Реформа образования в городе Калтан
Будущее делается нами
(Калтанский вестник, 11 сентября 2008)
Корр.: Традиционная августовская педагогическая конференция определяет программу действий на грядущий учебный год. В этом году она проходила на фоне реструктуризации системы образования, введения ЕГЭ, существенного изменения штатных расписаний образовательных учреждений. Какие задачи станут ключевыми в новом учебном году?
М. В. Сережкина, начальник МУ «Управление образования» г. Калтан: Главной целью нашей встречи было услышать различные мнения, суждения, высказать идеи и наметить план действий, как на перспективу, так и на ближайший год, Перед началом учебного года высказывались различные точки зрения по вопросам развития нашей сферы.
Основные из них были связаны с реализацией комплексной программы модернизации образования, включающей в себя шесть основных направлений, среди которых переход на новую систему оплаты труда работников образования, оптимизация образовательной сети и связанные с ней процессы, введение Единого государственного экзамена в штатном режиме, доступность дошкольного образования и другие.
От решения этих проблем зависит удовлетворенность населения нашего города качеством образования. В нашем городе за последние· годы в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» благодаря привлечению значительных средств заложены основы системных, последовательных изменений и постепенно формируется база новой модели образования, обеспечивающей его новое качество, равенство доступа к образовательным, услугам, эффективное использование всех ресурсов. Путей решения проблемы было два: каждую существующую школу обеспечить необходимым набором кадровых, материальных и финансовых ресурсов (что само по себе очень затратно и практически невозможно на данном этапе), или пойти путем обновления структуры образовательной сети.
Мы выбрали второй.
Корр.: И каковы результаты?
М. В. Сережкина: Пока трудно оценить эффективность реструктуризации. Но если говорить об условиях, создаваемых в школах, в которые переводятся учащиеся, то они не сравнимо лучше, чем те, что были в закрытых школах.
Кроме этого, говоря о качестве образования, необходимо вспомнить результаты государственной (итоговой) аттестации, в которой в прошедшем учебном году приняли участие: по русскому языку - 92% выпускников, по математике - 80%.
Средний балл по русскому языку составил 3,4 балла, по математике - 3,0 балла. Наилучший результат показали выпускники школы № 14. Качество выполнения работ по русскому языку у них составило 60%, а по математике 33%.
Самые слабые результаты показали выпускники вечерней школы. Качество выполнения работ по русскому языку у них составило 15%, а по математике - лишь 4%. Из 130 выпускников без «двоек» сдали ЕГЭ 58,5% (по области - 57%), а 41,5% выпускников получили хотя бы одну «двойку». Режим эксперимента допускал определенные исключения из правил в пользу школьников: получившие «два» по обязательным предметам получали автоматически «плюс» один балл. В 2009 году ЕГЭ переходит в штатный режим и ситуация осложняется, если положение дел по подготовке выпускников к итоговой аттестации не изменится.
В итоговой аттестации выпускников 9-х классов приняли участие 70% учащихся общеобразовательных школ (вечерняя школа не участвовала). Качественный показатель составил: 72% по русскому языку и 70% по математике. Средний балл по русскому языку составил 3,79 балла (по области - 3,67), по математике - 3,83 балла (по области - 3,47).
Корр. Так ли необходимо было закрывать школу при Детском доме № 26?
М. В. Сережкина: Да, решение о закрытии школы при Детском доме, который сегодня называется «Аистенок», и переводе детей для обучения в расположенные рядом общеобразовательные школы вызвало много вопросов и недовольства. Но я считаю, что отдельная школа для детей-воспитанников Детского дома не способствовала их дальнейшей интеграции в обществе. Сегодня ребята будут учиться в лучших условиях, таких, которые невозможно было создать в их родном учреждении, расширится их круг общения со сверстниками, что будет способствовать успешной социальной адаптации.
Но социальные преобразования не должны на этом останавливаться. Сегодня перед органами опеки и попечительства стоят такие важные проблемы, как сокращение численности детей - сирот; развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; создания необходимых современных условий для воспитания, образования и реабилитации детей, которые не могут быть переданы на воспитание в семьи.
Нельзя не отметить большую работу в этом направлении, которую вместе со своим коллективом ведет руководитель Детского дома «Аистенок» И. В. Комякова. Она пытается кардинально изменить уклад жизни воспитанников Детского дома, стремясь создать условия, максимально приближенные к семейному типу. Мы выражаем благодарность всем, кто откликнулся на наше обращение и принял участие в акции «Щедрое сердце», организованной в помощь «Аистенку». Все средства пошли на реконструкцию здания общежития Детского дома.
Корр. Сегодня многие родители пытаются, представить себе, как же будет внедряться в Калтане профильное обучение, и для многих нелегко определить для своего ребенка то или иное направление.
М. В. Сережкина: Необходимость введения профильного обучения также была одной из причин оптимизации сети образовательных учреждений в нашем городе. Но система предпрофильной подготовки работает в школах уже не первый год. Школами города Калтан накоплен определенный опыт по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения. С 2002 года МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» участвовала в эксперименте по введению профильного обучения старшеклассников. С 2006 года и в средних школах № 14, 18 организовано профильное обучение то трем профилям: физико-математическому, естественно-математическому и социально-гуманитарному.
Для правильного выбора девятиклассниками профиля будущего обучения и последующей профессиональной деятельности во всех школах осуществляется предпрофильная подготовка. В школьную программу включены курсы по выбору учеников, которые помогут определить дальнейший путь их образования.
Говоря о профильной школе; хочу обозначить еще одну проблему - проблему подготовки кадров.
Каким педагог сегодня должен быть? Да, высококвалифицированным, но еще и профессионально мобильным, и, как это непривычно не звучит, конкурентоспособным ... Что для этого надо сделать? Прежде всего, сформировать систему профессиональных стандартов подготовки и переподготовки работников образования, внедрить механизмы сертификации педагогов и управленцев, и, соответственно, ввести новую систему аттестации педагогических кадров на основе качества предоставляемых услуг с участием общественности.
Корр. Если растут требования к специалисту и повышается его уровень, то, естественное, должна увеличиваться и его зарплата.
М. В. Сережкина: Многим известно, что с 1 января 2008 года в девяти школах области проводился эксперимент по применению новой модели оплаты труда работников образования. Как показали результаты этого эксперимента, наметились положительные сдвиги в решении одной из основных задач - изменения социального статуса педагога, поскольку во всех экспериментальных школах была обеспечена позитивная динамика уровня заработной платы. Зарплата большинства педагогов стала выше средней зарплаты по региону. Например, 30% учителей, имеющих высокие показатели деятельности, получали зарплату от 1-5 до 25 тысяч рублей, при средней по области - 11,3 тыс. рублей. Это стало возможным за счет эффективного использования уже имеющихся ресурсов и сокращения зон неэффективности. К положительным эффектам внедрения новой системы можно отнести отход от «уравниловки» В оплате труда, появление заинтересованности руководителей учреждений в оптимизации штатной численности работников, повышение управленческой культуры, создание органов государственно-общественного управления. С 1 сентября 2008 года в эксперимент по внедрению новой системы оплаты труда включаются школы нашего города.
Корр.: Что представляют из себя органы государственно-общественного управления?
М. В. Сережкина: Это Управляющие советы, которые будут созданы в этом учебном году в каждой школе. В их состав войдут представители родителей, обучающиеся - старшеклассники, работники школы, представители учредителя. Основные задачи Управляющего совета: определение основных направлений развития общеобразовательного учреждения; финансово-экономическое содействие работе общеобразовательного учреждения за счет рационального использования выделенных бюджетных средств и других доходов; участие в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда; содействие в создании условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса; контроль за безопасными условиями обучения и воспитания.
Корр. Какие задачи в новом учебном году стоят перед дошкольными учреждениями?
М. В. Сережкина: В области с 1 января 2009 года в нескольких муниципалитетах начнется проведение эксперимента по нормативному финансированию дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Этот вопрос, конечно, обсуждался на секции по дошкольному образованию, и руководители детских садов № 15 и № 24 выразили желание принять участие в эксперименте. Система раннего развития детей и дошкольное образование становятся самостоятельными элементами современной модели образования, которое в ближайшей перспективе должно стать всеобщим и массовым. Не случайно сегодня в городе многое делается для обеспечения доступности дошкольного образования. В 2007 году после капитального ремонта открыт Детский сад № 1 на 55 мест, еще в течение октября-ноября 2007 года был осуществлен дополнительный набор детей - более 80. человек. В этом году в стадии завершения строительство нового здания Детского сада № 15 - на 95 человек и капитальный ремонт здания по ул. Комсомольская, 61 на - 55 мест. Оба этих учреждения начнут работу в октябре.
Ежегодно растет показатель охвата услугами дошкольного образования. Но проблема очередности в дошкольные учреждения остается. Поэтому сегодня необходимо реализовывать новые организационно-правовые формы дошкольного образования, такие, как группы кратковременного пребывания детей, социально-игровые комнаты, муниципальные автономные детские сады.
Организация и внедрение вышеперечисленных форм дошкольного образования - проблема, над которой надо работать в новом учебном году.
Еще одна серьезная задача - модернизация программ и технологий, направленных на развитие базовых способностей детей. Использование новых технологий требует высокой квалификации воспитателей - педагогов. За 4 - 5 лет предстоит осуществить массовую переподготовку кадров ДОУ, т.к. имеющегося базового профессионального образования недостаточно. Одна из задач методического кабинета Управления образования - сформировать такое образовательное поле, чтобы любой педагог мог своевременно удовлетворить свои профессиональные запросы.
Современная система дошкольного образования должна быть достаточно гибкой, отвечающей социальным запросам родителей. В прошедшем учебном году дошкольными образовательными учреждениями была начата работа по определению индивидуальной траектории развития.
Для воплощения этой траектории, конечно, необходимо создать в учреждениях условия, отвечающие современным требованиям, и один из путей решения этой проблемы - участие в конкурсном движении различного уровня. И это относится не только к учреждениям дошкольного образования. Правда, здесь есть определенные сложности. Так, основной причиной, почему наши дошкольные учреждения не участвуют в грантовых программах и тем лишают себя реальных шансов получать до 500 тыс. рублей на развитие, является отсутствие у части из них государственной аккредитации. В этом году процедуру лицензирования прошли 5 дошкольных учреждений, а в октябре им предстоит пройти процедуру аккредитации. Руководители детских садов успешно справляются с поставленными задачами и в этом учебном году, я надеюсь, все они обязательно примут участие в областных конкурсах.
Лев Толстой писал: «Будущего нет - оно делается нами». Все мы сегодня имеем шанс реализовать этот подход.
Подготовила Л. Танкова