Образование в Кузбассе и Алтайская духовная миссия
9 февраля 2013 - Геннадий Казанин

Образование в Кузбассе и Алтайская духовная миссия

На территории Кузбасса до крестьянской реформы 1861 года было немного школ, и все они числились горнозаводскими, то есть ими ведал Императорский кабинет. Когда крепостное право отменили, эти школы начали закрываться. Но крестьяне уже начинали понимать роль образования в жизни человека. Наиболее зажиточные из них нанимали за месячную плату в 0,5-1 руб. для своих детей частных учителей, которых обязаны были также и кормить.

Крестьянские общества в 70-е годы строят школы и выделяют деньги на их содержание. К началу 90-х годов в Кузнецком округе имелось уже 11 сельских школ, в каждой из которых обучалось от 25 до 65 ребят, среди которых девочек было ещё немного. Работали и две оставшиеся горнозаводские школы в Гурьевске и Салаире, обучалось в них около ста пятидесяти ребятишек. Доля тех, кому удавалось закончить горнозаводские или сельские школы, была невелика.

Во времена Александра III сельские школы грамоты попали под опёку духовенства и были причислены к церковноприходским. Когда в 1884 году их официально передали Синоду средства на содержание увеличились. В 1888 году в Кузнецком округе работали 23 такие школы. Средних учебных заведений и библиотек не было. В 1889 году на весь Кузнецкий округ выписывалось 305 газет и журналов.

К церковно-приходским школам, где занятия вели служители церкви, ещё недавно было принято относиться снисходительно: учеников в них было мало, и для большинства начальное образование, которое давала школа, оставалось таковым на всю жизнь. Но стоит подчеркнуть, что для крестьянских ребятишек и городской бедноты это был путь к знаниям. Нередко молодые люди сознательно выбирали стезю священнослужителя, чтобы получить возможность учиться самим и предоставить её своим детям.

В дело образования коренных жителей дореволюционного Кузбасса внесла свой вклад Алтайская духовная миссия. Ее основателем был архимандрит Макарий (в миру М. Я. Глухарёв). Увлекающийся медициной и естественными науками магистр богословия не смог прижиться в губернских городах «александровской» России и подал прошение в Синод о переводе его на Алтай. Свою миссию он видел в том, чтобы обратить в православие алтайские народы. Прошение было удовлетворено: Макарий уехал на Алтай. Через два года было выбрано место для миссии: деревушка Улала (Горно-Алтайск). Окрестные деревни русские и телеутские.

С 1830 года миссионеры начали свою работу: они изучали алтайский язык, записывали местные обычаи, сказания, начали создавать букварь. На средства казны и пожертвования местных купцов открылась первая «инородческая» школа. Ребятишек обучали в ней счёту, грамоте и молитвам, всё обучение велось на родном им языке.

Макарий не только обращал алтайцев в христианство, но и сумел добиться для недавно окрещённых отмены податей на три года. Местных жителей обучали земледелию, разведению домашнего скота и птицы, строительству изб. Женщины знакомились с основами акушерства, санитарией, уходом за детьми, правильной выпечкой хлеба. 675 коренных жителей было обращено в христианство. Построено три храма. Действовали три миссионерских стана, в них проповедовали восемнадцать человек.

Наступившая болезнь вынудила Макария через тринадцать лет после начала работы духовной миссии покинуть Алтай. «Инородцы» вспоминали о нём с благодарностью и слезами.

Стефан Ландышев, прибывший на Алтай ещё до Макария, продолжил его работу. Но теперь это была не столько благотворительная, сколько культурно-просветительская работа. В 1858 году был заложен Кузедеевский стан, начальником которого стал родственник Ландышева, известный учёный В. И. Вербицкий.

Через пять лет появились первые монастыри Майминский и Чолышманский. Действовали уже семь школ, в том числе и в Кузедееве.

В 1866 году на место Стефана Ландышева пришёл архимандрит Владимир, о котором известно, что он не питал уважения к бумажной работе. Тем не менее, миссия приступила к издательской деятельности. В 1869 году в Казани вышла «Грамматика алтайского языка», над которой трудились 30 лет все выдающиеся алтайские миссионеры.

Отец Владимир добился разрешения на печатание религиозной литературы на Алтае. На учёбу в Казанскую семинарию направили самых способных инородцев М. Ташкынова и С. Тодогошева. В составе второй группы юношей были И. Штыгашев (будущий первый шорский писатель и автор первого шорского букваря), К. Укунаков и М. Орочинов.

Были напечатаны книги на шорском языке: алтайский букварь, составленный М. Невским, жития святых и церковные книги. В 1883 году открылось Бийское катехизаторское училище, в котором могли учиться также и русские, знающие алтайский язык.

В 1884 г. отец Владимир возглавил Томскую епархию, Алтайскую миссию архимандрит Макарий Невский (М. А. Парвицкий), приехавший на Алтай послушником в 1855 году. В Казани вышёл «Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка», на следующий год первый шорский словарь, написанный И. М. Штыгашевым.

В 1885 году открылась Матурская миссионерская школа, на следующий год Кондомская. В каждой из школ училось около 30 ребятишек.

Судьба благоволила к Невскому: он был представлен наследнику престола Александру Александровичу и обер-прокурору Священного Синода К. П. Победоносцеву. Благодаря протекции из Зимнего дворца М. Невский стал епископом Бийским, затем Томским, перед первой мировой войной - Московским и Коломенским.

Шла русско-японская война, когда на Горном Алтае активизировалось бурханистское движение. Это было новое религиозное течение, согласно которому мессия должен был появиться из Японии. Российскому императору такая весть не могли понравиться. Макарий Невский самолично арестовал зачинщика смуты и подавил бурханистское движение, запятнав тем самым своё имя.

Он ушел в отставку, но летом 1917 года пожелал поселиться на Алтае, где прожил 60 лет. Однако репутация Невского была погублена.

Влияние миссии перед Октябрьской революцией возросло: она уже простиралась на Минусинскую губернию и Нарымский край, владела 380 селениями, 3 приютами, 92 церквями и 3 монастырями. Число миссионеров возросло до 96 человек, но отношение к ним изменилось. На миссионерских землях, где устанавливались кресты, запрещалось селиться некрещёным и совершать камлания. Это разжигало вражду между аборигенами и «пришлыми». Выпускники миссионерских школ также всё больше отдалялись от своего народа. И крах Алтайской миссии был уже недалёк. Поэтому на обращение Макария Невского о его переезде на Горный Алтай Бийский съезд ответил отказом.

Кто сменил Невского неизвестно. Много ещё белых пятен в сибирской истории, будущим краеведам предстоит немалая работа. Но надо изучать хотя бы то, что уже известно. Не забывать фамилии людей, много сделавших на ниве просвещения для народов Южной Сибири. А. Шишигин подчёркивает, что алтайцы; в том числе шорцы и телеуты, получили письменность не в 40-х годах минувшего века, как об этом сообщал еженедельник «Союз», а на сто лет раньше. Другое дело, что пользоваться созданным алфавитом в то время могли немногие. Но это не повод, чтобы забывать о миссионерах и их нелёгкой работе.

С. Кузяева, младший научный сотрудник городского краеведческого музея

(Время и жизнь, 8 февраля 2013)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Калтан – Осинники 21 века © 2017

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?