Быков Александр Сергеевич, педагог-новатор
Любовь к своему делу – смысл его жизни
Многие сегодня сетуют на жизнь, и нагрянувшие трудности вызывают у них нешуточную тревогу и растерянность. А кто-то
воспринимает происходящее иначе – ведь не забылись ещё 90-е годы, когда общество будоражили куда более серьезные проблемы. Неразбериха в политике и экономике, ликвидация предприятий, многомесячные перебои с выплатой зарплаты, и как следствие – отчаянная борьба за выживание, гнетущее ощущение безысходности, когда сегодня не знаешь, что будет завтра, какими еще невзгодами обернется ...
Эти времена стали испытанием не только для экономики или социальной сферы – прежде всего для семьи, для каждого из нас, и выдержать его удалось не всем. Увеличилось число семей неблагополучных, где родители не просто не могли прокормить или воспитать своих детей, но и обращались с ними жестоко. Такие дети нуждались в особой заботе, поэтому создание детского дома стало для города насущной потребностью.
Заниматься этим довелось Александру Сергеевичу Быкову, который на тот момент уже имел репутацию умелого руководителя и первоклассного педагога. Изначально он поставил перед собой цель – открыть нестандартное учреждение для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а детский дом принципиально нового – семейного типа. Будучи педагогом не только по профессии, но и по призванию, он так объяснял свое намерение: "Осиротевшим детям нужен не казённый дом, а настоящая семья. Ведь только в семье он почувствует свою защищенность, вырастет полноценным гражданином, получит достойное воспитание, что позволит ему найти свое место в жизни". Тогда многие удивлялись: но совместимы ли детский дом и семья? И склонялись к отрицательному ответу, считая эту затею утопией. Верил только Александр Сергеевич и его коллеги-педагоги, которых по праву можно считать подвижниками.
В те годы предприятия отказывались от социальных объектов: учреждений культуры, детских садов. И Быков предложил передать три детских сада по улице Ленина в ведомство Управления образования, чтобы именно на этой базе организовать детский дом. Предложение поддержали, но это было только началом большой и кропотливой работы. С одной стороны, предстояло "горы свернуть", взявшись в короткие сроки и малыми силами привести здания в порядок. Еще сложнее было разработать модель будущего детдома, подготовить методическое обоснование, убедить: именно такой вариант учреждения для детей-сирот является наилучшим!
Но убедил не столько сам проект, сколько личные качества и опыт педагога-новатора. В наш город Александр Сергеевич Быков приехал в 1987 году, имея за плечами и учительский стаж, и навыки руководящей работы. Поэтому его как специалиста назначили директором школы-интерната № 4 – большого учреждения со сложным хозяйством и множеством проблем. Да и контингент воспитанников был особенным – здесь обучались "трудные" дети, и половину из них составляли сироты, Пришлось основательно потрудиться, чтобы положение в школе-интернате изменилось в лучшую сторону, и произошло это во многом благодаря энергии, предприимчивости и профессионализму директора. Удалось значительно укрепить материальную базу: для нужд воспитанников был приобретён автотранспорт, построены семь блоков гаражей, в пищеблоке и школьных мастерских установили новое оборудование. Была завершена реконструкция стадиона, заасфальтирована территория школы. А какие изменения произошли в спальном корпусе! Если раньше спальни больше напоминали казармы, где помещались по 20-25 человек, то после реконструкции у детей появилась возможность спать в небольших и уютных спальнях по 2-4 человека в каждой. А вдобавок к этому школа-интернат обзавелась собственным овощехранилищем, мастерскими для обучения детей штукатурно-малярному делу и столярным цехом с производственными станками. Нельзя не упомянуть и о таком примечательном факте: А. С. Быков одним из первых в городе построил школьную экологически чистую котельную на жидком топливе.
Потом были 90-е годы, когда не было средств, чтобы оплачивать труд учителей, обеспечивать питание детей, когда вместо "живых" денег в ходу были взаимозачеты. Организовать в таких условиях летний отдых детей было задачей практически невыполнимой. Но только не для Быкова. Александр Сергеевич сумел заключить договор с администрацией оздоровительного комплекса в Таштаголе, и благодаря этому три года подряд воспитанники интернатных учреждений и дети из других школ города отдыхали на туристической базе "Медвежонок".
Создавая новый детский дом, коллектив и его руководитель испытали не меньше трудностей. А может быть, и больше, ведь это всегда непросто – начинать новое дело. Теперь детский дом семейного типа – факт состоявшийся, и пятнадцать лет существования "Проталинки" подтверждают: что совместить детдом и семью - вполне реально.
Каждый из воспитанников окружен близкими ему людьми. Дети и проживают семьями. Правда, называются они социальными. Воспитываются в таких семьях ребята разного возраста, братья и сестры проживают вместе, тесно общаются, поддерживают и опекают друг друга. Посещают они обычные школы и детские сады, практически каждый третий обучается в музыкальной или художественной школе, в кружках дополнительного образования. Размещаются семьи в собственных "квартирах", где усилиями взрослых создан настоящий уют и у каждого ребенка есть свой уголок, свои игрушки, свой семейный альбом. Совсем как у детей домашних! И возможностей для развития способностей и талантов у "детдомовцев" не меньше. Как результат - успехи в обучении, призовые места в конкурсах, фестивалях и олимпиадах, а в дальнейшем - безболезненная адаптация к самостоятельной жизни.
В "Проталинке" прослеживают судьбы своих воспитанников, и статистика обнадеживает: из 77 выпускников 9 – поступили в вузы, многие стали студентами средних специальных учебных заведений и училищ; 20 – создали свои семьи и воспитывают детей. Выходит, прав был Александр Сергеевич, когда пошёл на риск и взялся за создание уникального для области учреждения. Ребята и в самом деле считают детский дом родным, любят своих мам-воспитателей, а "папой" по сей день называют бывшего директора.
В течение восьми лет он возглавлял детский дом, когда предметом его неустанных забот было буквально всё – и воспитательный процесс, и материальная база, и оснащение. Это благодаря его энергии, творчеству, хозяйственной смекалке здесь были оборудованы профилакторий, мини-пекарня, стоматологический кабинет. Не было и нет предела для совершенствования!
Его усилия оценили не только в городе, но и далеко за его пределами. На базе детского дома были проведены два семинара - областной и международный, и гости откровенно признались, что осинниковцам есть что показать и чему научить. За социальную защиту детей-сирот, за большие заслуги в области образования и воспитания детей Александру Сергеевичу Быкову были присвоены звания "Заслуженный учитель России" и "Почётный учитель Кузбасса". В 2000 году он был первым педагогом в городе, которому удалось защитить в Москве кандидатскую диссертацию и получить научную степень кандидата педагогических наук.
Быть педагогом, более того – руководить образовательным учреждением и одновременно заниматься научной деятельностью очень сложно, но для А. С. Быкова это не стало препятствием. С 2000 года он в качестве преподавателя стал вплотную сотрудничать с Кузбасской педагогической академией, постоянно публиковал свои статьи в научных журналах. Только за последнее время им было опубликовано 14 научных статей и вышло 4 учебно-методических пособия, в которых поднимались актуальные для образования проблемы, волнующие педагогическое сообщество. Поэтому решение ВАКа о присвоении Быкову звания доцента, принятое в апреле 2008 года, воспринимается как закономерное.
В 2002 году он получил звание "Человек года" в номинации "Образование", его портрет украшает галерею заслуженных учителей Кузбасса в Кемеровском региональном институте повышения квалификации учителей. В марте 2004 года его наградили медалью "За служение Кузбассу".
С 1997 года Александр Сергеевич избирается депутатом, а шесть лет назад ему доверили возглавить городской совет Народных депутатов. Это доверие он с честью оправдывает и сегодня. Он никогда не отмахивается от проблем, с которыми к нему обращаются коллеги по работе, избиратели, знакомые и незнакомые люди. Уверены: этот человек всегда выслушает, подскажет выход из затруднительной ситуации, даст квалифицированный совет, поможет.
Видимо, поэтому в апреле 2009 года он был выбран секретарём городского отделения партии "Единая Россия".
Казалось бы, имея столько заслуг, он мог бы работать спокойно, пользуясь заслуженной славой. Но не в его характере довольствоваться достигнутым, жить тихой и устроенной жизнью – он по-прежнему энергичен, деятелен, полон идей и планов, очень много помогает образовательным учреждениям города. Образование стало для Александра Сергеевича Быкова судьбой. Он основатель большой учительской династии – в его семье все педагоги. А вывод однозначен: если человеку удалось создать профессиональную династию, значит, его любовь к своему делу не просто красивые слова, а смысл всей его жизни.
Е. Эргарт
(Время и жизнь, 5 мая 2009)