Калтан, Осинники, история и топонимика – от веры к научному знанию
Пытаюсь в очередной раз достучаться до осинниковских знатоков краеведения. Безуспешно! Мои аргументы для них малоубедительны. Ссылаются на работы по краеведению г. Осинников уважаемого человека, для многих учителя, Виктора Андреевича Зотова. Теперь в качестве контраргументов применена «тяжёлая артиллерия» – монументальный труд Леонида Иосифовича Соловьёва «География Кемеровской области (природа и экология, население и хозяйство, города и районы). Учебное пособие для учащихся 8-9 классов всех типов школ Кемеровской области. Кемерово. 2005.». Я не поленился и ознакомился с этим пособием, в частности, с информацией, предложенной оппонентами в качестве доказательной базы.
Итак, «… Город Калтан возник и получил развитие благодаря строительству Южно-Кузбасской ГРЭС. До 1945 года на месте города находился шорский улус, возникший в 1884 году…
Город Осинники получил своё название от шорского слова «апсахтыгол», расположен на реках Кандалепе («кровавая река») и Семёновой при впадении их в Кондому вдоль железной дороги Новокузнецк – Таштагол, в 25 км южнее города Новокузнецка. Шорский улус Тагдагал («улус на осиновых горах») отмечен в документах ещё в начале XVIII века.
В середине XIX века на месте нынешнего города был шорский улус, в котором было 48 дворов и проживало 377 шорцев, а в 1912 году здесь уже насчитывалось 120 дворов, и улус стал называться Осиновкой. Здесь были церковь, две лавки купца первой гильдии Назара Куртегешева, водяные мельницы и школа с трёхклассным обучением. Население занималось хлебопашеством, скотоводством, охотой, сбором орехов, ягод и кустарным промыслом…».
На месте Калтана никогда не существовало шорского улуса! Во-первых, «шорцы» как национальность существуют только с 1926 года. Большевики волевым решением назвали так всех «инородцев», проживающих на рр. Кондома и Мрассу. Решение политическое, спорное, не имеющее до сих пор под собой научного смысла. В «Спискахъ населенныхъ мѣстъ Колыванской области за 1782 год. Кузнецкiй уѣздъ»: «...Въ оный уѣздъ входятъ слѣдующiе селенiя: городѣ Кузнецкѣ, форпост Куздевскiй. Маяки: Сары-Чумышскiй, Кандалетной… Кузнецкаго вѣдомства деревни: Ошмарина, Атаманова на Томи, Букина, Бедарева, Митина, Бунгурская при Бунгурѣ, Куртукова, Костенкова, Калтанская, Ильинское село…». Прочитали? Русские деревни «Ошмарина… Калтанская…». Или опять архивный документ вас не впечатлил? Идём дальше.
Опять цитирую Анатолия Цыряпкина (журналиста, писателя, автора книги «История города Осинники»): «... Первое упоминание в печати относится к началу XIX века. Конечно, территория, на которой находятся нынешние Осинники, известна людям много раньше этой даты (утверждение без ссылки на архивные документы!). Осинники ведут своё начало от шорского улуса Тах-тал-аал. В переводе с местного, шорского, языка «тах-тал» означает осинник, а слово «ал» – селение. Первые русские поселенцы перевели название улуса по-своему и стали именовать его – Осиновка. Такое название связано с тем, что в то время в наших краях росло много осин (вообще-то, осина наряду с пихтой является лесообразующей породой в Кузбассе, произрастает повсеместно)... Полагают, что образование улуса Апсахтыгал относится к первой половине XVIII века...».
Читатель заметил, что Анатолий Семёнович использовал два варианта названия селения: Тах-тал-аал и Апсахтыгал, что уже может вызвать вопросы, но обо всём по порядку! Виктор Зотов (заслуженный учитель РФ, почётный гражданин г. Осинники): «... Шорский национальный поэт-сказитель Степан Торбоков говорил: «Я родился в улусе Тагтагал». Так упорно называли его коренные шорцы. А когда же появилось название «Апсах-тыгал», что тоже означало «апсах» – осина, «тыг» – осиновый, «аал» – посёлок, то русские всё больше и больше называли улус Осиновый...».
Из дословного перевода, представленного Виктором Андреевичем, следует, что «Апсах-тыгал» – осино – осиновый посёлок. Для меня же очевидно, что «Апсахтыгал» – это изменённое Апсактагаал, а «Тах-тал-аал» – это изменённое Тагтагаал. И всё бы ничего, но ни в одном из известных архивных документов населённые пункты с такими названиями не присутствуют! И мне возражают: Мы верим Виктору Андреевичу, мы у него учились!
На «Топографическом плане…» 1798 года – юрты Кандалебские (Кандалепские) – вот это есть! Это документально подтвержденная дата первого упоминания поселения на месте современных Осинников. В следующем году осинниковцам можно смело отмечать 220 лет. Но, увы, не слышат. А на «Карте Кузнецкаго уѣзда…» 1821 года – юрты Осиновы. Где «Тах-тал-аал и Апсахтыгал»?
И опять и всюду «Кандалеп – кровавая река». Разложил по полочкам, привёл ссылки на труды известных российских учёных. Всё равно не слышат! Кандалеп – крутой обрыв на берегу реки, что соответствует географическим реалиям. Крутой обрыв в истоках р. Кандалеп на Косом логу.
«В середине XIX века на месте нынешнего города был шорский улус, в котором было 48 дворов и проживало 377 шорцев (не шорцев, а представители сеоков кургент, сарыг-себи , кюрен-сеп, кодын-сеп), а в 1912 году здесь уже насчитывалось 120 дворов…».
Действительно, согласно «Списковъ населенных мѣстъ Томской губернiи» 1859 года: «Осиновскiй, улусъ инородческий при рч. Кондалепѣ в 22 верстах от окружного города Кузнецка, 48 дворов, 186 жителей мужеска пола, 191 – женска пола, часовня православная во имя святого пророка Божия Илии. А вот в «Таблице социального состава прихожан Николаевской церкви в селе Калтанском Кузнецкого уезда» 1864 года: «... улус Осиновский – 54 дома, инородцы губернского ведомства, мужчины и женщины, 124 и 141 человек соответственно. Согласно «Спискам населенных мест Томской губернии» за 1893 год, на территории современного города одновременно существовал улус Осиновский по обе стороны рч. Кандалепа и улус Осинники на правом и левом берегах р. Кондомы: 2 крестьянских двора, 4 мужчин, 5 женщин, по одному двору на каждой стороне реки. Это к вопросу о названии города. А вот откуда взялись сведения о «120 дворах в 1912 году» – загадка! И что именно с этого года улус стал называться Осиновкой тоже бездоказательно!
А вот самое интересное. «Здесь были церковь, две лавки купца первой гильдии Назара Куртегешева, водяные мельницы и школа с трёхклассным обучением…». Где находились церковь, лавки, мельницы и школа? Трёхклассная – это значит трехгодичная, или как иначе? На эти и проч. вопросы ответов у местных краеведов нет. Почему? Потому что в плену иллюзий и легенд проще! Нет надобности напрягаться, где-то покопаться и что-то изучить. И рассказывать небылицы из поколения в поколение о кузнеце Кузедее, основавшим якобы Осинники. Звания и награды Леонида Соловьёва меня не убедили. Не сомневаюсь, что хороший учитель, но этого мало. Почему историю родного края (Калтана и Осинников) писали учителя географии? Не утруждающие себя аргументацией изложения. Странно всё это.
Никого не хотел обидеть. Верю в торжество фактов! Не верю, что услышат!
Сергей Овсянников, г. Калтан
Примечание автора сайта. До сих пор история и топонимика городов Калтан, Осинники, а также ближайших к ним поселений основывается на легендах от коренного населения и догадках. Сплошь и рядом в ней соседствуют парадоксы вроде «жёлтого ребёнка» в трактовке топонима Сарбала или красивого молодого сибирского соболя в трактовке происхождения топонима Калтан. Не меньше догадок, путаницы в истории и топонимике города Осинники.
Сергей Георгиевич Овсянников впервые провёл глубокие изыскания по истории нашего края на основе архивных источников и опубликовал их в книге «История Калтана и близлежащих мест». Изданная маленьким тиражом, без должной корректуры, не дошедшая до широких масс, она не получила должного признания.

Не пора ли издать книгу для широкого круга читателей? Ведь многие из них могли бы сделать сравнение между историей от веры и историей от науки. Преодолеть заблуждения наших прежних учителей истории, не умаляя их авторитета, но освещая истину.
Геннадий Казанин
24.08.2017