Новые статьи

АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". СЛАВИМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
«Вахта Победы. Кузбасс»: Иван Паксеев
АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". С БЛАГОДАРНОСТЬЮ ЗА ПОБЕДУ, СВОБОДУ И ЖИЗНЬ!
«Вахта Победы. Кузбасс»: Георгий и Никонор Фомины
АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". ГЕРОЯМИ ВЫ БЫЛИ И ОСТАЛИСЬ
Юные литераторы из Калтана
В Калтане прошла встреча, посвященная памяти Героя Советского Союза Виктора Гнедина
АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". ИХ МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ
"Вахта Победы. Кузбасс»: побывав в горах Моравии и в пустынях Монголии
АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА
«Вахта Победы. Кузбасс»: Костромских Павел Егорович
АКЦИЯ "ВАХТА ПОБЕДЫ. КУЗБАСС". РАДОСТЬ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ ....
Нравственность молодёжи - забота ветеранов
8 декабря 2012 - Г.П.

Нравственность молодёжи - забота ветеранов

Обращение ветеранов

«Жестокий век, жестокие сердца ...» - этим пушкинским строкам почти двести лет, а кажется - сказаны они о сегодняшнем времени. И дело не только в переживаемых нами трудностях - у каждого поколения проблем было в избытке, дело в уровне нравственности нашего общества. К сожалению, даже такое понятие как «нравственность» практически вышло из обихода, на первый план выдвинуты другие ценности, и в первую очередь, материального порядка.

Подобного рода ценности не просто в моде - они усиленно насаждаются через средства массовой информации: так называемую «желтую» прессу и телевидение. Телевидение - прежде всего. И это не голословное утверждение. Чтобы убедиться в его справедливости, достаточно открыть программу телепередач и сделать простейшие подсчеты. Посмотрим, к примеру, что предлагают нам три федеральных - то есть, общедоступных канала. По первому каналу почти ежедневно демонстрируются 4 сериала и 4 передачи, в которых так или иначе освещается криминальная тематика, по второму каналу («Россия») нам предлагают 5 фильмов и сериалов и 3 передачи, наконец, по каналу НТВ - 3 сериала и 2 передачи такого плана. А в целом, только в один день и только на «трех кнопках» зрители могут увидеть 20 фильмов и телепередач, в которых подробнейшим образом освещаются самые неблаговидные стороны нашей жизни. Более того, они смакуются! О насилии не просто говорят - его демонстрируют, не считают зазорным показывать даже механизм совершения преступлений, а значит; рекой льется кровь, бьются в конвульсиях несчастные жертвы, которых истязают, насилуют, расстреливают в упор, вышибают мозги ... А вдобавок крупным планом - холодные глаза убийц, открытым текстом - их циничные и чаще всего нецензурные высказывания. И страдания, последние муки погибающих людей - мужчин, женщин, детей ... Мотивы наблюдаемых нами злодеяний тоже налицо: когда на одной чаше весов человеческая жизнь, а на другой - «презренный» металл, жизнь обесценивается.

Впрочем, вряд ли нынешние телезрители согласятся с устаревшей харак­теристикой денег. Им ведь с младых ногтей внушили, что деньги - главное, именно они - залог и показатель успешности, они - та самая цель, к которой нужно стремиться и ради которой все средства хороши. По тем же федеральным каналам в течение уже многих лет демонстрируются передачи, участники которых «зарабатывают» призы или деньги, некоторые благодаря собственному уму, большинство - благодаря удаче. Такие передачи у всех на слуху, настолько они популярны - это и «Поле чудес», и «Кто хочет стать миллионером», и «Что? Где? Когда?», и «Своя игра» ... А по утрам в выходные дни крутится «колесо фортуны» для участников всевозможных лотерей: кто выиграет на этот раз, кому достанется джек-пот? Многие любители азартных зрелищ одними федеральными каналами не довольствуются - в их распоряжении больше трех десятков кабельных. А уж там и шоу, и викторин с коммерческой подоплекой - в изобилии! Ведущие не устают призывать: не упусти свой шанс, попытай счастья, присоединяйся! И присоединяются, ведь такие деньги на кону! Деньги, деньги, деньги ...

Но и это еще не все. Те же сомнительные ценности внушают самому юному поколению телезрителей: старые добрые «мультики» стали анахронизмом, на смену им пришли другие, главные герои которых бьются насмерть, цинично друг над другом подшучивают, копят денеж­ки и готовы ради этих денежек на любые «подвиги». Популярными у детворы стали целые мультсериалы, которые и взрослые, если они в здравом уме, без содрогания смотреть не могут. Есть даже каналы, на которых такой продукцией развлекают детей круглосуточно. А развлекая, разумеется, воспитывают. Хватает и передач, в которых подростки азартно сражаются за очки и бонусы. Пусть не деньги, но призы «счастливчи­кам» уж точно гарантированы!

Возникают вопросы: а что нам предлагают в противовес, есть ли у нас равноценный выбор? Не пожалейте времени, возьмите в руки пульт, «пройдитесь» по различным каналам, и увидите: нет! Ни умных, развивающих передач, ни качественных познавательных программ, пропагандирующих высокие нравственные ценности, ни достойных внимания фильмов. Везде убивают, преследуют, грабят или непотребно шутят, кого-то передразнивают, «разводят» на деньги. Больше - ничего! Или почти ничего. Передачи действительно серьезные, глубокие, талантливые - из тех, что просвещают и воспитывают, в прайм-тайме не увидишь. Как объясняют телевизионные боссы - из-за низких рейтингов. По той же причине, по-видимому, нам чрезвычайно редко показывают выступления выдающихся и любимых народом музыкантов, предпочитая бездарных, зато «раскрученных» звезд с убогим репертуаром, имеющим не профессиональные, а совсем иные «достоинства». Так воспитываются музыкальные пристрасти я нашей молодежи, формируется их эстетический вкус, что не может не повлиять на их нравственный облик. Между тем, канал «Культура» стал в содружестве всех остальных изгоем и над ним в открытую подшучивают: «Культура? Это же скучно!».

Можно еще долго говорить о негативном влиянии современного телевидения, предполагать, к каким последствиям может привести проводимая в телеэфире пропаганда безыдейности, безнравственности и насилия. А можно привести стихи местного поэта Григория Афанасьева:

Мне кажется, что мир сошёл с ума,

Нас всех схватил за горло телеящик,

Навязчив, как холера и чума,

Схватил за горло и куда-то тащит.

В нём деньги на экране правят бал,

Но так нельзя, ведь это преступленье,

Чтоб деньги превратились в идеал,

В цель жизни молодого поколенья.

В нём получает высшее признанье

Программа та, где вовсе нет идей.

Где форма подменяет содержанье,

А внешность заменяет суть людей.

И пусть меня иные не поймут,

Я их не осуждаю, все мы люди.

Кто - выбирает дорогой «сосуд»,

А кто - «огонь», мерцающий в «сосуде».

Мы считаем, что назрела необходимость всем нашим партиям, особенно партии «Единая Россия» как правящей, всему нашему обществу обратить на эти проблемы самое пристальное внимание. От этого зависит уровень морали в нашем обществе, в конечном счете - качество нашей жизни и наше будущее.

Члены городского совета ветеранов Н. Карнаухова, г. Руденко, В. Азгалдян, л. Двуреческая, В. Вешкина, Г. Волкова

(Время и жизнь, 25 марта 2009)

Размышляя о годе учителя

2010 год объявлен Годом учителя, а следовательно, и Годом школы. Помню, как четверть века назад М. С. Горбачев, будучи генеральным секретарем, подписал приказ № 1 об учителе и школе, о том, что необходимо поднять престиж и тех и других ... Дай Бог, чтобы нынешний год не канул в Лету, как и благие начинания прошлых лет.

Отдав 46 лет своей жизни труду учителя, сейчас все чаще задумываюсь о том, что я дала этим своим трудом, и что вообще дают наша школа и наши учителя детям и нашей стране. Даем знания. Без сомнения! И что бы там кто-то и где-то ни говорил о том, что русские дипломы не ценятся, - неправда. Воспитываем, как можем. Школа долгое время тянула эту лямку и за себя, и за родителей. Помню, как нас упрекали: школа во всем вино­вата! Прошли годы, но ни современная школа, ни родители, зачастую не формируют у детей четкое мировоззрение, не воспитывают иммунитет к злу, которое, к сожалению, было, есть и будет в этом мире.

Вспоминаю   свои собственные просчеты, которые, увы, уже не восполнить. Мой сын в раннем детстве был очень любознательным, он постоянно подступал ко мне со своими бесконечными «почему?». А я, вечно занятая, возвращавшаяся домой поздно вечером, уставшая, с пачкой непроверенных тетрадей с необходимость готовиться к урокам на следующий день, отвечала на его «почему?»: «перпендикуляр!» (у психологов прочитала!). И пока ребенок переваривал, как выговорить это слово и что оно значит, я окуналась в свои дела. Д он потом и спрашивать перестал. Он шел со своими вопросами к бабушке. Хорошо, что у нас в те времена были живы наши малограмотные, но мудрые, не испорченные нынешним веком мамы. Они учили жизни наших детей. Годы спустя я прочитала в одном из сочинений своего сына: «Моя мама хорошая, но она постоянно так занята, что ей некогда ни поговорить со мной, ни прочитать мне книжку, ни поиграть со мной в шахматы». Эти слова и по сей день жгут мое сердце, да что толку, как в анекдоте про попугая: «Поздно каешься, сын мой!»

Нас убеждали, что детей воспитывает образ жизни родителей - их дела и поступки. Без сомнения! Но этого мало, им с малолетства надо, чтобы родители беседовали с ними о самых важных вопросах жизни: «Для чего человек родится?», «Для чего живет?», «Неужели кратким периодом земной жизни все заканчивается?», «Почему умирают люди?». У детей подчас такие интересные вопросы, что и взрослый не придумает. Вот тогда, в самом раннем возрасте, закладываются основы мировоззрения ребенка. И очень важно, чтобы ребенок воспитывался в полной семье, где есть родные мама и папа, которые уважают друг друга и любят детей.

Большое спасибо нашему губернатору А. Г. Тулееву, который принял решение об открытии семейных детских, и как было бы хорошо, если бы молодые матери формировали у своих детей правильное мировоззрение!

Часто наши министерские начальники проталкивают, с их точки зрения, «новизну» В систему образования. И терминов-то таких напридумывали, что язык сломаешь: то ЕГЭ, то «валеология», то «сексология», то всякие «ноу-шоу­хау». Никто не против нового там, где оно на самом деле необходимо, но экспериментировать на детях - это, по нашему мнению, недопустимо. Ну и что из того, что «в нашей школе первый класс вроде института», а родители хватаются за головы, как помочь первокласснику выполнить домашнее задание, где взять деньги на учебники, которые каждый год меняются? Тем временем бьют тревогу лучшие университеты страны - Московский и Санкт-Петербургский - от уровня знаний студентов, поступивших по результатам ЕГЭ: в первом же диктанте 80% студентов, принятых на литфак и журфак, получили неудовлетворительные оценки, а число сделанных ими ошибок исчисляется десятками!

Парламентская ассамблея Европы (ПАСЕ) в апреле прошлого года приняла решение о введении в европейских школах сексуального образования, «дабы избежать случаев нежелательной беременности». И мы туда же? А ведь еще древним было известно, что преждевременные знания могут раздавить человека. Еще две тысячи лет назад апостол Павел писал: «Все мне возможно, но не все полезно». Несвоевременное сексуальное образование разрушает психику ребенка, точно так же, как грубая пища может привести к смерти младенца.

Дело в том, что у нас зачастую «с водой и ребенка выплескивают». Российская школа, российская культура за века своего существования накопила огромнейший и интереснейший опыт формирования личности человека, его мировоззрения. Вот его-то и нужно перерабатывать, при­менимо к новым условиям, дополнять и внедрять, а не гоняться за заморскими идеями. Когда же мы поймем, что Россия - не Франция, которой в былые времена подражало дворянство, и тем более не Америка, которой подражают у нас сейчас. Без сомнения, уровень жизни там гораздо выше, чем у нас. А нравственный уровень? И почему вслед за американскими технологиями нам навязывают их образ жизни? Да еще как навязывают - мощнейшей силой всех наших СМИ. Под видом свободы выбора нам говорят: «Не нравится не слушайте, не смотрите, а многим даже очень нравится». Сейчас в России выросло и окрепло поколение молодых людей, для которых главная ценность - они сами. Они знают, чего хотят и своего не упустят. Их кумир - деньги. Такие люди были и прежде, но общественная мораль осуждала их. Сейчас же это идеал для многих молодых людей. Мир будто перевернулся: зло надело личину добра, а добро стало восприниматься как архаизм. Такое состояние в религиозном понимании именуется грехом. А грех, в переводе с греческого - промах. Человек промахнулся в жизни и прошел мимо той цели, для которой был рожден.

Посмотрите, наши школьные учебные про граммы и учебники, будто специально, «урезают», умаляют значение гуманитарных предметов: со­кращают количество учебных часов на их изучение, вместо развернутых ответов, где ученик может раскрыть логику своего мышления, выразить взгляды – тесты. Помню, как менялся учебник литературы; «Книга для чтения», «Родная речь», «Родная литература» и т.д. С детства помню удивительные рассказы русских писателей, которые формировали у ребёнка высокие нравственные качества; «Косточка», «Честное слово», «Тёма и Жучка». Исчезли из памяти идеологизированные произведения, а это осталось. А какие добрые колыбельные песни печатались в «Книге для родителей»:

Спи, дитя моё, усни,

Сладкий сон тебя мани,

В няньки я тебе взяла

Солнце, ветер и, орла.

Улетел орел домой,

Солнце скрылось за горой,

Ветер после трех ночей

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?

Или звезды волновал,

Или волны всё гонял?»

«Не гонял я волн морских,

Звёзд не трогал золотых

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал».

Прежде на Руси была целая наука о колыбельных песнях. Ведь колыбельная, это, пожалуй, первая встреча ребенка с искусством, с мелодией. Было время, когда у нас и в колыбельных песнях видели идеологию. Помню, была чудная колыбельная «Спи, моя радость, усни ...» В ней были такие слова: «Кто-то вздохнул за стеной ... Что нам за дело, родной! Глазки скорее сомкни, спи, моя радость, усни ...». В этом увидели проявление эгоизма, куплет изъяли, а потом и все стихотворение перестали печатать.

Конечно, наши современные школы (взять хотя бы Осинники) не сравнить не только с теми школами, в которых когда-то училось наше поколение детей войны, но и со школами более позднего времени. В городе многое сделано для развития материальной базы учебных заведений. Отрадно слышать и осознавать, что наши лицей № 36 и школа № 31 по праву считаются одними из лучших в области. В нашем городе много талантливых учителей и учеников. И когда меня спрашивают, как я оцениваю нынешних школьников и молодежь, я всегда отвечаю, что Россия талантами не оскудевает, таланты растут. Но школьники, молодежь сейчас другие. Да и время другое, более жесткое, прагматичное (если можно так сказать о времени).

Недавно мы провели не совсем обычное заседание городского совета старейшин. Слушали вопрос «Об организаторской работе пед­коллективов школ № 13, 16, 21 с учащимися по формированию их мировоззрения и духовно нравственном воспитании». На заседание были приглашены как руководители школ, так и ученический актив, а также настоятель нашего храма отец Василий (Грушицкий) и редактор газеты «Слово пастыря» Н. И. Понамарева. Не было отчетов, была заинтересованная беседа по предложенным вопросам. С первых же минут наши опасения в том, что ребята не разговорятся, исчезли. Присутствовали люди четырех поколений, и у каждого было свое представление и о школе, и о своем месте в ней, и о семье, и о причинах распада многих семей, и о том, почему в страшное военное время детей-сирот было меньше, чем сегодня. Нам понравились искренние ответы многих учеников, чувствовалось, что темы им не безразличны. Глубоким и содержательным было выступление отца Василия, а его напоминание о том, что любовь - это, прежде всего, жертва, особенно в семье, когда один человек жертвует чем-то своим, глубоко личным, ради другого, - как-то всколыхнуло ребят. Нам было важно обозначить проблемы и, судя по возникшему интересу, сделать это удалось.

Но ребята рассуждали на чисто бытовом уровне, да и вопросы в семьях обсуждаются чисто бытовые. Никто из учеников не смог ответить на вопрос «что такое идеал?». Многие затруднились назвать, кто является для них идеалом, другие назвали кого-то из своих близких: сестру, маму. Это хорошо, но не совсем верно. Сказали, что нет в мире идеальных людей, у каждого есть свои какие-то недостатки. Это так. Но ведь был в нашем мире единственный идеальный Человек - Иисус Христос, человек без греха, без недостатков. Это и есть высший идеал. Почему мы сегодня молчим об этом? Из недавнего выступления Святейшего патриарха Кирилла я поняла, что указом президента с 2010 года в школах вводится преподавание основ православной культуры. Это надо только приветствовать. Хотя и на других уроках следует обращать больше внимания на проблемы духовного плана: «Что такое зло и почему его в мире так много?», «Что такое гордость и смирение и что из них важнее?», «Что такое великодушие, целомудрие?» и т. д. И всеми силами, совместно с родителями, надо воспитывать у подрастающего поколения «иммунитет» К потокам негативного, отвратительного, того, что льется на наши головы мощнейшими . потоками из СМИ, того, что мы видим порой в окружающей жизни и т. д. Если мы не в состоянии устранить этот поток, то должны «привить» от этой болезни своих детей.

Н. Матросова, председатель городского Совета старейшин

(Время и жизнь, 25 марта 2010)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Смотрите также

Калтан – Осинники 21 века © 2023

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?