Бизнес на доверчивости людей
3 декабря 2012 - Геннадий Казанин

Бизнес на доверчивости людей

Осторожно: лохотрон!

   "Ах, обмануть меня не трудно! ... Я сам обманываться рад", - произнёс когда-то Александр Сергеевич Пушкин. Разумеется, он писал о любви, но в последнее время эту изящную фразу всё чаще употребляют по другим поводам. Вот и я, взявшись за статью об обмане и обманщиках, вспомнила эти пушкинские строки, хотя такого рода обман к нежным чувствам никакого отношения не имеет. Скорее, наоборот.

Сегодня об обмане, именуемом в Уголовном кодексе мошенничеством, пишут и говорят много и повсеместно, но проку от этого мало - нет у наших сограждан иммунитета против злого умысла! "Нет, и не будет! - подтверждают сотрудники милиции и социальной службы, - народ у нас слишком простодушный и доверчивый, забывает, что сыр только в мышеловке бесплатным бывает". Примеров тому в их практике больше чем достаточно.

Для начала - о случае, произошедшем совсем недавно, 15 сентября. В этот день к пенсионерке, проживающей в доме № 37 по улице Революции, наведались гости. Нажали на кнопку домофона, представились соцработниками, даже по имени-отечеству себя назвали, и хозяйка впустила их в квартиру. Как не впустить, если они пришли с самыми добрыми намерениями! Бабушке разъяснили, что по инициативе губернатора проводится благотворительная акция, и она как инвалид попала в число "счастливчиков" - если пожелает, ей бесплатно установят новые стеклопакеты. Заплатить придется всего ничего - 1000 рублей за доставку и еще 500 - за монтажную пену. И бабушка пожелала! Выложив полторы тысячи, прибереженные на "черный день", она принялась ждать. Тревогу забила только тогда, когда все сроки истекли, а работники Центра соцобслуживания заверили, что своих представителей к пенсионерке не посылали, да и об акции такого рода впервые слышат.

К сожалению, найти обманщиков крайне затруднительно: бабушка почти ничего не видит и потому своих "благодетелей" не разглядела.

В Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов рассказали, что обманывают их подопечных довольно часто. И как ловко, с какой изобретательностью это делают, какие недюжинные дарования проявляют!

Однажды к заведующей отделением Центра Тамаре Петровне Егоровой подошел молодой человек и возмущенно спросил:

- На каком основании ваша сотрудница забрала пенсию у моей бабушки?

- Но этого быть не может! - завила заведующая. - Мы вашу бабушку еще два года назад сняли с обслуживания, когда у нее дочь поселилась, с тех пор соцработники к ней не приходили.

Кто на самом деле нанес тот злополучный визит, выяснить так и не удалось. Со слов внука, к его 80-летней бабушке, проживающей в доме № 11 по ул. Революции, пришла женщина, назвалась соцработником и поинтересовалась, принесли ли ей пенсию. Та ответила, что пенсию должны доставить с минуты на минуту, и женщина решила подождать. Молодой человек видел гостью, но столь представительная дама, да еще из соцслужбы, подозрений у него не вызвала. Дождавшись пенсии, бабушка, уступив щедрым посулам дамы, вручила ей свои "кровные", и та удалилась. Видимо, навсегда.

***

Любой из нас воспринял бы обман с обидой и горечью, а для людей пожилых это удар вдвойне. Они чувствуют себя оскорбленными, теряются, болезненно переживают утрату денег ведь для многих, при таких скромных пенсиях и отсутствии поддержки со стороны близких, дорога каждая копейка. Недаром говорят, что обидеть старика все равно что обидеть ребенка.

Правда, люди обманутые пытаются иногда сами себя утешить, рас­суждая: "Сами виноваты, за науку и заплатили!" или вспоминая о случившемся с юмором.

О некоторых ситуациях и в самом деле впору сказать: "Хоть плачь, хоть смейся!". Как-то летом нежданные гости - две приличные с виду женщины нагрянули к бабушке, проживающей в частном секторе в Кандалепе. В обход "традиции" они сказали, что работают не соцработниками, а ... в сберкассе, а потом полюбопытствовали:

- Вы пенсию у нас в сбербанке получаете?

- Нет, мне домой приносят.

Выслушав ответ, они сочувственно спросили:

- А вы хорошо себя чувствуете? Что-то выглядите неважно ...

Тронутая сочувствием, бабушка пожаловалась, что болеет: и давление беспокоит, и ноги в последнее время отекают.

Тогда сердобольные тёти не просто пожалели старушку - предложили помочь, массаж сделать. Она охотно согласилась, послушно разделась, и гостьи приступили к "лечебным процедурам". Для начала накрыли лицо старушки салфеткой, которую предварительно чем-то сбрызнули, потом взялись растирать ноги. Бабушка ощутила странную скованность: вроде бы и слышит все, и чувствует, а пошевелиться, не может. Сквозь полудрему почудилось, что по комнате ходят, выдвигают ящики комода, но приподнять голову и как-то отреагировать мешала слабость. Она и не припомнит в точности, когда ушли гости. Очнулась от повисшей в доме тишины, а когда заглянула в комод и обнаружила пропажу 2 тысяч рублей, нового халата и двух полотенец, опомнилась окончательно.

Обманщики убедились, что ставка на здоровье всегда себя оправдает: для больных и немощных людей здоровье равноценно хлебу насущному. В мае этого года жителей 3-го переулка ул. Интегральной позвали на собрание. Четверо незнакомых молодых людей предложили им приобрести медицинский аппарат "Лотос", который излечивает от многих болезней. В инструкции так и было написано: «от многих», но этот факт покупателей не насторожил, возмож­ность избавиться от своих многочисленных недугов при помощи чудо-аппарата "всего" за 4 тысячи рублей перевесила все сомнения. К тому же к аппарату прилагался гарантийный талон и указывалось точное название распространяющей его новокузнецкой фирмы. Приобрела аппарат и пенсионерка 1947 года рождения. Воспользоваться им решила позже, когда завершится огородная страда и будет побольше свободного времени. Не успела. В августе к ней приехали два мужчины якобы из той самой фирмы, сообщили, что аппарат с дефектом и его необходимо заменить, пообещали к концу месяца вернуть "Лотос" и ... исчезли. Женщина отправилась в Новокузнецк, нашла фирму, но там только руками развели - у нас, мол, эти молодые люди не работают. Примерно в такую же историю попала пожилая жительница Малиновки, проживающая по ул. Советской, 22. Чудодейственный "Лотос" находился у нее не больше месяца, пока некий молодой человек не забрал его для "устранения неполадок".

А бывает и так, что старики успевают воспользоваться подобными покупками, и это нередко оборачивается не только материальными убытками, но и ущербом для здоровья.

***

- Довольно часто неизвестные доброхоты вынуждают стариков раскошелиться, пообещав бесплатный уголь, дешевые продукты, мед и прочие блага. Вот и недавно одной из подопечных Центра соцобслуживания, проживающей на окраине, предложили приобрести "дармовой" уголь. Точнее, почти дармовой, поскольку требовалось выложить 500 рублей за доставку. Бабушке "повезло": таких денег у нее не было - оставалось только 170 рублей до пенсии, но "соцработник" по доброте душевной согласилась и на эту сумму, даже квитанцию выдала. Теперь бабушка корит не столько обманщицу, не постеснявшуюся забрать у пожилой одинокой женщины последние деньги, сколько саму себя: знала ведь, что уголь за деньги выписывают, что для этого нужно соответствующие справки в соцслужбу представить, а тут поверила, да еще незнакомому человеку!

В Центре социального обслуживания такой наивности удивляются не меньше, хотя понимают, что мошенникам, владеющим познаниями в психологии и целым арсеналом проверенных приемов, нетрудно расположить к себе пенсионеров и убедить в чем угодно. Войдут, к примеру, в дом под видом проверяющего из социальной службы, полистают журнал посещений, где черным по белому указаны фамилии соцработника и заведующего отделением - и мостик к полному и безоговорочному доверию проложен!

Но есть особая категория мошенников, которая действует по другому принципу: напугать свою жертву, ведь и страх обезоруживает. В середине августа в 6 часов утра в квартире пенсионерки 1935 года рождения, проживающей по улице Победы, 24, раздался, телефонный звонок. Встревоженная бабушка сняла трубку и услышала голос ... сына. Или напоминающий голос сына, как поясняла она позже. Позвонивший сообщил, что находится в милиции, а чтобы его отпустили, нужно срочно передать 100 тысяч рублей.

- Но у меня только шестьдесят, - виновато ответила пенсионерка.

- Неси, сколько есть!

Бабушка спешно бросилась спасать попавшего в беду сына, стараясь в точности придерживаться переданных инструкций. Собрав все имеющиеся деньги, она отправилась на улицу Ефимова, к дому вблизи трамвайного кольца, и вручила деньги подошедшему к ней молодому человеку. Выполнив свой материнский долг, вздохнула с облегчением и вернулась домой. Сыну позвонила только в два часа дня, взялась расспрашивать:

- Что с тобой случилось? Почему в милицию попал?

Какое же потрясение она испытала, когда узнала, что с сыном ничего криминального не случилось! Пришлось ей самой обращаться в милицию, но преступление, жертвой которого она стала из-за собственной доверчивости и неосмотрительности, не раскрыто до сих пор.

Как все-таки прав, тысячу раз прав был Александр Сергеевич Пушкин, когда еще два столетия назад писал: "Нет, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад ...", хотя имел в виду вовсе не мошенников, способных сделать бизнес на простоте душевной и доверчивости.

Е. Эргарт

(Время и жизнь, 27 октября 2009)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Калтан – Осинники 21 века © 2017

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?