Ильенко Алексей Алексеевич – самодеятельный художник
Год экологии – это хороший повод для того, чтобы вспомнить об одном нашем талантливом земляке, который, к сожалению, ушёл из жизни, но который в своём творчестве открыл множество красивых уголков окрестностей нашего города.
Парадокс, но художников, которые работают, живут рядом с нами, быть может, в соседней квартире мы знаем хуже, чем тех, кто творил несколько веков назад. Но с теми «великими» не поговоришь об искусстве, не спросишь: «Как вы стали художником?». Именно этот вопрос я задала шестнадцать лет назад, в момент моего знакомства, Алексею Алексеевичу Ильенко, который принадлежал к поколению самодеятельных художников. Так случилось, что однажды у него стали неметь руки, и он был вынужден обратиться за помощью к врачу, которым оказался мой муж. Во время лечения их знакомство переросло в семейную дружбу. Алексей Алексеевич и его жена Елена Борисовна всегда гостеприимно встречали нас у себя дома. Стены их квартиры и комнаты, в которой находилась мастерская, до отказа были заполнены давно написанными картинами и холстами с ещё не просохшими красками. В основном это пейзажи, выполненные в технике масляной живописи.
Искусствоведы во всём мире утверждают, что в жизни художника, его мироощущении огромную роль играет детство и юность. Этот период жизни отложил в памяти А. А. Ильенко дымящиеся пирамиды террикоников, трескучие морозы, от которых по ночам скрипели избы, утреннюю перекличку петухов, мычание коров и розовые рассветы. Вот мир, в котором жил будущий художник. А ещё этот мир был полон таинственных звуков, радужного сияния и трепещущих бликов солнца, которые проникли глубоко в душу.
В далёком детстве он бродил по родным улочкам Стройгородка, где жила его семья. В основном там проживали шахтёрские семьи, и в этой среде появился мальчик – красивый, здоровый физически, сильный, энергичный, но по характеру задорный, самолюбивый и очень даровитый. Именно в те далёкие годы сложился круг образов художника, очерченных любовью к своей земле и её людям. А началось всё с невинного любопытства к окружающему миру, ребячьей пытливости к знаниям. В школе, где учился Лёша, начали отмечать его одноклассников, кого-то по истории, кого-то по литературе или математике, а его всегда хвалили за успехи в рисовании, и он всегда был одним из лучших членов редколлегии классной стенгазеты. Вот тогда обнаружился затаённый родничок таланта, затеплилась, как говорят, искра божия. Желание рисовать появилось у Лёши в довольно раннем возрасте, и это доброе начинание, стремление охотно поддерживали в его семье.
Алексей Павлович и Татьяна Михайловна, родители Алёши, к детскому утверждению сына, что он будет художником, отнеслись с пониманием. Отец сам неплохо рисовал портреты и учил сына азам изобразительного искусства. Он сумел внушить сыну, что труд – основа успеха в любом деле, и без упорного каждодневного труда не может быть настоящего художника. Часто бывает, что детские увлечения человек проносит через всю жизнь. Так было и с Алексеем. Он помнил себя в детстве с альбомом, где нарисовал портрет Карла Маркса, и в зрелые годы рисовал портреты с не меньшим наслаждением и увлечением. Позже, в 2014 году, Алексей Алексеевич охотно откликнулся на просьбу написать портреты ветеранов Великой Отечественной войны – жителей Осинников для краеведческого музея.
В 1964 году Алексей окончил восемь классов, а затем продолжил обучение в вечерней школе рабочей молодёжи, по окончании которой нужно было выбирать свою жизненную дорогу. Мать и отец души не чаяли в сыне и искренне верили, что он сделает правильный выбор. Так случилось, что юноша решил пойти по стопам отца – шахтёра. В июне 1968 года Алексея призвали служить в ряды Вооружённых сил. Он попал в танковые войска, его художественный талант пригодился и там. Кроме военной специальности – стрелка, он официально работал художником-оформителем и на протяжении двух лет службы оформлял стенды наглядной агитации, чертил топографические карты.
После армии вернулся в родной город, работал на шахте и поступил учиться в Московский заочный народный университет искусств, где по индивидуальной программе учат тех, кто тянется к искусству. Во время обучения Алексей получал уроки от художников-профессионалов по оригинальной методике станковой живописи и графики.
Все курсы он закончил с отличием и получил свидетельство. В родном городе на пороге зрелости у него появилось ощущение, что он может стать художником. Алексей шел навстречу своей судьбе непреклонно. Он всю жизнь жил и творил в Осинниках, воспевая в каждой своей работе вдохновенную и скромную красоту природы юга Кузбасса. Изначально свою работу он начинал со сбора материала для картин. В любое время года он регулярно выделял два-три часа для прогулок по окрестностям, накапливал в памяти из увиденного наиболее примечательные явления и обстоятельства. Наблюдения он фиксировал в блокноте и на фотокамере или осуществлял впоследствии по памяти. Этюд начинал с рисунка. Когда он был выполнен, начинал работать красками, его задача – попасть в цвет и тон натуры. Этюды и картины Ильенко неотъемлемы от природы, от этих картин можно озябнуть, провалиться в топь болота, почувствовать запах берёзовых почек и сосновой хвои. Природа разнообразна и неповторима, красота натуры никогда не надоедает, а только восхищает. Поэтому Алексей Алексеевич так стремился на пленэр.

Большое место в творчестве художника занимало изображение города и его окрестностей, где с удивительной душевной теплотой он показывал полузаброшенные уголки некогда крепких хозяйств, весёлые улочки, бегущие по склонам гор и утопающие в вишнёвых садах. Город – не просто скопление домов, улиц, площадей, магистралей и парков, он должен запоминаться, должен быть отмечен особыми приметами, быть единственным в своём роде, неповторимым. Изображая город и его окрестности, Алексей Ильенко был далёк от умилённости и открыточного штампа. Его привлекали тревожные мотивы пейзажа, образы архитектуры. Он находил поэзию в скромных двориках, забытых стогах сена и ветхих сарайчиках, покосившихся и отживших свой век провинциальных строениях, в пограничных сезонных состояниях природы. Немало работ художник посвятил Свято-Ильин- ской церкви в разные времена года. Милое сердцу бытие нашего города давало живописи художника неиссякаемый заряд энергии. Несколько лет назад Алексей Алексеевич путешествовал по Горному Алтаю, Горной Шории, побывал в горах Кузнецкого Алатау. В результате поездок появлялись новые картины, которые и сегодня раскрывают его настроение, переживания, радости жизни.
«Общение с природой, – говорил художник, – просветляет сердце и голову, люди видятся добрее и ближе».
Алексей Алексеевич писал не только пейзажи, но и портреты, натюрморты, создавал эскизы икон, копии известных картин. В последние годы жизни художник много и плодотворно работал, был членом творческого объединения художников города «Радуга». Благодаря большой работоспособности добился значительного успеха и признания у себя на родине. Его работы по достоинству были оценены на коллективных выставках не только в Осинниках, но и в Кемерово, Новокузнецке, за пределами области. Картины А. А. Ильенко украшают интерьеры многих учреждений нашего города. Его работы находятся в коллекции краеведческого музея, в частных собраниях. Несмотря на то, что Алексей Алексеевич не получил профессионального художественного образования, он достиг невероятных творческих вершин. К каким бы темам и сюжетам он ни обращался, его основополагающей идеей была радость бытия, с творчеством этого мастера напрямую связано развитие изобразительного искусства в нашем городе, и поэтому Алексея Алексеевича Ильенко можно по праву считать осинниковским художником-пейзажистом.
Наталья Огнева
(Время и жизнь, 11 ноября 2017)