Кузьмина Людмила Фёдоровна, Заслуженный учитель РФ
Молодой характер
В этом году школе № 18 исполняется 55 лет, из них 36 её директором была Кузьмина Людмила Фёдоровна.
Её труд можно определить формулой трёх «Т»: труд, творчество, талант. Её нельзя было представить без вдохновения в труде, без творческого горения, без таланта любви к детям и к своему благородному, трудному делу.
С детских лет у Кузьминой была одна мечта - стать учительницей. Все начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. Именно учителя Горьковской средней школы № 83 раскрыли талант организатора у своей ученицы. 10 лет учебы в школе и 10 лет активной общественной работы. Была старостой класса, председателем совета отряда, комсоргом, секретарем школьной комсомольской организации.
В 1956 году окончен институт иностранных языков. В характеристике записано: «Родилась с душой педагога». Получила направление на работу в Сибирь, в город Калтан, школу № 18.
Молодую учительницу радушно приняли в педагогическом коллективе. Стала классным руководителем 5а класса. С 1 сентября 1956 года началась трудовая деятельность. Работала увлеченно, старалась, очень привязалась к детям и вскоре появились первые результаты. 30 апреля 1957 года была награждена первой грамотой «За хорошую организацию детского коллектива».
С первых дней Людмила Фёдоровна поняла, что учителем не может быть тот, кто не помнит собственного детства и не способен легко и свободно перенестись в сложный мир ребячьих мечтаний, Чувств и переживаний. Жизненная мудрость, знание психологии и педагогики, творческий подход к работе позволили учительнице понять детей, побуждать их к овладению знаниями, на добрые дела и поступки. Класс во всех мероприятиях занимал первые места, ребята с хорошей успеваемостью закончили 8 классов и все продолжили учебу.
В 1962 году педагогический коллектив доверил ей должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, а через 2 года – директора школы.
Хорошие традиции зародились в школе, инициатором которых являлась сама Людмила Фёдоровна. Трудовое воспитание – на 1 месте. Появилась теплица, построенная своими силами, разработали пришкольный участок, заложили сад.
Другая традиция – развитие художественной самодеятельности. Подготовкой к смотру заняты все, и результаты хорошие: ученики и учителя в смотрах занимают только призовые места.
За высокие показатели школы в 1973 году директору присвоено звание «Отличник народного просвещения», а в 1976 вручен орден «Знак Почёта». Эти награды ко многому обязывали. Коллектив начинает работать под девизом: «От творчески работающего учителя – к творческому коллективу». Развивается в школе туризм, крепнет физическое и патриотическое воспитание.
За отличные результаты в работе школы в 1979 году Кузьминой Людмиле Фёдоровне присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
Человек своим трудом преобразует природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Многие учителя говорят слова благодарности Людмиле Федоровне за то, что она бережно растила их талант, развила, совершенствовала мастерство. Пожалуй, самое ценное в её характере – это умение работать с людьми. «Воспитатель, который не скрывает, а освобождает, не подавляет, а формирует, не комкает, а возносит, не диктует, а учит ... переживает много вдохновляющих минут». Наверное, из-за этого Людмила Фёдоровна всегда была с молодым характером.
Чем интеллигентнее учитель как личность, тем больше уверенности в том, что его воспитанники вырастут людьми, тонко чувствующими, восприимчивыми ко всему прекрасному в окружающем их мире, самостоятельно мыслящими, способными к творчеству в избранной области труда. Поэтому многие годы бывшие ученики писали письма своему любимому учителю со словами благодарности.
А школа набирала силу и авторитет. Её объявляли то базовой, то опорной, то школой передового опыта. О школе заговорили в области. Сюда присылали учителей учиться. Требования к школе росли. Необходимо было создать кабинетную систему. За 3 года она была создана. Огромную помощь оказали шефы – ЮК ГРЭС. Кабинеты признаны лучшими в городе. Оборудован школьный стадион, создан духовой оркестр, оркестр народных инструментов, постоянно работали кружки художественной самодеятельности. Образцовым был пришкольный участок, экспонаты с которого были представлены на Всероссийской выставке.
Не было будней и однообразия в работе Людмилы Фёдоровны. Голова успеет поседеть, пока сможешь увидеть плоды своего нелёгкого труда в дне завтрашнем. Но учитель учит, пока живёт, и живёт, пока учит.
Есть в школе уроки математики, русского языка, ботаники, астрономии. Не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения. Но Людмила Фёдоровна учила всему этому учеников и учителей ежеминутно, повседневно, каждой своей мыслью, манерой говорить, слушать.
Школа до сегодняшнего дня работает стабильно, во всех соревнованиях занимает призовые места. О коллективе школы говорят, что это творчески работающий коллектив. И мы, ныне работающие, знаем, чья это заслуга. Мы благодарны нашему наставнику за то, что она научила нас любить школу, честно служить ей, быть преданными выбранной профессии.
Л. Носова
(Калтанский вестник, 4 апреля 2012)
Примечание автора сайта. Очень рад, что был знаком с этим талантливым и простым в общении человеком и дружил с нею. К сожалению, у меня сохранилась лишь одна групповая фотография.