Бизнес на доверчивости людей
Осторожно: лохотрон!
"Ах, обмануть меня не трудно! ... Я сам обманываться рад", - произнёс когда-то Александр Сергеевич Пушкин. Разумеется, он писал о любви, но в последнее время эту изящную фразу всё чаще употребляют по другим поводам. Вот и я, взявшись за статью об обмане и обманщиках, вспомнила эти пушкинские строки, хотя такого рода обман к нежным чувствам никакого отношения не имеет. Скорее, наоборот.
Сегодня об обмане, именуемом в Уголовном кодексе мошенничеством, пишут и говорят много и повсеместно, но проку от этого мало - нет у наших сограждан иммунитета против злого умысла! "Нет, и не будет! - подтверждают сотрудники милиции и социальной службы, - народ у нас слишком простодушный и доверчивый, забывает, что сыр только в мышеловке бесплатным бывает". Примеров тому в их практике больше чем достаточно.
Для начала - о случае, произошедшем совсем недавно, 15 сентября. В этот день к пенсионерке, проживающей в доме № 37 по улице Революции, наведались гости. Нажали на кнопку домофона, представились соцработниками, даже по имени-отечеству себя назвали, и хозяйка впустила их в квартиру. Как не впустить, если они пришли с самыми добрыми намерениями! Бабушке разъяснили, что по инициативе губернатора проводится благотворительная акция, и она как инвалид попала в число "счастливчиков" - если пожелает, ей бесплатно установят новые стеклопакеты. Заплатить придется всего ничего - 1000 рублей за доставку и еще 500 - за монтажную пену. И бабушка пожелала! Выложив полторы тысячи, прибереженные на "черный день", она принялась ждать. Тревогу забила только тогда, когда все сроки истекли, а работники Центра соцобслуживания заверили, что своих представителей к пенсионерке не посылали, да и об акции такого рода впервые слышат.
К сожалению, найти обманщиков крайне затруднительно: бабушка почти ничего не видит и потому своих "благодетелей" не разглядела.
В Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов рассказали, что обманывают их подопечных довольно часто. И как ловко, с какой изобретательностью это делают, какие недюжинные дарования проявляют!
Однажды к заведующей отделением Центра Тамаре Петровне Егоровой подошел молодой человек и возмущенно спросил:
- На каком основании ваша сотрудница забрала пенсию у моей бабушки?
- Но этого быть не может! - завила заведующая. - Мы вашу бабушку еще два года назад сняли с обслуживания, когда у нее дочь поселилась, с тех пор соцработники к ней не приходили.
Кто на самом деле нанес тот злополучный визит, выяснить так и не удалось. Со слов внука, к его 80-летней бабушке, проживающей в доме № 11 по ул. Революции, пришла женщина, назвалась соцработником и поинтересовалась, принесли ли ей пенсию. Та ответила, что пенсию должны доставить с минуты на минуту, и женщина решила подождать. Молодой человек видел гостью, но столь представительная дама, да еще из соцслужбы, подозрений у него не вызвала. Дождавшись пенсии, бабушка, уступив щедрым посулам дамы, вручила ей свои "кровные", и та удалилась. Видимо, навсегда.
***
Любой из нас воспринял бы обман с обидой и горечью, а для людей пожилых это удар вдвойне. Они чувствуют себя оскорбленными, теряются, болезненно переживают утрату денег ведь для многих, при таких скромных пенсиях и отсутствии поддержки со стороны близких, дорога каждая копейка. Недаром говорят, что обидеть старика все равно что обидеть ребенка.
Правда, люди обманутые пытаются иногда сами себя утешить, рассуждая: "Сами виноваты, за науку и заплатили!" или вспоминая о случившемся с юмором.
О некоторых ситуациях и в самом деле впору сказать: "Хоть плачь, хоть смейся!". Как-то летом нежданные гости - две приличные с виду женщины нагрянули к бабушке, проживающей в частном секторе в Кандалепе. В обход "традиции" они сказали, что работают не соцработниками, а ... в сберкассе, а потом полюбопытствовали:
- Вы пенсию у нас в сбербанке получаете?
- Нет, мне домой приносят.
Выслушав ответ, они сочувственно спросили:
- А вы хорошо себя чувствуете? Что-то выглядите неважно ...
Тронутая сочувствием, бабушка пожаловалась, что болеет: и давление беспокоит, и ноги в последнее время отекают.
Тогда сердобольные тёти не просто пожалели старушку - предложили помочь, массаж сделать. Она охотно согласилась, послушно разделась, и гостьи приступили к "лечебным процедурам". Для начала накрыли лицо старушки салфеткой, которую предварительно чем-то сбрызнули, потом взялись растирать ноги. Бабушка ощутила странную скованность: вроде бы и слышит все, и чувствует, а пошевелиться, не может. Сквозь полудрему почудилось, что по комнате ходят, выдвигают ящики комода, но приподнять голову и как-то отреагировать мешала слабость. Она и не припомнит в точности, когда ушли гости. Очнулась от повисшей в доме тишины, а когда заглянула в комод и обнаружила пропажу 2 тысяч рублей, нового халата и двух полотенец, опомнилась окончательно.
Обманщики убедились, что ставка на здоровье всегда себя оправдает: для больных и немощных людей здоровье равноценно хлебу насущному. В мае этого года жителей 3-го переулка ул. Интегральной позвали на собрание. Четверо незнакомых молодых людей предложили им приобрести медицинский аппарат "Лотос", который излечивает от многих болезней. В инструкции так и было написано: «от многих», но этот факт покупателей не насторожил, возможность избавиться от своих многочисленных недугов при помощи чудо-аппарата "всего" за 4 тысячи рублей перевесила все сомнения. К тому же к аппарату прилагался гарантийный талон и указывалось точное название распространяющей его новокузнецкой фирмы. Приобрела аппарат и пенсионерка 1947 года рождения. Воспользоваться им решила позже, когда завершится огородная страда и будет побольше свободного времени. Не успела. В августе к ней приехали два мужчины якобы из той самой фирмы, сообщили, что аппарат с дефектом и его необходимо заменить, пообещали к концу месяца вернуть "Лотос" и ... исчезли. Женщина отправилась в Новокузнецк, нашла фирму, но там только руками развели - у нас, мол, эти молодые люди не работают. Примерно в такую же историю попала пожилая жительница Малиновки, проживающая по ул. Советской, 22. Чудодейственный "Лотос" находился у нее не больше месяца, пока некий молодой человек не забрал его для "устранения неполадок".
А бывает и так, что старики успевают воспользоваться подобными покупками, и это нередко оборачивается не только материальными убытками, но и ущербом для здоровья.
***
- Довольно часто неизвестные доброхоты вынуждают стариков раскошелиться, пообещав бесплатный уголь, дешевые продукты, мед и прочие блага. Вот и недавно одной из подопечных Центра соцобслуживания, проживающей на окраине, предложили приобрести "дармовой" уголь. Точнее, почти дармовой, поскольку требовалось выложить 500 рублей за доставку. Бабушке "повезло": таких денег у нее не было - оставалось только 170 рублей до пенсии, но "соцработник" по доброте душевной согласилась и на эту сумму, даже квитанцию выдала. Теперь бабушка корит не столько обманщицу, не постеснявшуюся забрать у пожилой одинокой женщины последние деньги, сколько саму себя: знала ведь, что уголь за деньги выписывают, что для этого нужно соответствующие справки в соцслужбу представить, а тут поверила, да еще незнакомому человеку!
В Центре социального обслуживания такой наивности удивляются не меньше, хотя понимают, что мошенникам, владеющим познаниями в психологии и целым арсеналом проверенных приемов, нетрудно расположить к себе пенсионеров и убедить в чем угодно. Войдут, к примеру, в дом под видом проверяющего из социальной службы, полистают журнал посещений, где черным по белому указаны фамилии соцработника и заведующего отделением - и мостик к полному и безоговорочному доверию проложен!
Но есть особая категория мошенников, которая действует по другому принципу: напугать свою жертву, ведь и страх обезоруживает. В середине августа в 6 часов утра в квартире пенсионерки 1935 года рождения, проживающей по улице Победы, 24, раздался, телефонный звонок. Встревоженная бабушка сняла трубку и услышала голос ... сына. Или напоминающий голос сына, как поясняла она позже. Позвонивший сообщил, что находится в милиции, а чтобы его отпустили, нужно срочно передать 100 тысяч рублей.
- Но у меня только шестьдесят, - виновато ответила пенсионерка.
- Неси, сколько есть!
Бабушка спешно бросилась спасать попавшего в беду сына, стараясь в точности придерживаться переданных инструкций. Собрав все имеющиеся деньги, она отправилась на улицу Ефимова, к дому вблизи трамвайного кольца, и вручила деньги подошедшему к ней молодому человеку. Выполнив свой материнский долг, вздохнула с облегчением и вернулась домой. Сыну позвонила только в два часа дня, взялась расспрашивать:
- Что с тобой случилось? Почему в милицию попал?
Какое же потрясение она испытала, когда узнала, что с сыном ничего криминального не случилось! Пришлось ей самой обращаться в милицию, но преступление, жертвой которого она стала из-за собственной доверчивости и неосмотрительности, не раскрыто до сих пор.
Как все-таки прав, тысячу раз прав был Александр Сергеевич Пушкин, когда еще два столетия назад писал: "Нет, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад ...", хотя имел в виду вовсе не мошенников, способных сделать бизнес на простоте душевной и доверчивости.
Е. Эргарт
(Время и жизнь, 27 октября 2009)