О ЕГЭ и основах нравственного воспитания
7 декабря 2012 - Геннадий Казанин

О ЕГЭ и основах нравственного воспитания

О ЕГЭ и не только

В октябре 2011 года исполнилось 200 лет со дня основания Императорского Царскосельского лицея. В наших государственных СМИ дата прошла незаметно. Лишь на канале «Культура» был цикл передач. А между тем этот лицей, пожалуй, единственное учебное заведение России, которое задумывалось для воспитания государственных деятелей. К сожалению, как и многие добрые начинания в России, лицей не до конца выполнил свое назначение. И все же из двух десятков мальчиков - первых лицеистов - не один Пушкин прославил Россию. Среди них - блестящие военные, высокопоставленные чиновники, мореплаватели - открыватели новых земель - образованные и высоконравственные люди. Были, конечно, у каждого из них задатки - принимали не лишь бы кого. Но главное - в форме обучения и воспитания. Все лицеисты писали стихи - это поощрялось, спорили, вели беседы, много читали. Не случайно спустя менее 5 лет Пушкин напишет в «Евгении Онегине»:

Меж ними всё рождало споры

И к размышлению влекло:

Племён минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду.

Все подвергалось их суду ...

Это не только о Ленском и Онегине, но и о пушкинских однокашниках.

Не первенство в учёбе ценилось больше всего, а такие нравственные качества, как честность, порядочность, дружба, любовь, чувство долга и ответственности. А. С. Пушкин, ставший образованнейшим человеком своего времени, был далеко не первым учеником и, как видно, не сожалел об этом: «Пускай Вольховский будет первым, последним я ... или Дантес». Своему любимому преподавателю Куницыну Пушкин отдавал «жар сердца» за то, что «им чистая лампада возжена».

Многие сейчас возразят: другое время, другие люди, другие требования и возможности. Пусть так! Но еще великие святые древности, которые были образованнейшими людьми, утверждали, что человек, не умеющий бороться с собственными страстями, не умеющий руководить собой, не может руководить другими. Разве не так?

Если чиновник в душе своей сластолюбив, сребролюбив и считает это в порядке вещей, то, получив власть, он получает и возможность удовлетворения этих своих страстей. И никакие самые жесткие законы его не остановят. Уберут одного, на его место придет другой, еще более жадный. И каждый из них будет думать: «Уж я-то не попадусь! Это дураки и профаны попадаются, а я-то умный! Не законы и санкции надо ужесточить, а человеческие души лечить. Наверное, если б это было легко, за тысячелетия сделали бы что-нибудь, а так - с глубокой древности, как отмечал один святой, миром правят три «С»: сластолюбие, сребролюбие, славолюбие. Человеку хочется вкусно поесть, сладко пожить, развлечься («хлеба и зрелищ» - лозунг древнего Рима). Для этого нужны деньги, много денег. А появилось много денег, нужна власть, чтобы иметь еще больше. Так было всегда. Но в настоящее время кажется, будто специально пропагандируется именно это: с экранов телевизоров, Интернета, со страниц книг и, что еще страшнее, системой нашего нынешнего образования. Современная школа будто превратилась в школярство, схоластику. Точно по словарю В. Даля: «школярство - педантизм, сухое тупое учение, неотступно следующее принятым, нередко мелочным и вздорным правилам». Разве не похоже на ЕГЭ, когда зачастую идет натаскивание. Если еще лет 20 назад пропагандировались диспуты, читательские конференции, то сейчас даже сочинение перестало быть ведущей формой экзамена. Становится страшно, когда ученики называют любимыми героями персонажей американских комиксов. Мы все живем с оглядкой то на Европу, то на Америку. Может, для них это и приемлемо. Хотя американцам, которые всех и всюду учат, не мешало бы своих президентов географии научить: один из их недавних президентов не видел различия между Австрией и Австралией. У нас всё крайности: то жесточайшая цензура, то свобода, граничащая с анархией. Почему у нас в стране всенародно избирается президент, депутаты всех уровней, но никто не избирает министров? Кто когда-нибудь слышал их отчеты перед теми, кем они руководят? Вот и считает каждый министр: то, что было до него - ничто и лишь он способен создать новое образование, медицину и т. д. - «... до основания разрушим, а затем ...». И печет пироги сапожник, а сапоги тачает пирожник». Совсем как по басне дедушки Крылова.

Меня давно интересовал вопрос: как мог И. Н. Ульянов, работая (или служа, как тогда говорили) смотрителем училищ, т. е. в переводе на современный язык, инспектором (главным специалистом) губернского образования, достойно содержать такую большую семью: пятеро детей, неработающая жена, да еще прислугу держали? Прочитала как-то статистику тех лет: оказывается, самая высокая заработная плата была у учителей, в среднем учитель получал 1300 руб. в год, врач - 900 руб., инженер - 600-700 руб. в год. Самый низкооплачиваемый рабочий в России получал 1 руб. 30 коп в неделю. Что можно было купить на эти деньги: корова стоила 3 руб., курица 30 коп., буханка ржаного хлеба (кг) 3 коп., приличную квартиру в городе можно было снять за 150 руб. в год. Не так уж бедно и жили.

Конечно, крестьянство вкалывало, но и производило. Читала у Алексеева и Распутина: Сибирь снабжала хлебом, мясом, маслом не только себя, но и заграницу. А недавно, выступая по телевидению, наш премьер отметил, что в начале ХХ века вывозимое из России масло превышало по стоимости российское золото. Каждый 7-й житель планеты был российским подданным. А давно ли наша страна была самой читающей страной в мире?

Наше нынешнее образование идет по пути превращения школьника в компьютер: надо знать то-то и то-то, а во что человек превратит эти знания, никого не интересует. Православие различает в человеке три составляющих: ум, сердце и тело. Ум - это и есть компьютер. Если умом не руководит чистое сердце, это страшно. Знания - меч обоюдоострый. Именно сердце святые отцы считают главным. По их мнению, в верхней части сердца находится душа. Если сердце исполнено алчности, тщеславия, лицемерия, ум становится рабом этих страстей. Он изворачивается, чтобы потворствовать им. Духовная жизнь состоит в господстве над страстями. Законы духовной жизни существуют так же объективно, как и законы материального мира. Православие лишь обозначило их, как Ньютон, например, сформулировал закон всемирного тяготения, существовавший, конечно же, и до него. Если человек нечестен в малом, он будет вором и в большом и весь свой ум направит на это. Хочешь, чтобы у тебя не крали, не кради сам. Не делай другому того, чего себе не хочешь. По сути, 10 заповедей, данных Господом Моисею еще в Ветхом завете, и являются законом духовной жизни. Иисус Христос дал людям высший духовный закон - закон Любви. Наша деятельность может быть только положительной, если зиждется на духовной, нравственной основе.

Так важно размышлять о смысле жизни. Есть только две точки зрения на этот счет. Первая - христианская: личность неуничтожима, душа бессмертна. Великий хирург Пирогов писал: «Только с верой в свое бессмертие человек может совершать то, перед чем преклонятся другие поколения». Вторая - атеистическая: личность смертна. А раз так - бери от жизни все, не можешь - уходи, освобождай дорогу другим.

На первый взгляд, кажется удивительным, что в Евангелии Иисус Христос ни разу не осуждает общественное устройство, даже такое отвратительное, как рабство. Зато с какой силой осуждает лицемерие, гордыню, тщеславие: «Горе вам, кичетники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дары вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете еще большее осуждение ... Змеи, порождения, ехидны!» Не форма государственного устройства определяет состояние людей и духовное состояние каждого человека.

Христианство утверждает, что думать надо не о том, что будет через 5-10-100 лет, а о том, что надо сделать, чтобы было хорошо. Известно, если дерево не поливать, оно засохнет. Это мы знаем. А о том, что человек - микрокосм и от его состояния зависит, что будет, стараемся не знать. А это именно то, чему надо учить ребенка, начиная с колыбели.

Н. Матросова, заслуженный учитель РФ

(Время и жизнь, 13 декабря 2011)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Калтан – Осинники 21 века © 2017

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?