Лосоногов Валерий Петрович: особый почерк
15 октября 2016 - Г.П.

Лосоногов Валерий Петрович: особый почерк

Родной город ... Я люблю его таким, какой он есть на самом деле. Тихим, скромным, неприметным. Но больше всего люблю людей, тех самых, что строили мой город, прокладывали первые дороги, возводили шахты. Это простые и честные труженики, чья жизнь прошла не громкой славой, а обычно, буднично, по-рабочему.

Недавно наша область отметила свой юбилей, поэтому нельзя сегодня не вспомнить о тех, кто строил и Осинники, кто хотел видеть город красивым и современным. Первые шахты и дороги, первые мосты и путепроводы, первые многоэтажные дома – всё это строил, возводил, а порой и проектировал бывший фронтовик, а ныне ветеран труда Валерий Петрович Лосоногов.

Если б знала, что совсем недавно он перенёс подряд два инфаркта, никогда бы не напросилась в гости, не посмела бы бередить человека старыми воспоминаниями. Уже вечером я трижды подходила к телефону, но так и не осмелилась набрать его номер. А душа так болела, что с ним? Не смогла поднять телефонную трубку, чтобы не потревожить лишний раз. Не смогла это сделать ещё и потому, что такие люди, как Валерий Петрович, не позволяют себя жалеть. Это люди старой гвардейской закалки.

Трудно сказать, где получил он её. Может, в 43-м на Дальнем Востоке, а вернее, на военном корабле, на котором были моряки ещё с гражданской, да они, восемнадцатилетние юнцы, грезившие подвигами. Но, если б не стариковская мудрость да юношеская выносливость, кто знает, сколько бы продержался на воде их разведывательный корабль. Война с самураями была хоть и не долгой, но жестокой. Лишь в 50-м году Валерий Петрович вернулся домой со службы. Вот уж когда голосила мать. Вот уж когда дала волю слезам. Неграмотной она была, но очень религиозной, на всё имела свое мнение. Кто знает, откуда ей дано было знать, что сын её однажды тонул в море? При встрече и число, и месяц ему назвала. Загадка эта так и осталась для Валерия Петровича неразгаданной.

Наверное, в жизни Валерию Петровичу всё же повезло. Повезло на хороших и добрых людей. И там, на фронте, и здесь уже в послевоенное время. После окончания строительного техникума он получил направление в только что организованный трест "Кузбасспромдорстрой", который возглавляла тогда женщина З.В. Самсонова. О ней ходили легенды. Это был действительно прекрасный человек, замечательный специалист и организатор. Славился её коллектив не только хорошими делами, специалистами, высоким качеством работы, но и особым гвардейским шиком. Слов здесь на ветер не бросали. Уж если давали слово – непременно его выполняли. За это и ценили строителей, уважали. Им доверяли самые серьёзные объекты в области. Эти добрые традиции хорошо усвоил и Валерий Петрович, хотя работал тогда в дорстрое электриком.

Первым серьёзным объектом для Лосоногова стали дорога и подъездные пути к строящейся шахте "Шушталепская". Строил железную дорогу от Калтана до малышевского подвесного моста, через который транспортировался уголь. Здесь он и познакомился с инженером В.Г. Аккерманом, который самостоятельно рассчитал и подготовил проект на строительство подвесного моста через Кондому. Это был необычайно одарённый человек, страстно любящий технику. Вечерами он с удовольствием "гонял" на мотоцикле вместе с Лосоноговым и другими ребятами. Это были замечательные дни далёкой юности!

Вторым серьезным строительным объектом для Лосоногова были опять же дороги к строящейся шахте "Высокая". Первую дорогу на посёлок Высокий прокладывал он, Валерий Петрович. Он тогда работал уже мастером дорожником. В те 50-е годы хлеб возили туда только на гусеничном тракторе. Кругом было бездорожье.

- Специалисты были высочайшего класса. Начальник Байдаевского ДСУ А.Я. Рогачевский, бригадир Я.И. Туюнда. Они учили не только мастерству, Но и добросовестно относиться к делу. Халтура тогда и в мыслях не допускалась. Обстановка в коллективе была рабочей, строгой, – рассказывал начальник дорожно-строительного участка Лосоногов.

Он с каким-то упоением, с какой-то особой теплотой вспоминал о тех, с кем пришлось ему работать, о тех, с кем свела судьба. А мне подумалось: не каждый начальник сегодня помнит своих рабочих по имени-отчеству, не каждый бережет память о тех, кто когда-то работал рядом.

 - В 50-е годы хорошо работали шофёры-фронтовики: Я. Довгаль, С. Дорофеев, Г. Семёнов, Н. Рыжков; бульдозеристы С. Григорьев, Д. Старчиков. Трудно представить, но водители МАЗов в смену делали по 40-50 ходок. А ведь эта техника была тяжёлой в управлении. На ней особо не разбежишься, – рассуждал Валерий Петрович.

Осинниковские дороги ... Прокладывая их, не гибли люди, срываясь с крутых высот. Было всё проще. Требовалась лишь выносливость, добросовестность и, конечно же, мастерство. Первые дороги, первые шаги по ним. Какими лёгкими и радостными были они после трудных смен!

- Валерий Петрович, возможно ли дорогу сделать гладкой-гладкой, ну, как зеркало, – спросила я.

- Отчего же нельзя? Была б в руках линейка, – не то в шутку, не то всерьёз ответил Лосоногов. А потом рассказал, как однажды один из бывших первых секретарей ГК КПСС, оценив работу дорожников, вызвал к себе Лосоногова и вручил ... добротные туфли. Мол, недавно видел, как Вы дорогу промеряли, Вам же так никакой обуви не хватит. А ещё передал в подарок дорожникам двое наручных часов.

Но сегодня ветерану труда больше помнятся почему-то не дороги, а путепроводы да мосты. Как-никак собственноручно построил в городе два путепровода, где впервые применил дизель-молот да возвёл до десятка мостов.

Особенно трудно давалось строительство мостов в Сарбале.

Работы велись в чистом поле – ни энергии, ни хорошего подъезда. Из вырытых котлованов приходилось ежечасно откачивать воду, иначе неустойчивый грунт грозил обвалом. Помнится, мороз на улице трескучий, на строительной площадке густой туман, можно сказать, впотьмах и строили. Но работали по-стахановски и за зиму два моста возвели. А потом было строительство трамвайного полотна.

Мосты, дороги, шахты, дома, школы – и всё это его, лосоноговское. Тринадцать лет Валерий Петрович возглавляет дорожно-строительный участок. За эти годы его коллектив сделал немало для города. Но сейчас не об этом, а о том, как умеет он ценить людей.

- Ценю твёрдое слово. Уж если сказал, например, Николай Сергеевич Недорезов, то слово свое непременно сдержит, – говорил он. По старым временам это, наверное, и называлось гвардейским шиком. Сказал – сделай. Пообещал – выполни, и не просто выполни, а в срок или того раньше!

- Валерий Петрович, неужели за сорок с лишним лет, что проработали в строительном участке, Вы не смогли подыскать более спокойную работу?

- Я как-то и не думал об этом. Правда, одно время в проектном отделе треста работал. Скучным дело показалось. Дороги позвали.

Позвали дороги ... Они и сейчас его зовут, а свои особенно ...

Из книги: Шаги по росе. Н. Пономарёва

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Смотрите также

Калтан – Осинники 21 века © 2020

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?