Хиля Галина Алексеевна, директор школы № 1 г. Осинники
Надо просто любить детей
В этой небольшой школе, расположенной вдали от центра, гордились не только громкими достижениями, не только крепким и профессиональным педагогическим коллективом – даже её порядковый номер был предметом гордости. Наверняка и педагоги, и ученики на протяжении всей истории одного из старейших в городе учебных заведений были единодушны во мнении: школа № 1 во всём должна быть первой!
Бывший директор Галина Алексеевна Хиля не просто твердо придерживалась такой позиции – энергично к этому стремилась, самозабвенно работая на благо любимой школы и своих (разумеется, любимых!) учеников. По ее признанию, она и сегодня до деталей помнит о давно случившихся событиях, без запинки перечислит всех
своих коллег, даже ребят – и тех не забыла, хотя было их множество, и все они давно стали взрослыми. Дело, по-видимому, не только в особенностях цепкой и восприимчивой учительской памяти – просто все перипетии школьной жизни она переживала ещё и сердцем, нервами, отчего в её душе навсегда остались приметные зарубки.
"Педагог для нашей семьи – профессия фамильная, – говорит Галина Алексеевна. – Учителями были моя мама, тётя, сестра, двоюродный брат ... Вот и у меня после окончания десятилетки сомнений не было, с детства знала, что свяжу свою жизнь только со школой!". Выбрала истфак Новокузнецкого пединститута – и поступила, хотя в послевоенном 1947 году конкурс на престижную специальность историка был огромный, причем приоритет отдавался вчерашним фронтовикам. Получив заветный диплом, попросилась домой, в Осинники, и ей пошли навстречу – направили на работу в школу рабочей молодежи № 1. Уже через год молодой учительнице предложили занять должность завуча в школе № 1, где директором был Леонид Лаврентьевич Фотинов – по её глубокому убеждению, гений! К работе под руководством многоопытного и авторитетного педагога приступала с трепетом, опасалась, что придется не ко двору, не справится, но очень скоро втянул ась, стала своей в большом и очень дружном школьном коллективе. К ней, совсем ещё юной, относились уважительно, не упрекали в неопытности или самонадеянности – напротив, она ощущала доверие и поддержку, прежде всего, со стороны директора. "Повезло нам с завучем!" – так однажды отозвался о ней Фотинов. Эта короткая фраза была брошена вскользь, в обыденном разговоре, и услышала она её случайно, но о большей похвале и мечтать не могла.
Сегодня Галину Алексеевну назвали бы трудоголиком, а тогда вместо этого новомодного слова употребляли другие, более понятные – ответственная, добросовестная, инициативная ... И пусть от частого употребления эти определения словно выцвели, кажутся невыразительными – зато точнее не скажешь! Те, кто общался в то время с Галиной Алексеевной, не припомнят, чтобы она часами напролет просиживала в кабинете. Напротив, эта маленькая женщина всегда была в движении, зачастую и делами занималась на бегу, на лету. Еще бы, ведь так много нужно было успеть, столько вопросов решить! С энтузиазмом бралась за дела хозяйственные, выполняла уйму бумажной работы, связанной с организацией учебного процесса, да и к проведению всевозможных школьных мероприятий имела самое непосредственное отношение. Нередко и по воскресеньям дежурила в школе, ведь в выходной здесь работали кружки, и жизнь кипела.
К урокам готовилась уже дома: выкладывала на стол кипы книг, конспектов и с головой погружалась в любимый предмет. Как учитель, она никогда не ограничивалась рамками, предписанными школьной программой, была убеждена: ее дети должны знать куда больше, чем вмещают в себя параграфы учебника. История была для нее предметом живым, всеобъемлющим, едва ли не самым главным, и так хотелось, чтобы дети относились к нему с таким же благоговением и интересом! Потому ещё со студенчества она была завсегдатаем книжных магазинов, В особенности букинистических отделов, даже из командировок или отпусков везла книги для своей и без того обширной библиотеки. Ребята знали, Галина Алексеевна никогда не спасует перед неудобным или каверзным вопросом, без промедления ответит на любой, и как ответит!
Она с улыбкой вспоминала, как мать наставляла ее когда-то: "И не думай, Галя, на литфак поступать! Очень уж много читать придется, – кипы тетрадок проверять – мороки не оберешься. Вот историкам куда легче!". Легче ей не было – по той простой причине, что она как учитель вовсе не стремилась сделать свою жизнь проще и комфортнее, да и слова "перегрузка" не понимала – разве любимая ноша может быть в тягость?
Пять лет проработала Галина Алексеевна Хиля в должности завуча – до тех самых пор, пока их директор не возглавил другой коллектив. Звал её с собой, но она предпочла остаться – очень уж привязалась к своей школе и своим детям.
- Ребята у нас были особенные, – с лёгкой грустью вспоминает она, – покладистые, трудолюбивые, отзывчивые. Вокруг ведь частный сектор был, многие из учеников в больших семьях росли, с детства работы не боялись, привередничать не привыкли. Мы знали о каждом – в каких условиях живет, чем после школы занимается, с кем дружбу водит. Часто навещали детей, в первую очередь – трудных, с родителями беседовали, иногда очень строго, и к нашему мнению прислушивались, ведь учитель тогда авторитетом был. Непререкаемым!
Даже став директором, Галина Алексеевна не считала зазорным пройти вместе с классным руководителем по улицам, протянувшимся по Фрицевской горе, а то и дальше, чтобы не в школьных стенах "воспитательную беседу" провести, а в привычной для ученика и его родителей обстановке. Многие узнавали их издалека, зазывали в гости, спешили поделиться новостями или попросить совета! – согласитесь, так встречают только людей близких и очень уважаемых.
Директором Галина Алексеевна была назначена сразу после ухода Фотинова, а было ей тогда 27 лет. Дел заметно прибавилось, но к тому времени и опытом обзавелась, и очень важным умением находить общий язык с людьми, независимо от их возраста и положения. Особенно пригодилось это умение в общении с руководителями шахты "Капитальная" – их шефами, с представителями местной власти, гороно - словом, с теми, от кого напрямую зависело дальнейшее развитие школы. А поддержка ей и в самом деле требовалась, ведь сдали школу сравнительно недавно, поэтому многое ещё предстояло доделать, достроить, усовершенствовать.
- Поначалу обучалось в нашем маленьком здании больше тысячи учеников с 5 по 10 классы, уроки проводили в три смены, а подходящих условий не было, вот и приходилось, общими усилиями эти условия создавать, – рассказала Галина Алексеевна.
Первым её вкладом в обустройство школы было два ящика гвоздей, позаимствованных у отца. Гвозди нужны были позарез, и родители отнеслись к её просьбе снисходительно. Впрочем, и в последующие годы она встречала с их стороны только понимание и поддержку.
50-е годы она условно называет периодом благоустройства. В школе беспрерывно продолжался ремонт, а поблизости по инициативе и при деятельном участии первого директора создали сад. Немногим позже этот сад стал местной достопримечательностью, здесь произрастали даже южные растения, что в то время было в диковинку. А какой замечательный цветник разбили ребята вместе с учителем биологии М. Г. Белой! В награду за усердие ученица школы Рая Ильенко представила это достижение на ВДНХ в Москве.
И она была не единственной "звездочкой", широко прославившей их школу: Катя Толоконникова как представитель комсомольской организации ездила в столицу на съезд ВЛКСМ, а через двенадцать лет отправилась на комсомольский Форум другая ученица – Галя Юрченко.
60-е годы знаменуются для этой школы расцветом творчества. Здесь в течение многих лет существовал духовой оркестр, который принимали "на ура" не только в родных стенах или на городских площадках, но и на шахту приглашали, даже по шахтовому радио их выступление передавали. Вдобавок был в этой школе большой хор, пользовалась популярностью театральная студия. А ребятам, увлеченным литературой, пришелся по душе кружок журналистики. Они и стихи писали, и стенгазеты под руководством своего педагога готовили. Видимо, занимались с ними всерьез, со знанием дела, если и в городской газете с успехом работали впоследствии выходцы этого кружка.
Гордились здесь и своими туристами, спортсменами. В особенности преуспели лыжники. "У нас ведь рядом горы, – пояснила Галина Алексеевна, – настоящее раздолье для тренировок!".
Техническое творчество тоже было в почёте, и на городских выставках в Доме пионеров экспонаты, подготовленные ребятами из школы № 1, неизменно привлекали внимание.
70-е годы, пользуясь терминологией тех лет, можно величать "эрой трудовых свершений", хотя сама Галина Алексеевна признается, что в школе всегда занимались производственной деятельностью: "Пока работала директором – все время что-нибудь строила!".
Начинала со школьных мастерских, которые под присмотром взрослых возводила ученическая бригада. Шефы, правда, поругивали: уж больно много материала перевели, да и умения на первых порах не хватало. Зато года через полтора мальчишки приобщались к труду уже не в приспособленном помещении в подвале, а в отдельном здании. Через несколько лет повезло и девочкам. Прямо в школе освободили помещение, своими силами произвели ремонт, и вскоре обычный с виду класс превратился в настоящий производственный цех. Разумеется, не сам собой превратился – очень помог директор швейной фабрики "Берёзка" Фёдор Петрович Калинкин, обезоруженный энтузиазмом и настойчивостью Галины Алексеевны. Благодаря его содействию в школу и оборудование настоящее завезли, и машины установили, поэтому в этот особенный класс девочки приходили не на уроки – на работу.
Школьницы даже небольшую зарплату получали, ведь они выполняли заказы предприятия. Первый в Осинниках школьный производственный цех стал визитной карточкой школы, и об этом бесценном опыте в городе не забыли до сих пор.
А летом по договоренности с руководством совхоза «Осинниковский» старшеклассники разбивали за городом трудовой лагерь. Сельский труд был не в тягость, а любые неурядицы с лихвой искупались походной жизнью на свежем воздухе, да и потом, они не просто отрабатывали – приносили реальную пользу! Вся эта работа была неотъемлемой частью воспитательного процесса, в который были вовлечены и учителя, и шефы, и родители.
Совместно с предприятием был создан и активно работал совет содействия семье и школе, ежемесячно проводились собрания для родителей, и на каждом – звучали лекции, для которых выбирали самые животрепещущие темы. Формализма Галина Алексеевна не терпела, ставила воспитание в один ряд с обучением, поэтому занимались им здесь не галочки ради, а заинтересованно, увлечённо.
Впрочем, сама Хиля не только учеников, но и учителей воспитывала – в первую очередь, своим собственным примером. Она была категорически против панибратства, что не мешало ей общаться с детьми непринуждённо, относиться к ним с симпатией и пониманием, и они отвечали ей взаимностью, ценили за остроумие и веселый нрав, но больше всего – за неравнодушие и справедливость, что является в глазах учеников наивысшим достоинством. Даже от сорванцов и заядлых прогульщиков их "вторая мама" не отмахивалась – скорее, наоборот, ни на минуту не упускала из поля зрения, могла и построжиться и по душам поговорить, и общественность, если нужно, подключить. Теперь они, уже взрослые и солидные, уверены, что обязаны ей не только аттестатом – сложившейся судьбой. Потому и не забывают – присылают весточки, навещают при случае, 6пагодарят за науку и незабываемые впечатления о детстве.
"В чём же секрет педагогического мастерства?" – обращались к ней иногда с дежурным вопросом. И она, со свойственным ей прямодушием, отвечала: "А никакого секрета нет. Надо просто, любить детей!". Все сорок с лишним лет, отданные учительскому труду, она доказывала справедливость этих слов.
Е. Эргарт
(Время и жизнь, 19 ноября 2009)