, общего и дополнительного образования. Детские сады пос. Малиновка отличает видовое разнообразие: это детские сады и присмотра, и оздоровления, и общеразвивающего, и комбинированного вида. Мы рады открытию в городе первого Центра развития ребенка, в котором для духовного, интеллектуального, физического, социального развития воспитанников созданы комфортные условия.
Чем этот учебный год будет отличаться от предыдущего? Какие нововведения станут определяющими?
– К числу определяющих нововведений этого учебного года, несомненно, относится внедрение федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе. Раньше все было просто: если ты все знаешь и к тому же прилежен, тебе обеспечена пятерка и уважение учителей. Теперь требуются другие качества. Наряду с получением знаний (которые теперь устаревают меньше, чем за одно поколение) главной целью образования стало формирование умения учиться. Именно это и является основой нового федерального государственного образовательного стандарта, который с этого года действует во всех 1-х классах школ города.
Еще Лев Толстой отметил: «Важно не количество знаний, а качество их». Одновременно идет подготовка к переходу на новые стандарты в 5-9 классах. На руководителях и учителях лежит огромная ответственность по разработке новых нормативных документов и программ учебных предметов. Школы №№ 1 и 30 областью объявлены методическими площадками по этому направлению. Эти же школы претендуют на присвоение статуса базовой школы. Базовая школа – это школа, которая является передовой в освоении современных образовательных идей и технологий и гарантирует более высокое качество образования по сравнению с другими общеобразовательными учреждениями.
Социально значимо нововведение в школе № 18 – здесь внедряется комплекс мероприятий для профилактики близорукости и лечения различного рода заболеваний зрения у детей.
Марина Викторовна, какими достижениями в области образования наш город может гордиться?
– К числу основных достижений 2011 года в области образования, безусловно, относятся высокие результаты сдачи ЕГЭ выпускниками. По шести предметам наши выпускники сдали экзамен лучше, чем в среднем по России и области. Например, по русскому языку средний тестовый балл по России - 60,5; в области – 61,3; а в Калтане – 64,9. По информатике российский средний балл – 59,5; по области – 63,5; наш городской – 74,7.
Мы горды тем, что сразу 2 педагога - Гееб Наталья Николаевна (детский дом «Аистенок») и Бирюкова Ирина Владимировна (детский сад № 15) – признаны лауреатами всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». С 7 по 10 октября Наталья Николаевна презентует свою программу перед жюри на всероссийском форуме «Обучение. Воспитание. Развитие» в г. Сочи.
Высокий профессионализм педагогов нашего города доказывает признание международного уровня. Педагоги дополнительного образования дома детского творчества В. А. Локтев и Ю. Д. Разваляев, известные краеведы, авторы учебного пособия «Калтан: историко-географический обзор», являются профессорами Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения.
И еще одно достижение, которое доказывает профессионализм и руководителей образовательных учреждений. Луговенко Екатерина Андреевна, директор школы № 18, стала лауреатом областного конкурса «Новая волна». На губернаторском приеме Екатерина Андреевна будет лично награждена дипломом и премией губернатора Кемеровской области в размере 100 тысяч рублей. Думается, что молодые талантливые педагоги, а их число в этом году увеличилось на 11 человек, еще проявят себя в этом конкурсе, ведь он направлен именно на поддержку и поощрение инновационного потенциала педагогических и руководящих работников образования.
Какие экспериментальные площадки есть в образовательных учреждениях?
– Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «развитие». Однако более широкое звучание этого слова включает такие значения, как «создание», «формирование нечто нового». Создавать новое – это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.
Руководители образовательных учреждений работают над совершенствованием образовательного процесса и стараются предусмотреть максимум возможностей для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и воспитанников. Сегодня в городе действуют восемь экспериментальных площадок областного уровня. Школа № 1 (руководитель эксперимента Апаков В. Т.) использует в образовательном процессе новые информационные технологии, разрабатывает цифровые образовательные ресурсы. Пять детских садов объединились под руководством Сунгуровой Н. Н., заведующей детским садом № 15, для работы в эксперименте по организации групп кратковременного пребывания детей, не посещающих детский сад. В детском доме «Аистенок» (директор Комякова И. В.) две экспериментальные площадки: по организации условий проживания воспитанников по семейному типу и по профилактике профессионального здоровья педагогов.
В 15 других образовательных учреждениях города осуществляется инновационная деятельность, направленная, безусловно, на повышение качества образовательных услуг. Ярким примером инновационной деятельности служит создание в доме детского творчества трех центров: профориентации и предпрофильной подготовки обучающихся, патриотического воспитания, туризма и краеведения.
Насколько реально новая система оплаты труда улучшила материальное положение учителей? Как увеличится их заработная плата с 1 сентября?
– Что касается зарплаты учителей, то в течение двух лет средняя зарплата учителя должна быть как минимум равна средней заработной плате по экономике. Целевой размер заработной платы учителей, которого необходимо достичь в регионе с сентября текущего года, – 18 655 руб. Это средняя заработная плата в отраслях экономики Кузбасса за 1 квартал 2011 года. Средняя заработная плата учителей за аналогичный период составляла 15 877 руб., т.е. она отставала на 17,5%. С 1 июня все работники бюджетной сферы области переведены на новую систему оплаты труда, в этой связи фонд оплаты труда учреждений был увеличен на 10%. Это позволило повысить заработную плату работников образования, в т.ч. учителей, в среднем на 10%. По поручению губернатора области А. Г. Тулеева были изысканы в областном бюджете еще 130 млн руб., которые будут направлены с сентября по декабрь текущего года дополнительно на увеличение стимулирующего фонда оплаты труда учителей.
Марина Викторовна, расскажите, пожалуйста, о перспективах развития образования в нашем городе и, возможно, о проблемах.
– Перспективы образования связаны, конечно, с информатизацией образования, и это уже не только и не столько обеспечение учеников и учителей средствами вычислительной техники или подключение их к сети Интернет. Сегодня информатизация школы – это необратимый, ставший естественной нормой процесс.
По поручению президента России началась реализация масштабного проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения», и 16 учителей школ нашего города пройдут обучение по использованию электронных образовательных ресурсов в образовательной деятельности, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
В системе образования города дистанционные технологии еще не получили достаточного распространения, некоторый опыт накоплен школой № 1. В 2011-2012 учебном году необходимо рассмотреть возможности использования дистанционного обучения детей-инвалидов, организации обучения во время эпидемий и морозов, работы с отстающими учениками, углубленного обучения в профильных классах. Условия в этом направлении создаются: в рамках областной программы модернизации образования в школы №№ 15 и 18 будут поставлены современные компьютерные классы.
Марина Викторовна, ваши пожелания педагогам.
– Дорогие коллеги! Учитель, вы согласитесь со мной, это не профессия, это образ жизни. Хочу пожелать реализовать себя до конца, «раздувая из крошечных внутренних искр пламя свершения», не боясь ошибиться. Тибетские монахи, например, считали, что в жизни вообще не бывает ошибок, а есть только уроки, на которых нужно учиться, чтобы идти вперед. Именно так можно изменить многое в нашей жизни и изменить нас самих, сделать счастливыми, если, конечно, мы этого хотим и готовы к переменам.
Впереди у нас много дел. Наш разговор о том, как совместными усилиями семьи и школы вырастить счастливых и успешных детей, на этом не заканчивается. Приглашаем всех заинтересованных к совместному сотрудничеству и взаимодействию.
Ваши отклики, комментарии, предложения о возможностях инноваций станут продолжением лучших традиций в образовании.
Подготовила Т. Василишина
(Калтанский вестник, 6 октября 2011)