Итоги реализации нац.проекта Образование в г. Калтан в 2006-2007 гг.
(Интервью начальника управления образования М. В. Серёжкиной)
2006-2007 годы войдут в историю не только нашего города, но и всей России масштабными изменениями, произошедшими в социальной сфере, благодаря реализации четырех приоритетных национальных проектов. Об одном из них – проекте «Образование» - мы беседовали с начальником Управления образования администрации г. Калтан М. В. Сережкиной.
Марина Викторовна, каковы основные задачи национального проекта «Образование»?
Политика в сфере образования в последние годы была направлена на решение трех ключевых задач – повышение качества, доступности и эффективности общего образования. Для выполнения данных задач были объединены кадровые и финансовые ресурсы системы образования города, консолидировались средства бюджетов всех уровней, были привлечены средства внебюджетных источников.
А сколько всего за 2 года было направлено средств?
На реализацию всего комплекса мероприятий программ с учетом федерального, областного, местного бюджетов было потрачено 28566,7 тыс. рублей.
Какова из них доля местного бюджета?
Город за два года вложил в развитие системы образования 22 479,0 тыс. рублей.
Решение каких задач стало первоочередным?
Проблем в системе образования много, и не только в нашем городе, но и во всей стране. Не случайно один из национальных проектов – проект «Образование». Но одна из главных проблем – материально-техническое обеспечение образовательных учреждений. Учитывая, что здания школ и детских садов нашего города построены давно, требуют ремонта системы внутренних коммуникаций, это и стало одной из первоочередных задач. В результате заменили крышу и отремонтировали фасад Детского сада № 24, произвели ремонт канализации, водоснабжения и заменили сантехническое оборудование в школе № 14, 24, Детском саду № 23, Детском доме-школе № 26, отремонтировали спортивный зал школы № 15, обновили оборудование пищеблоков всех школ города.
Но материально-техническое обеспечение - это не только состояние зданий. А как же учебное оборудование?
За два года реализации национального проекта в общеобразовательные учреждения города за счёт федерального и областного бюджетов приобретено учебно-лабораторное оборудование в кабинет биологии (школа № 18), химии (школа № 29, 12), географии (школа № 24), физики (школы № 12,14), интерактивные комплексы в школы № 12, № 15, № 18. После каникул, в первые дни третьей четверти, в школе № 18 торжественно откроем кабинет русского языка и литературы. Это подарок главы города на 50-летний юбилей школы.
А как обстоят дела с освоением нашими детьми новых информационных технологий?
Сегодня все школы имеют компьютерные классы. Эти классы соответствуют основным требованиям: оборудованы специальной мебелью, оснащены новыми компьютерами, кондиционерами, ионизаторами и увлажнителями воздуха. Программное обеспечение – лицензионное. Все имеют возможность безлимитного, а главное бесплатного выхода в Интернет, что стало возможным благодаря реализации нацпроекта. Школа № 15 в информационной сети открыла свой сайт. Сайты остальных школ появятся в ближайшее время.
Информатизация влияет на качество образования?
Конечно, ведь внедрение новых информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс – один из механизмов повышения качества образования. Другим, не менее важным средством повышения мотивации обучающихся и педагогов к достижению более качественных результатов своего труда, являются конкурсы. Проводимые в рамках приоритетного национального проекта «Образование», они сегодня являются эффективной формой для стимулирования инноваций, реального поощрения лучших учителей и учащихся. Конкурсное движение расширяет возможности для демонстрации педагогических достижений и материально поддерживает лидеров образования. За два года в городских конкурсах приняли участие более полутора тысяч человек. В 2007 году представители нашего города были среди победителей Всероссийских конкурсов.
Вы сказали о материальной поддержке.
Около полумиллиона рублей местного бюджета были вручены победителям и участникам городских конкурсов.
В этом году победителям муниципального этапа конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года», которыми стали Г. Н. Черновский и О. А. Крутикова, вручены денежные премии Главы города (по 10 тыс. рублей), а учреждения, где работают победители, получили по 100 тыс. рублей из местного бюджета на развитие материальной базы.
Победитель федерального конкурса лучших учителей Т. Н. Ладыгина (СОШ №12) получила грант президента Российской Федерации 100,0 тыс. рублей. Победителю регионального конкурса «100 лучших учителей Кузбасса» Е. Ш. Давыдовой (СОШ № 12) вручена премия Губернатора Кемеровской области в сумме 50,0 тыс. руб.
Методист Управления образования В. А. Локтев, став победителем в областных конкурсах «Педагогические таланты Кузбасса», «Учитель-исследователь», получил личный грант и сертификаты на естественнонаучную лабораторию (500,0 тыс. руб.) и лабораторное оборудование (500,0 тыс. руб.) для школ города.
Это учителя, а дети?
Победители ежегодных городских предметных олимпиад получили не только грамоты, но и денежные премии Главы города на общую сумму 16,5 тыс. руб.
Анна Григорьева (школа № 24) стала победителем Всероссийской олимпиады школьников 2007 года по литературе в Брянске, получив диплом III степени Министерства образования и науки и премию в поддержку талантливой молодежи 30,0 тыс. руб.
Ученики школы № 14 Роман Костюк и Елена Радиоловец стали победителями областного конкурса «Достижения юных», им вручены премии губернатора области по 10,0 тыс. руб.
Но не только за победы в конкурсах наши дети получают материальное поощрение.
В 2007 году 7 выпускников, получившие золотую и серебряные медали «За особые успехи в учении», награждены ценными подарками главы города. Отличники учебы получают премии Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева.
Прямая линия с президентом России В. В. Путиным остро обозначила проблему с дошкольным образованием в стране. Как обстоят дела в нашем городе?
На самом деле для нас эта проблема обозначилась задолго до прямой линии с президентом. В рамках реализации национального проекта «Образование» в области действует региональная целевая программа «Развитие сети и обеспечение доступности дошкольного образования». Благодаря этой программе выделено и осваивается 51 миллион рублей, и мы сегодня имеем реальную возможность завершить строительство Детского сада в поселке Постоянный в этом году. В ноябре 2007 года после реконструкции за счет средств местного бюджета открыт новый детский сад «Лучик» на 55 мест. С октября по декабрь открыты дополнительно 75 мест в садах города, под которые приобретено оборудование, увеличены штаты дошкольных учреждений.
Решило ли это проблему очередности?
Пока, к сожалению, нет. Но в планах – возвращение к своему изначальному предназначению зданий бывших детских садов. Кроме этого, губернатором области А. Г. Тулеевым принято решение о материальной поддержке неполных семей, имеющих детей от 1,5 до 7 лет.
Что сделано для обеспечения безопасности участников образовательного процесса?
Задачу, которая была поставлена перед нами национальным проектом, - обеспечить учреждения образования автоматическими противопожарными сигнализациями – мы выполнили полностью. И даже перевыполнили. Сегодня наш город в числе тех немногих городов в области, которые обеспечили противопожарными сигнализациями не только школы, но и детские сады. Кроме этого, в наших учреждениях установлены кнопки экстренного вызова милиции. А там, где нет технической возможности эти кнопки эксплуатировать, установлены ревуны.
Да, на самом деле, многое сделано благодаря реализации основных направлений национального проекта. А что в перспективе?
По большому счету, это только начало. Еще много проблем с ремонтами учреждений, с их оснащением. По-прежнему на контроле обеспечение дошкольным образованием. Но к этому прибавляются и новые задачи. Главным в предстоящем году для управленцев и педагогов должны стать: реализация нацпроекта, внедрение отраслевой системы оплата труда для учителей; переход на единый государственный экзамен в штатном режиме; организация профильной школы; повышение уровня включённости в научно - исследовательскую, экспериментальную деятельность педагогов и обучающихся и введение общественного управления образовательными учреждениями.