История строительства железных дорог на юге Кузбасса
4 декабря 2012 - Геннадий Казанин

История строительства железных дорог на юге Кузбасса

Строительство железных дорог

История Российского государства сложна, противоречива и неоднозначна в оценке историками как предыдущих поколений, так и современниками. Она не раз переписывалась во времена правления дома Романовых и Советской власти. И не зная всей правды о прошлом, нельзя уверенно идти вперёд, невозможно извлечь полезные уроки. Только восстанавливая историческую справедливость, отдавая дань глубокого уважения памяти безвинно погибших, мы можем возвратишь и сохранить человеческое благородство, милосердие и нравственность. Нужно помнить о чудовищных трагедиях прошлого, чтобы не допустить их повторения. И дабы не утомлять наших читателей разбором противоречий, обратимся к бесспорным Фактам и источникам и узнаем, как всё начиналось.

***

1913-1929

Для соединения с Транссибом богатого угольно-железорудного района, расположенного на юге Кузбасса, с 1913 по 1916 годы строится железная дорога Юрга – Кольчугино протяжённостью 185 вёрст. Одновременно началось строительство железной дороги Кольчугино (Ленинск-Кузнецкий) – Кузнецк, Кузнецк – Тельбес (участок Кузнецк – Абагур построен в 1914 г.). Однако из-за известных событий выполнено лишь небольшое количество, работ на участках Кузнецк – Туштулеп (Шушталеп), Прокопьевские копи – Кузнецк, и в конце 1918 г. в связи с сокращением финансирования работы были остановлены. Высвободившихся рабочих и служащих перевели на строительство линии Кольчугино – Прокопьевские копи. Дорога строилась в спешке, при слабом финансировании. Это значит, по облеченным техническим нормам, с использованием большей частью бывшего в употреблении укладочною материала, в таком состоянии железная дорога не могла обеспечить транспортировку угля, столь необходимого для восстановления промышленности. На достройку линии была переброшена первая бригада Сибирской трудовой армии, состоящая из красноармейцев 5-й Армии Восточного фронта, переведённых на положение трудмобилизованных – 8.463 человека (Государственный архив РФ (далее ГА РФ). Ф. 486. Оп. 1. Д. 26. Л. 26), силами которых (1921-1925 гг.) был построен железнодорожный путь от Кольчугино до Усят (Прокопьевские копи).

Каторжный труд, система жёсткого контроля за трудармейцами ... Их гоняли за 5-10 верст по бездорожью к месту работы, задерживали премиальные пайки, размещали в неприспособленных для жилья помещениях. Скованным дисциплиной трудармейцам сложно было открыто выразить своё недовольство условиями труда, питанием и т.п. За неисполнение заданий им грозили самые суровые меры, вплоть до расстрела.

Дополнительный (премиальный) паёк за выполнение повышенной нормы (3/4 фунта (300 г} муки, 12 золотников (50 г) мяса, 12 золотников (50 г) крупы, 1 фунт (400 г) соли и 1/2 фунта (200 г) керосина) выдавался на 10 дней вперёд по желанию трудармейца, которому ничего не оставалось, как отработать полученные продукты и товары. Много раздетых ходит на работу ввиду недостатка обмундирования. В бараке невозможно жить – загрызают клопы. Спят под открытым небом, а на дворе осень. По два месяца задерживают премию. Мыло не выдавалось уже 4 месяца – грязные, чёрные, и нет возможности вылезти из этой грязи. Тяжёлая работа, запредельные нормы, плохой инструмент, дома голод, разорение. О том, насколько сложным было положение с нормальным питанием трудчастей. свидетельствует один из параграфов оперативного приказа № 1, в котором командирам предлагалось организовать сбор дикого лука, щавеля, колбы в качестве «санитарной меры». Употребление в пищу растений должно было компенсировать нехватку витаминов в рационе. Тем не менее, спустя месяц в оперативном приказе № 2 упоминается об увеличении заболеваемости цингой в частях бригады. Демобилизованные уносили с собой недавно выданное обмундирование, а передаваемые из военного ведомства красноармейцы опять же прибывали раздетыми и разутыми.

Несмотря на большой объём выполненных работ; железнодорожная линия не отвечала требованиям эксплуатации (на некоторых участках отсутствовали укрепления насыпи, имелись временные обходы, не была завершена балластировка). Поэтому на протяжении нескольких лет линия достраивалась, была доведена до Кузнецка в 1924 году для эксплуатации по временной схеме и только в 1926 г. сдана в постоянную эксплуатацию. Памятью строителям железной дороги служит станция Трудоармейская (бывшая Тырган (1918-1926 гг.)).

На встречных направлениях ведётся строительство железнодорожной ветки Кузнецк – Мундыбаш (Тельбес). Ни трудоармейцы, ни вольнонаёмные уже не в состоянии были обеспечить «ударных» темпов строительства.

В октябре 1929 г. на базе Управления по строительству железнодорожной линии Кузнецк – Осинниковские копи (20 км) образовано Строительное управление сибирских железнодорожных линий и ветвей «Сибжелдорстрой» Наркомата путей сообщения СССР (с декабря 1930 г. – Сибирский строительно-монтажный трест «Сибстрой­путь». Для обеспечения рабочей силой, в т.ч. строительства железной дороги, во исполнение Постановления Совета Народных Комиссаров от 11.07.29 г. об использовании труда заключённых при колонизации отдалённых районов СССР и эксплуатации их природных богатств организован Сибирский ИТЛ (СИБУЛОН. Сиблаг).

1930-1972

В 1930 г. на 402 км (станция Кандалеп) из Сталинска пришёл первый поезд. В Калтане железнодорожная линия должна была пройти по косогору вдоль реки, где сейчас находится озеро Колхозное (бывшее русло р. Кондома). Грунт оказался ненадёжным, «ползучим», необходимо было перенести линию на другой берег реки и затем снова вернуться обратно, поэтому Кондому было решено направить по искусственному руслу (где она протекает сейчас), а по дамбе (отсюда названия Большая и Малая Пересыпка) проложить железнодорожный путь. Дамбу пришлось сооружать зимой из мёрзлого грунта. Весной 1928 года – во время наводнения была опасность, что дамбу размоет, и вся работа по её сооружению пропадёт, но дамбу удалось отстоять.

1931 г. – через Калтан прошла железная дорога Кузнецк – Мундыбаш – Темиртау, но ни станции, ни остановки в Калтане не было до 1946 года. К ноябрю 1931 года в Новокузнецк прибыл первый эшелон с рудой из Магнитки. По только что построенной линии Кузнецк – Мундыбаш – Темиртау пришли восемь вагонов с собственной – кузнецкой рудой. Часть дороги руду, правда, везли с Тельбеса на лошадях. И всё-таки первый полноценный состав с местной рудой ушёл с Темира на КМК только 6 октября 1932 года. Качество строительства оставляло желать лучшего. Об этом свидетельствуют строки документа из Собрания законов СССР за 1935 год: «Обязать Народный Комиссариат путей сообщения сдать в 1935 г. в постоянную эксплуатацию линию Кузнецк – Мундыбаш». Для соединения Кузнецкого металлургического завода с железорудными месторождениями, расположенными в верховьях реки Кондома, в феврале 1934 г. началось строительство линии Мундыбаш – Таштагол (Горно-Шорская железная дорога). Она стала продолжением строящейся железной дороги Кузнецк – Мундыбаш (Тельбес). Сооружение участка от ст. Кулеп до Таштагола (95 км) осуществлялось силами заключённых и спецпереселенцев Горно-Шорской комендатуры Сиблага (ГА РФ. Ф. 9414. Оп. 1д. Д. 2927. Л. 69), а 25.04.38 г. на базе 9-ro Ахпунского ЛО (Темиртау) для достройки линии был создан Горно-Шорский ИТЛ (Горшорлаг). Численность заключённых на 01.10.38 г. – 113774.

«В 1940 году ко Дню Красной Армии летит в Москву телеграмма о готовности железнодорожного пути, хотя мост через реку Кондома к месторождению ещё далеко не был готов. На торжественное открытие прибыли корреспонденты столичных газет, кинохроникеры и целая свита из верхнего эшелона ГУЛАГа – ГУЛЖДС, от НКПС (Народного комиссариата путей сообщения) и НКЧМ (Народного комиссариата чёрной металлургии). Три вагона-гондолы за ночь были нагружены рудой, вывезенной через Кондому обозом лошадей. Утром под треск киносъёмочных аппаратов руководство лагеря догружало специально оставленные куски руды в гондолы. Подошёл паровоз, и под грохот салюта, подготовленного начальникам буровзрывных работ Карповым, эшелон с рудой (из трёх вагонов) двинулся на рудообогатительную фабрику в Темиртау. Газеты шумно отметили завершение строительства пути, объявленного «великой комсомольской стройкой». (Болдырев Н. Н. Зигзаги судьбы // Поживши в ГУЛАГе: Сб. воспоминаний /сост. А. И. Солженицын. - М.: Русский путь, 2001).

Линия Мундыбаш – Таштагол окончательно сдана в эксплуатацию лишь через год.

***

«Проехали Ленинск и направились в сторону Сталинска. Опять двухколейный путь; кругам шахты, поселки ... Да, эта Кузбасс. Минули Сталинск ... Едем дальше на юг ... Приехали! Мы в Кузедееве ... Рыжие сопки. Тёмный хвойный лес. Ель, сосна, пихта, берёза. Красивая, вся в водоворотах и порогах – река Кондома. Говорят, следующая станция – Тельбес, золотые прииски ... Какая красота! Какай простор! Эта было последнее радостное человеческое ощущение, после которого потянулись долгие годы страдания, унижения».

Керсновская Евфросиния Антоновна (1907-1994), земледелец, ветеринар, шахтёр, художник

***

«Лишения были почти невыносимыми. Это была чудовищная жизнь. Мы страшно голодали. Проголодать слишком долго и слишком сильно было очень опасно, потому что после этого было бы очень трудно выработать норму. Работа была очень тяжёлая: прикладывалась дорога в Горную Шорию. Надо было срывать целые холмы земли и заваливать ею ущелья. Тачка, лопата ... Зимой – аммонал, потому что глина смерзалась, взять её можно было только ломом. Надо было вырабатывать норму, вернее 125% нормы, чтобы получить 1100 г хлеба – это 1870 калорий. Приварок был ничтожный, может быть, 600 калорий. А за день работы расходовалось 4,5-5 тысяч калорий. Была прямая зависимость между тем, сколько человек съест и столько «сработает», поэтому все силы уходили только на работу. Ничего, никаких человеческих чувств не оставалось».

Владимир Павлович Эфроимсон. (1908-1998), учёный-генетик

***

В 1937 году был электрифицирован первый в Сибири железнодорожный участок Белово – Новокузнецк. Только в 1969 году электрифицирован участок Новокузнецк – Мундыбаш, а в 1970 – Мундыбаш – Таштагол.

Подготовил С. Овсянников

(Калтанский вестник, 5 мая 2011)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Калтан – Осинники 21 века © 2017

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?