Быков Александр Сергеевич, педагог-новатор
3 декабря 2012 - Геннадий Казанин

Быков Александр Сергеевич, педагог-новатор

Любовь к своему делу – смысл его жизни

Многие сегодня сетуют на жизнь, и нагрянувшие трудности вызывают у них нешуточную тревогу и растерянность. А кто-то воспринимает происходящее иначе ведь не забылись ещё 90-е годы, когда общество будоражили куда более серьезные проблемы. Неразбериха в политике и экономике, ликвидация предприятий, многомесячные перебои с выплатой зарплаты, и как следствие отчаянная борьба за выживание, гнетущее ощущение безысходности, когда сегодня не знаешь, что будет завтра, какими еще невзгодами обернется ...

Эти времена стали испытанием не только для экономики или социальной сферы прежде всего для семьи, для каждого из нас, и выдержать его удалось не всем. Увеличилось число семей неблагополучных, где родители не просто не могли прокормить или воспитать своих детей, но и обращались с ними жестоко. Такие дети нуждались в особой заботе, поэтому создание детского дома стало для города насущной потребностью.

Заниматься этим довелось Александру Сергеевичу Быкову, который на тот момент уже имел репутацию умелого руководителя и первоклассного педагога. Изначально он поставил перед собой цель открыть нестандартное учреждение для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а детский дом принципиально нового семейного типа. Будучи педагогом не только по профессии, но и по призванию, он так объяснял свое намерение: "Осиротевшим детям нужен не казённый дом, а настоящая семья. Ведь только в семье он почувствует свою защищенность, вырастет полноценным гражданином, получит достойное воспитание, что позволит ему найти свое место в жизни". Тогда многие удивлялись: но совместимы ли детский дом и семья? И склонялись к отрицательному ответу, считая эту затею утопией. Верил только Александр Сергеевич и его коллеги-педагоги, которых по праву можно считать подвижниками.

В те годы предприятия отказывались от социальных объектов: учреждений культуры, детских садов. И Быков предложил передать три детских сада по улице Ленина в ведомство Управления образования, чтобы именно на этой базе организовать детский дом. Предложение поддержали, но это было только началом большой и кропотливой работы. С одной стороны, предстояло "горы свернуть", взявшись в короткие сроки и малыми силами привести здания в порядок. Еще сложнее было разработать модель будущего детдома, подготовить методическое обоснование, убедить: именно такой вариант учреждения для детей-си­рот является наилучшим!

Но убедил не столько сам проект, сколько личные качества и опыт педагога-новатора. В наш город Александр Сергеевич Быков приехал в 1987 году, имея за плечами и учительский стаж, и навыки руководящей работы. Поэтому его как специалиста назначили директором школы-интерната № 4 большого учреждения со сложным хозяйством и множеством проблем. Да и контингент воспитанников был особенным здесь обучались "трудные" дети, и половину из них составляли сироты, Пришлось основательно потрудиться, чтобы положение в школе-интернате изменилось в лучшую сторону, и произошло это во многом благодаря энергии, предприимчивости и профессионализму директора. Удалось значительно укрепить материальную базу: для нужд воспитанников был приобретён автотранспорт, построены семь блоков гаражей, в пищеблоке и школьных мастерских установили новое оборудование. Была завершена реконструкция стадиона, заасфальтирована территория школы. А какие изменения произошли в спальном корпусе! Если раньше спальни больше напоминали казармы, где помещались по 20-25 человек, то после реконструкции у детей появилась возможность спать в небольших и уютных спальнях по 2-4 человека в каждой. А вдобавок к этому школа-интернат обзавелась собственным овощехранилищем, мастерскими для обучения детей штукатурно-малярному делу и столярным цехом с производственными станками. Нельзя не упомянуть и о таком примечательном факте: А. С. Быков одним из первых в городе построил школьную экологически чистую котельную на жидком топливе.

Потом были 90-е годы, когда не было средств, чтобы оплачивать труд учителей, обеспечивать питание детей, когда вместо "живых" денег в ходу были взаимозачеты. Организовать в таких условиях летний отдых детей было задачей практически невыполнимой. Но только не для Быкова. Александр Сергеевич сумел заключить договор с администрацией оздоровительного комплекса в Таштаголе, и благодаря этому три года подряд воспитанники интернатных учреждений и дети из других школ города отдыхали на туристической базе "Медвежонок".

Создавая новый детский дом, коллектив и его руководитель испытали не меньше трудностей. А может быть, и больше, ведь это всегда непросто начинать новое дело. Теперь детский дом семейного типа факт состоявшийся, и пятнадцать лет существования "Проталинки" подтверждают: что совместить детдом и семью - вполне  реально.

Каждый из воспитанников окружен близкими ему людьми. Дети и проживают семьями. Правда, называются они социальными. Вос­питываются в таких семьях ребята разного возраста, братья и сестры проживают вместе, тесно общаются, поддерживают и опекают друг дру­га. Посещают они обычные школы и детские сады, практически каждый третий обучается в музыкальной или художественной школе, в кружках дополнительного образования. Размещаются семьи в собственных "квартирах", где усилиями взрослых создан настоящий уют и у каждого ребенка есть свой уголок, свои игрушки, свой семейный альбом. Совсем как у детей домашних! И возможностей для развития способностей и талантов у "детдомовцев" не меньше. Как результат - успехи в обучении, призовые места в конкурсах, фестивалях и олимпиадах, а в дальнейшем - безболезненная адаптация к самостоятельной жизни.

В "Проталинке" прослеживают судьбы своих воспитанников, и статистика обнадеживает: из 77 выпускников 9 поступили в вузы, многие стали студентами средних специальных учебных заведений и училищ; 20 создали свои семьи и воспитывают детей. Выходит, прав был Александр Сергеевич, когда пошёл на риск и взялся за создание уникального для области учреждения. Ребята и в самом деле считают детский дом родным, любят своих мам-воспитателей, а "папой" по сей день называют бывшего директора.

В течение восьми лет он возглавлял детский дом, когда предметом его неустанных забот было буквально всё и воспитательный процесс, и материальная база, и оснащение. Это благодаря его энергии, творче­ству, хозяйственной смекалке здесь были оборудованы профилакторий, мини-пекарня, стоматологический кабинет. Не было и нет предела для совершенствования!

Его усилия оценили не только в городе, но и далеко за его пределами. На базе детского дома были проведены два семинара - областной и международный, и гости откровенно признались, что осинниковцам есть что показать и чему научить. За социальную защиту детей-сирот, за большие заслуги в области образования и воспитания детей Александру Сергеевичу Быкову были присвоены звания "Заслуженный учитель России" и "Почётный учитель Кузбасса". В 2000 году он был первым педагогом в городе, которому удалось защитить в Москве кандидатскую диссертацию и получить научную степень кандидата педагогических наук.

Быть педагогом, более того руководить образовательным учреждением и одновременно заниматься научной деятельностью очень сложно, но для А. С. Быкова это не стало препятствием. С 2000 года он в качестве преподавателя стал вплотную сотрудничать с Кузбасской педагогической академией, постоянно публиковал свои статьи в научных журналах. Только за последнее время им было опубликовано 14 научных статей и вышло 4 учебно-методических пособия, в которых поднимались актуальные для образования проблемы, волнующие педагогическое сообщество. Поэтому решение ВАКа о присвоении Быкову звания доцента, принятое в апреле 2008 года, воспринимается как закономерное.

В 2002 году он получил звание "Человек года" в номинации "Образование", его портрет украшает галерею заслуженных учителей Кузбасса в Кемеровском региональном институте повышения квалификации учителей. В марте 2004 года его наградили медалью "За служение Кузбассу".

С 1997 года Александр Сергеевич избирается депутатом, а шесть лет назад ему доверили возглавить городской совет Народных депутатов. Это доверие он с честью оправдывает и сегодня. Он никогда не отмахивается от проблем, с которыми к нему обращаются коллеги по работе, избиратели, знакомые и незнакомые люди. Уверены: этот человек всегда выслушает, подскажет выход из затруднительной ситуации, даст квалифицированный совет, поможет.

Видимо, поэтому в апреле 2009 года он был выбран секретарём городского отделения партии "Единая Россия".

Казалось бы, имея столько заслуг, он мог бы работать спокойно, пользуясь заслуженной славой. Но не в его характере довольствоваться достигнутым, жить тихой и устроенной жизнью он по-прежнему энергичен, деятелен, полон идей и планов, очень много помогает образовательным учреждениям города. Образование стало для Александра Сергеевича Быкова судьбой. Он основатель большой учительской династии в его семье все педагоги. А вывод однозначен: если человеку удалось создать профессиональную династию, значит, его любовь к своему делу не просто красивые слова, а смысл всей его жизни.

Е. Эргарт

(Время и жизнь, 5 мая 2009)

Комментарии (1)
Суханова Галина Николаевна # 19 августа 2014 в 10:57 0
Александр Сергеевич, Саша, я очень рада твоим успехам! Ты всегда был молодец! Успехов и процветания тебе и твоей семье. Я вас с Татьяной Дмитриевной помню и часто вспоминаю. Как здорово мы жили и работали в Шестаково. Это, по истине, самые лучшие годы моей жизни. Здоровья!
Калтан – Осинники 21 века © 2017

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?