Реформа образования в городе Калтан 
3 декабря 2012 - Геннадий Казанин
Реформа образования в городе Калтан

Будущее делается нами

(Калтанский вестник, 11 сентября 2008)

Корр.: Традиционная августовская педагогическая конференция определяет программу действий на грядущий учебный год. В этом году она проходила на фоне реструктуризации системы образования, введения ЕГЭ, существенного изменения штатных расписаний образовательных учреждений. Какие задачи станут ключевыми в новом учебном году?

М. В. Сережкина, начальник МУ «Управление образования» г. Калтан: Главной целью нашей встречи было услышать различные мнения, суждения, высказать идеи и наметить план действий, как на перспективу, так и на ближайший год, Перед началом учебного года высказывались различные точки зрения по вопросам развития нашей сферы.

Основные из них были связаны с реализацией комплексной программы модернизации образования, включающей в себя шесть основных направлений, среди которых переход на новую систему оплаты труда работников образования, оптимизация образовательной сети и связанные с ней процессы, введение Единого государственного экзамена в штатном режиме, доступность дошкольного образования и другие.

От решения этих проблем зависит удовлетворенность населения нашего города качеством образования. В нашем городе за последние· годы в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» благодаря привлечению значительных средств заложены основы системных, последовательных изменений и постепенно формируется база новой модели образования, обеспечивающей его новое качество, равенство доступа к образовательным, услугам, эффективное использование всех ресурсов. Путей решения проблемы было два: каждую существующую школу обеспечить необходимым набором кадровых, материальных и финансовых ресурсов (что само по себе очень затратно и практически невозможно на данном этапе), или пойти путем обновления структуры образовательной сети.

Мы выбрали второй.

Корр.: И каковы результаты?

М. В. Сережкина: Пока трудно оценить эффективность реструктуризации. Но если говорить об условиях, создаваемых в школах, в которые переводятся учащиеся, то они не сравнимо лучше, чем те, что были в закрытых школах.

Кроме этого, говоря о качестве образования, необходимо вспомнить результаты государственной (итоговой) аттестации, в которой в прошедшем учебном году приняли участие: по русскому языку - 92% выпускников, по математике - 80%.

Средний балл по русскому языку составил 3,4 балла, по математике - 3,0 балла. Наилучший результат показали выпускники школы № 14. Качество выполнения работ по русскому языку у них составило 60%, а по математике ­33%.

Самые слабые результаты показали выпускники вечерней школы. Качество выполнения работ по русскому языку у них составило 15%, а по математике - лишь 4%. Из 130 выпускников без «двоек» сдали ЕГЭ 58,5% (по об­ласти - 57%), а 41,5% выпускников получили хотя бы одну «двойку». Режим эксперимента допускал определенные исключения из правил в пользу школьников: получившие «два» по обязательным предметам получали автоматически «плюс» один балл. В 2009 году ЕГЭ переходит в штатный режим и ситуация осложняется, если положение дел по подготовке выпускников к итоговой аттестации не изменится.

В итоговой аттестации выпускников 9-х классов при­няли участие 70% учащихся общеобразовательных школ (вечерняя школа не участвовала). Качественный показатель составил: 72% по русскому языку и 70% по математике. Средний балл по русскому языку составил 3,79 балла (по области - 3,67), по математике - 3,83 балла (по области - 3,47).

Корр. Так ли необходимо было закрывать школу при Детском доме № 26?

М. В. Сережкина: Да, решение о закрытии школы при Детском доме, который сегодня называется «Аистенок», и переводе детей для обучения в расположенные рядом общеобразовательные школы вызвало много вопросов и недовольства. Но я считаю, что отдельная школа для детей-воспитанников Детского дома не способствовала их дальнейшей интеграции в обществе. Сегодня ребята будут учиться в лучших условиях, таких, которые невозможно было создать в их родном учреждении, расширится их круг общения со сверстниками, что будет способствовать успешной социальной адаптации.

Но социальные преобразования не должны на этом останавливаться. Сегодня перед органами опеки и попечительства стоят такие важные проблемы, как сокращение численности детей - сирот; развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; создания необходимых современных условий для воспитания, образования и реабилитации детей, которые не могут быть переданы на воспитание в семьи.

Нельзя не отметить большую работу в этом направлении, которую вместе со своим коллективом ведет руководитель Детского дома «Аистенок» И. В. Комякова. Она пытается кардинально изменить уклад жизни воспитанников Детского дома, стремясь создать условия, максимально приближенные к семейному типу. Мы выражаем благодар­ность всем, кто откликнулся на наше обращение и принял участие в акции «Щедрое сердце», организованной в помощь «Аистенку». Все средства пошли на реконструкцию здания общежития Детского дома.

Корр. Сегодня многие родители пытаются, пред­ставить себе, как же будет внедряться в Калтане профильное обучение, и для многих нелегко определить для своего ребенка то или иное направление.

М. В. Сережкина: Необходимость введения профиль­ного обучения также была одной из причин оптимизации сети образовательных учреждений в нашем городе. Но система предпрофильной подготовки работает в школах уже не первый год. Школами города Калтан накоплен определенный опыт по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения. С 2002 года МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» участвовала в эксперименте по введению профильного обучения старшеклассников. С 2006 года и в средних школах № 14, 18 организовано профильное обучение то трем профилям: физико-математическому, естественно-математическому и социально-гуманитарному.

Для правильного выбора девятиклассниками профиля будущего обучения и последующей профессиональной деятельности во всех школах осуществляется предпрофильная подготовка. В школьную программу включены курсы по выбору учеников, которые помогут определить дальнейший путь их образования.

Говоря о профильной школе; хочу обозначить еще одну проблему - проблему подготовки кадров.

Каким педагог сегодня должен быть? Да, высококвалифицированным, но еще и профессионально мобильным, и, как это непривычно не звучит, конкурентоспособным ... Что для этого надо сделать? Прежде всего, сформировать систему профессиональных стандартов подготовки и переподготовки работников образования, внедрить механизмы сертификации педагогов и управленцев, и, соответственно, ввести новую систему аттестации педагогических кадров на основе качества предоставляемых услуг с участием общественности.

Корр. Если растут требования к специалисту и по­вышается его уровень, то, естественное, должна уве­личиваться и его зарплата.

М. В. Сережкина: Многим известно, что с 1 января 2008 года в девяти школах области проводился эксперимент по применению новой модели оплаты труда работников образования. Как показали результаты этого эксперимента, наметились положительные сдвиги в решении одной из основных задач - изменения социального статуса педагога, поскольку во всех экспериментальных школах была обеспечена позитивная динамика уровня заработной платы. Зарплата большинства педагогов стала выше средней зарплаты по региону. Например, 30% учителей, имеющих высокие показатели деятельности, получали зарплату от 1-5 до 25 тысяч рублей, при средней по области - 11,3 тыс. рублей. Это стало возможным за счет эффективного использования уже имеющихся ресурсов и сокращения зон неэффективности. К положительным эффектам внедрения новой системы можно отнести отход от «уравниловки» В оплате труда, появление заинтересованности руководителей учреждений в оптимизации штатной численности работников, повышение управленческой культуры, создание органов государственно-общественного управления. С 1 сентября 2008 года в эксперимент по внедрению новой системы оплаты труда включаются школы нашего города.

Корр.: Что представляют из себя органы государственно-общественного управления?

М. В. Сережкина: Это Управляющие советы, которые будут созданы в этом учебном году в каждой школе. В их состав войдут представители родителей, обучающиеся - старшеклассники, работники школы, представители учредителя. Основные задачи Управляющего совета: определение основных направлений развития общеобразовательного учреждения; финансово-экономическое содействие работе общеобразовательного учреждения за счет рационального использования выделенных бюджетных средств и других доходов; участие в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда; содействие в создании условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса; контроль за безопасными условиями обучения и воспитания.

Корр. Какие задачи в новом учебном году стоят перед дошкольными учреждениями?

М. В. Сережкина: В области с 1 января 2009 года в нескольких муниципалитетах начнется проведение эксперимента по нормативному финансированию дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Этот вопрос, конечно, обсуждался на секции по дошкольному образованию, и руководители детских садов № 15 и № 24 выразили желание принять участие в эксперименте. Система раннего развития детей и дошкольное образование становятся самостоятельными элементами современной модели образования, которое в ближайшей перспективе должно стать всеобщим и массовым. Не случайно сегодня в городе многое делается для обеспечения доступности дошкольного образования. В 2007 году после капитального ремонта открыт Детский сад № 1 на 55 мест, еще в течение октября-ноября 2007 года был осуществлен дополнительный набор детей - более 80. человек. В этом году в стадии завершения строительство нового здания Детского сада № 15 - на 95 человек и капитальный ремонт здания по ул. Комсомольская, 61 на - 55 мест. Оба этих учреждения начнут работу в октябре.

Ежегодно растет показатель охвата услугами дошкольного образования. Но проблема очередности в дошкольные учреждения остается. Поэтому сегодня необходимо реализовывать новые организационно-правовые формы дошкольного образования, такие, как группы кратковременного пребывания детей, социально-игровые комнаты, муниципальные автономные детские сады.

Организация и внедрение вышеперечисленных форм дошкольного образования - проблема, над которой надо работать в новом учебном году.

Еще одна серьезная задача - модернизация программ и технологий, направленных на развитие базовых способностей детей. Использование новых технологий требует высокой квалификации воспитателей - педагогов. За 4 - 5 лет предстоит осуществить массовую переподготовку кадров ДОУ, т.к. имеющегося базового профессионального образования недостаточно. Одна из задач методического кабинета Управления образования - сформировать такое образовательное поле, чтобы любой педагог мог своевременно удовлетворить свои профессиональные запросы.

Современная система дошкольного образования должна быть достаточно гибкой, отвечающей социальным запросам родителей. В прошедшем учебном году дошкольными образовательными учреждениями была начата работа по определению индивидуальной траектории развития.

Для воплощения этой траектории, конечно, необходимо создать в учреждениях условия, отвечающие современным требованиям, и один из путей решения этой проблемы - участие в конкурсном движении различного уровня. И это относится не только к учреждениям до­школьного образования. Правда, здесь есть определенные сложности. Так, основной причиной, почему наши дошкольные учреждения не участвуют в грантовых программах и тем лишают себя реальных шансов получать до 500 тыс. рублей на развитие, является отсутствие у части из них государственной аккредитации. В этом году процедуру лицензирования прошли 5 дошкольных учреждений, а в октябре им предстоит пройти процедуру аккредитации. Руководители детских садов успешно справляются с поставленными задачами и в этом учебном году, я надеюсь, все они обязательно примут участие в областных конкурсах.

Лев Толстой писал: «Будущего нет - оно делается нами». Все мы сегодня имеем шанс реализовать этот подход.

Подготовила Л. Танкова

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Калтан – Осинники 21 века © 2017

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?