Белых Пётр Иванович, Почётный гражданин города Осинники
Пётр Иванович Белых. Он всегда остается примером честного служения делу не только для меня. Потому с удовольствием представляю публикации, посвященные его 90-летнему юбилею.
Г. Казанин
Правительственная телеграмма
"Уважаемый Пётр Иванович! От всей души поздравляю вас с 90-летием.
Вся ваша жизнь – это путь созидания во благо Родины и родного края. Многие годы вы добросовестно трудились на железной дороге и по праву пользуетесь глубоким уважением людей, которым посчастливилось жить и работать рядом с вами.
В этот памятный день хочу поблагодарить вас, ветерана железнодорожной отрасли, за многолетний самоотверженный труд, за личный вклад в развитие транспортного комплекса Кузбасса. Вы оставили на Земле Кузнецкой свой достойный след, который является лучшим свидетельством ваших высоких человеческих и профессиональных качеств, Спасибо вам и низкий поклон за душевную щедрость, житейскую мудрость и все то, что вы сделали во имя процветания Кузнецкого края.
Желаю неиссякаемого здоровья, энергии на долгие годы, благополучия и светлого, праздничного настроения, Пусть сегодня и всегда вас окружает атмосфера добра и взаимопонимания, Поддержка родных и близких пусть придает вам жизненных сил. Удачи и всего самого наилучшего.
С уважением, губернатор Кемеровской области А. Тулеев"
Человек-легенда
27 июля исполняется 90 лет замечательному человеку – Петру Ивановичу Белых. Многим ли удаётся дожить до такого возраста? А Петр Иванович и поныне сохраняет не только остроту ума, но и живость характера, оптимизм, неравнодушие.
В биографию одного человека вместилось своеобразие целой исторической эпохи.
Рожденный в начале двадцатого века, в год октябрьского переворота, он вместе со всей страной оказался причастным "временам побед и бед народных"; 54 года – таков трудовой стаж П. И. Белых, из них 42 года – на железнодорожном транспорте.
С мая 1932 года он участвовал в строительстве станции Новокузнецк-Сортировочный, был одним из первых комсомольцев станции, секретарём комсомольской организации. Работа захватывала целиком, энергия выплескивалась через край. Человек коммуникабельный и инициативный, он стал душой коллектива. Начальство также отметило молодого работника. Ему ещё не было двадцати лет, когда, одним из первых он был награждён знаком "Почётный железнодорожник" за новый метод работы с Кузнецким металлургическим комбинатом. Приказом нарком путей сообщения ему был установлен персональный месячный оклад. Его портреты не сходили с Доски почёта, о нем писали газеты. Казалось, так будет всегда.
Но 1937 год стал роковым и для Петра Ивановича. По ложному доносу он был арестован и приговорён Тройкой НКВД к восьми годам лишения свободы и пяти годам поражения, в правах как сын врага народа, скрывший свое происхождение, конечно, с целью шпионской деятельности, и статья, значилась: КРШД. Никого не интересовало, что отец Петра Ивановича погиб в 1918 году. Однако по доносу следовало, что отец был раскулачен в 1930 году и бежал из родного села Кочки Новосибирской области.
Начался новый этап в жизни Петра Ивановича: переполненная камера Первого Дома по улице Энтузиастов в г. Сталинске, Кузнецкая тюрьма, этап и Колыма, где из тысячи заключенных выживали четверо. Рубил лес, добывал золото в вечной мерзлоте. Как выжил? Повезло, здоровьем Бог не обидел, мать, видно, крепко молилась. Он "пережил многое и многих". А золота добыл столько, что, наверное, на бюджет целой страны хватило бы.
Войну встретил и провел на Колыме. Конечно, рвался на фронт, писал заявления, но тщетно. И о Победе страны над фашизмом узнал, находясь на колымских приисках. Как вспоминает Пётр Иванович, "трудно высказать тогдашнюю, радость; даже "доходяги", которые одной ногой были в могиле, оживились и повеселели".
Кто только ни ступал по вечной колымской мерзлоте, скольких гениев и просто хороших людей приняла она! Врачей, артистов, учёных, которым на десятилетия был приклеен ярлык врагов народа ... Реквиемом тому времени звучат слова А. Ахматовой: "Звезды смерти стояли над нами, и безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами чёрных марусь ...". А после победы над фашизмом на Колыму хлынул поток военнопленных, которых считали изменниками Редины.
Лишь в 1955 году П. И. Белых, получил справку за подписью генерал-лейтенанта юстиции А. Чепцова: "Дело по обвинению Белых Петра Ивановича, пересмотрено Военной коллегией Верховного суда Союза СССР 29 апреля 1955 года. Постановление Тройки УНКВД Новосибирской области от 29 ноября 1937 года в отношении Белых П. И. отменено, и дело за отсутствием состава преступления прекращено". Скупо. Лаконично. А сколько этому предшествовало писем, направленных Петром Ивановичем в Москву! Конечно, большинство писем исчезало бесследно, но кое-что прорывалось. Не такой человек Пётр Иванович, чтобы смириться с неправдой, а капля, как известно, и камень долбит. Как вспоминает сам П. И. Белых: "Я очень верил своему Правительству. Отправляя письмо на имя Сталина; я был уверен, что он заставит чиновников разобраться в моём деле". Восемнадцать лет безвинно осужденный пробыл на Колыме – всю свою юность. Учиться пришлось потом, уже работая сначала заместителем начальника станции Кандалеп, а потом начальником станции. Двадцать два года возглавлял Пётр Иванович осинниковских железнодорожников. Станция была лучшей, в 1984 году единственная на всей дороге была занесена в областную Книгу почета "Летопись борьбы трудящихся Кузбасса за Коммунизм".
Петр Иванович награжден орденом Трудового Красного знамени, восемью правительственными медалями, имеет более сотни почётных грамот, носит высокое звание "Заслуженный работник транспорта РСФСР", дважды Почётный железнодорожник, Почётный гражданин города Осинники.
Создал хорошую семью, воспитал достойных детей и внуков. Своему первому внуку посвятил книгу.
Жизнь П. И. Белых отмечена ещё двумя памятными событиями: на заре своей юности, в 1936 году он был участником первого съезда железнодорожников в г. Москве, где впервые отмечался День железнодорожника, а спустя полвека был приглашён в столицу на празднование 50-летия Дня железнодорожника.
В свои 90 лет Петр Иванович полон энергии. Он является активным членом городского совета старейшин, 40 лет – внештатным корреспондентом городской газеты «Время и жизнь», 20 лет возглавляет совет ветеранов железнодорожной станции Осинники, издал несколько книг-воспоминаний, Поистине человек-легенда, жизнь которого неразрывно связана с жизнью всей нашей страны.
Н. Матросова, председатель Осинниковского городского совета старейшин, Почётный гражданин Кемеровской области.
(Время и жизнь, 26 июля 2007)
Судьба
30 июля П.И. Белых был приглашён на приём к губернатору Кемеровской области А. Тулееву. Из рук губернатора ветеран получил высшую награду региона – орден "Доблесть Кузбасса". Орден изготовлен из чистого золота; рельефное изображение Кемеровской области на нём и лавровый венок инкрустированы бриллиантами.
Городской совет народных депутатов, администрация г. Осинники, городской совет ветеранов, городской совет старейшин; другие общественные организации тепло поздравили нашего замечательного юбиляра с 90-летием. В знак признательности его заслуг перед городом – почётные грамоты, ценные подарки; цветы.
Коллектив редакции газеты «Время и жизнь» присоединяется к многочисленным поздравлениям Петру Ивановичу, своему внештатному корреспонденту, со столь высокой наградой, и юбилейной датой, Низкий вам поклон за доброе сердце, за чуткое отношение, за ценные советы. Мы очень дорожим вами! Живите долго и счастливо!
Исполнилось 90 лет Петру Ивановичу Белых, заслуженному работнику транспорта РФ, награждённому многими правительственными наградами, двумя знаками "Почётному железнодорожнику". Ему присвоено звание "Почётный Гражданин г. Осинники".
С Петром Ивановичем мы знакомы и дружим уже более 50 лет. Так уж случилось, что осенью 1956 года мы практически одновременно получили направление на станцию Кандалеп (ныне станция Осинники). Пётр Иванович – на должность заместителя начальника станции, я – по распределению после учёбы на должность дежурного по станции.
Общежития и свободных квартир на станции не было, и мы некоторое время жили с ним в одной комнате. С первых встреч у меня сложились о Петре Ивановиче самые приятные впечатления. Его голубые глаза излучали доброту и мудрость много повидавшего и пережившего человека. Я работал по четырехсменному графику, а Пётр Иванович целыми днями находился на своем рабочем месте, на подъездных путях, – мы не часто встречались в свободное от работы время. Но при каждом удобном случае я стремился посоветоваться с ним, поскольку считал, что освоение движенческих премудростей в работе дежурного по станции продвигалось у меня не так быстро и гладко, как мне хотелось бы. Он давал короткие и внятные рекомендации.
Однажды я спросил у Петра Ивановича, где и на какой должности он работал до перевода на станцию Кандалеп.
- В 1937 году я был заместителем начальника станции Новокузнецк Сортировочный.
- Ого, это же почти двадцать лет тому назад, и уже заместитель начальника такой станции! Ну, а потом?
Пётр Иванович некоторое время помолчал, а затем ответил глуховатым, слегка охрипшим голосом:
- А потом я был там, "где Макар телят не пас". И замолчал ...
Я знал обобщающий смысл этой народной поговорки и, чувствуя нежелание Петра Ивановича продолжать разговор на эту тему, прекратил дальнейшие расспросы.
Вскоре меня перевели на другую станцию, и на некоторое время мы расстались с ним. Через два с половиной года меня вновь направили на станцию Кандалеп. С П. И. Белых мы проработали несколько лет, стали друзьями. В наших взаимоотношениях не было проявления элементов панибратства, пренебрежения или скрытого неудовольствия друг другом.
Приведу один пример. Когда Пётр Иванович рассказал мне о тех местах, "где Макар телят не пас" и где ему незаслуженно пришлось провести многие годы в жутких условиях морального унижения, издевательств, постоянной угрозы физического уничтожения, у меня невольно стали проявляться к нему сочувствие и жалость. Пётр Иванович тотчас почувствовал это и категорически потребовал от меня прекратить, как он выразился, "проявления слюнтяйства". Я понял, что к этому, много пережившему, мужественному и гордому человеку так относиться нельзя.
Все годы коллектив станции Осинники (так позднее стала называться станция Кандалеп) под руководством П. И. Белых стабильно выполнял план отправления грузов, улучшалось использование подвижного состава, обеспечивались безопасность движения и охрана труда. Главная заслуга в этом принадлежит П. И. Белых, его большому жизненному опыту, трудолюбию, авторитету, умению сплотить коллектив. Лично для меня он – мудрый наставник в работе и в жизни.
Недавно мы вновь встретились с Петром Ивановичем. Эти встречи не так часты, как хотелось бы, но они всегда приносят мне большое удовольствие. Мы с ним долго вели неторопливую беседу, перебирая в памяти дела минувших дней, годов, десятилетий, вспоминая добрым словом живых и ушедших из жизни друзей, коллег по работе. Несмотря на свой возраст, Пётр Иванович сохранил твёрдую память, острый ум.
При расставании он взял с этажерки и вручил мне, свою новую, только что вышедшую из печати книгу "Как прошагал жизнь". Это книга воспоминаний. На титульном листе напечатано: "Посвящаю первому, любимому внуку Виталию Михайловичу Белых".
Вернувшись домой, я, как говорится, за один присест прочитал эту книгу и понял заложенный смысл в авторском посвящении – книга адресована прежде всего молодым. Она вышла небольшим тиражом. Учитывая это, а также в связи со славным 90-летним юбилеем Петра Ивановича Белых, я решил рассказать о чрезвычайно трудной и в то же время замечательной судьбе этого Настоящего Человека, патриота родной Западносибирской железной дороги.
Родился он в 1917 году в селе Кочки Новосибирской области в семье крестьянина-бедняка. Вскоре его отец погиб. Старшему брату, Михаилу, было в то время всего десять лет. Вся забота о том, как накормить и одеть малолетних детей, легла на плечи их матери – Прасковьи Тимофеевны.
Жили в нищете, перебивались, как говорится, с хлеба на квас. В 1933 году перебрались в город Новокузнецк. Пётр пошёл учиться в восьмой класс. Однако вскоре брат Михаил сказал:
- Петька, мне очень хочется, чтобы ты учился, но наша семья состоит из восьми душ, и я не в состоянии прокормить вас.
Петр оставил школу и устроился на работу списчиком вагонов в Араличевскую транспортную контору Кузнецкстроя. В свободные от работы минуты он с интересом наблюдал за ходом строительства железнодорожной станции – укладкой путей и стрелочных переводов, передвижением локомотивов и вагонов. Напряженная, не прекращающаяся круглые сутки работа на строящейся станции притягивала, к себе молодого паренька, зародила в нем любовь к железнодорожному транспорту. Когда через год станция Новокузнецк-Сортировочный сдавалась в постоянную эксплуатацию, Петр, не колеблясь ни минуты, перешёл работать списчиком вагонов на эту станцию. Его отличали высокая дисциплина, трудолюбие, стремление до мелочей освоить приёмы работы на каждом рабочем месте, на которые его направляли. С личным временем не считался. Рабочее время ценил.
Он очень быстро освоил профессии сцепщика, скрутчика сцепных устройств между вагонами, технического конторщика, товарного кассира, начальника товарной конторы. Он был избран неосвобожденным секретарём комсомольской организации станции.
Кузнецкий металлургический комбинат стремительно набирал объёмы выпуска своей продукции. Ежесуточно со станции Новокузнецк-Сортировочный отправлялось до 250 груженых вагонов. Согласно действующим тогда правилам за сутки до выдачи груженых вагонов на станцию грузоотправитель обязан был оформить и завизировать накладные. Из-за неправильных указаний станции назначения, номенклатуры грузов, отсутствия плана перевозок, наличия конвенционных запрещений не визировались накладные и не принимались к перевозке до 20-25% гружёных вагонов. В результате изо дня в день срывалось выполнение плана перевозок рельсов и металла, непроизводительно простаивали десятки вагонов. У только что назначенного начальника товарной конторы зародилось предложение производить проверки и визировку накладных на заводе одновременно с их составлением. Начальник станции одобрил это предложение.
Ежедневно, взяв с собой алфавитный список станций, книгу учета конвенционных запрещений, план перевозок, Пётр стал приходить в отдел сбыта КМК, садился за выделенный ему стол рядом со столом, за которым работники завода оформляли накладные, проверял правильность заполнения накладных, при необходимости заставлял устранять допущенные ошибки и тут же визировал накладные на весь плановый объем отправляемой продукции. План погрузки стал выполняться регулярно, прекратились непроизводительные простои вагонов, были ликвидированы причины постоянных конфликтов между станцией и заводом из-за неприёма к перевозке погруженных вагонов.
В те годы на сети железных дорог ширилось стахановско-кривоносовское движение, активно поддерживались все творения, начинания и почины. О Петре Белых, инициаторе нового метода работы железнодорожников и металлургов КМК, в газетах "Большевистская сталь" и "Железнодорожник Кузбасса" были напечатаны статьи и очерки под названием "Ровесник Октября", "Счастливая юность", "Мой метод работы". Его портреты украшали доски почета управления Томской железной дороги и станции Новокузнецк-Сортировочный. Приказом директора КМК Пётр Белых был премирован велосипедом и чёрными валенками – царским, по тем временам, подарком.
За свой передовой метод работы с КМК П. И. Белых был награждён знаком "Почётному железнодорожнику". При вручении награды тогдашний нарком путей сообщения Л. Каганович сказал:
- Петр Белых – самый молодой работник железнодорожного транспорта, награждённый этим знаком.
Ему ещё не было и двадцати лет, а он уже был назначен на должность заместителя начальника внеклассной станции с установленным наркомом персональным окладом.
Обрушившаяся на П. И. Белых слава не вскружила ему голову. Он продолжал работать, не считаясь со временем, и работе отдавал все силы.
Петр Белых был доволен своей судьбой, полон радужных надежд. В день своего двадцатилетия он получил сообщение из военно-учетного бюро о том, что зачислен в пограничные войска. Пройти службу в Красной Армии, тем более в пограничных войсках, было пределом мечтаний для многих молодых людей того времени. Затем, после службы, он мечтал получить специальное образование и вновь вернуться на железную дорогу.
Однако этим мечтам не суждено было сбыться.
В ноябре 1938 года его арестовали по сфабрикованному ложному обвинению в том, что отец его был кулаком, при раскулачивании сбежал из села, а он (Петр) скрыл свое социальное происхождение, пробрался в комсомол на ответственную должность. Тщетно Петр пытался убедить, что это недоразумение, ошибка - он родился в семье крестьян-бедняков, его отец погиб в 1918 году и поэтому не мог быть раскулачен и куда-то сбежать. Правду слушать не захотели и посадили в камеру. Через несколько дней его снова вызвали на допрос и предложили подписать подготовленный протокол, составленный без него и не с его слов. В протоколе допроса к ранее выдвинутому обвинению было добавлено, что он занимался шпионажем и диверсиями. Возмущённый Петр категорически отказался подписывать протокол и заявил, что будет жаловаться М. И. Калинину. В ответ на это начальник горотдела НКВД Шарашкин, ухмыляясь, сказал:
- Я тебя загоню туда, где Макар телят не пас.
И загнал. Дальше последовали кузнецкая тюрьма, этап и Колыма.
В пересылочном лагере перед отправкой на Колыму, почти через год после ареста, ему объявили, что он за контрреволюционную шпионскодиверсионную деятельность приговорен к восьми годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Так П. И., Белых попал в разряд "врагов народа".
Потянулись бесконечно долгие дни, месяцы, годы страшной каторги на колымских золотых приисках, где из тысячи человек к концу срока заключения выживали единицы. Полураздетые и голодные, они умирали от тяжелого изнурительного труда, зимой - от суровых морозов, весной - от цинги. И Петр Иванович был несколько раз на грани гибели. Помогла та же постоянная вера в то, что вот-вот там, наверху, наконец, разберутся, что он не виновен, и его освободят.
"Враги народа", лишённые права на переписку и возможности общения с вольнонаемными, ничего не знали о судьбе родных, о том, что делается на "Большой земле". О том, что идет Великая Отечественная война, они узнали только в 1943 году. Пётр Иванович подал заявление начальнику лагеря с просьбой направить его на фронт, на передовую. На его заявление начальник ответил оскорблениями и нецензурной бранью.
Наконец наступил долгожданный день – 19 ноября 1945 года: закончился восьмилетний срок его заключения. Всю ночь накануне он не мог заснуть, не находил себе места от волнения.
А утром в учетно-распределительной части лагеря ему ответили:
- Освободим, когда придет время. "Время пришло" через три с половиной месяца. 1 марта 1946 года его вызвали в учетно-распределительную часть для получения документов об освобождении. Это известие словно обожгло его, от радости на глазах появились слезы, заключенные из бригады обступили и поздравляли его ...
Однако радость оказалась преждевременной. В выданной ему справке об освобождении была внесена запись: "По делу УНКВД с применением статьи 39 "Положения о паспортах". Это означало, что на "большой земле" он не имел права проживать в крупных городах и промышленных центрах. На нем осталось клеймо "врага народа", и даже где-нибудь в глуши вряд ли кто решился бы принять его на работу. Кроме того, ему не выдали ни копейки за семь лет работы в забоях и на полигоне, непосредственно на добыче золота. Он решил остаться работать на золотых приисках Колымы в качестве вольнонаемного и добиваться пересмотра своего дела.
Он писал письма и ходатайства Вышинскому, Кагановичу, Сталину. Во время отпуска (как вольнонаемный, он имел такое право) Пётр Иванович добился приема к Генеральному прокурору Руденко и к председателю КГБ Серову. На это ушло почти десять лет. В конце 1955 года ему была вручена справка о том, что "дело по обвинению Белых Петра Ивановича пересмотрено Военной Коллегией Верховного Суда Союза ССР. Постановление тройки УНКВД Новосибирской области от 25 ноября 1937 года в отношении Белых П. И. отменено и дело за отсутствием состава преступления прекращено".
В июне 1956 года после восемнадцатилетнего пребывания на Колыме Петру, Ивановичу был предоставлен отпуск с выездом в центральные районы страны с последующим увольнением.
Итак, минуло почти девятнадцать лет. Минули его юность и молодые годы жизни.
И вот, наконец, Петр Иванович снова на своей дороге. Он с нетерпением ждал этого дня. Его назначили заместителем начальника станции Кандалеп (Осинники). Станция числилась в ряду неблагополучных, аварийных. План отгрузки угля хронически не выполнялся, допускались частые браки в работе. Штат работников ведущих профессий был не укомплектован. Низкая заработная плата у железнодорожников по сравнению с основной массой трудящихся шахтерского города, большой дефицит жилья, тяжелый психологический климат в коллективе станции стали причиной высокой текучести кадров - за год менялось до 30 процентов контингента работников. Взаимоотношения со смежником – коллективом Осинниковского погрузочно-транспортного управления – были напряженными. Короче говоря, ситуация была не радостной. Однако Петра Ивановича это не пугало. Он понимал, что накопившиеся проблемы одним махом не решить.
С присущей ему энергией, целенаправленностью, Пётр Иванович стал изучать и анализировать причины нестабильной работы станции. Выявленные недостатки обсуждались в коллективе станции, намечались и реализовывались соответствующие мероприятия. Была разработана и начала внедряться новая единая технология работы станции и Осинниковского ПТУ. По его инициативе удалось разработать и утвердить в отделении и управлением дороги план модернизации хозяйства станции, улучшения жилищно-бытовых условий. Одновременно П. И. Белых реализовал свою давнюю юношескую мечту: ему было за сорок, когда он поступил в Томский техникум железнодорожного транспорта и с отличием окончил его.
В 1966 году он был назначен начальником станции Осинники, Теперь он стал главным исполнителем намеченных им же планов, Была осуществлена реконструкция станции с удлинением существующих и строительством дополнительных путей, вытяжного тупика. До нормы было доведено освещение на ранее полутёмной станции. Вместо паровоза на маневровых работах стал использоваться тепловоз, задействована двухсторонняя говорящая связь. В соответствии с намеченными планами на станции был построен 16-квартирный жилой дом и детский комбинат на 140 мест.
В корне изменились и взаимоотношения между станцией и ПТУ: они стали дружественными, высокотехнологичными. Прекратилась текучесть кадров, штат станции был укомплектован высококвалифицированными, опытными специалистами.
Станция стала регулярно выполнять, план погрузки угля, значительно повысилась статнагрузка, сократился простой вагонов. Коллектив станции с завидным постоянством стал признаваться победителем в соревновании между грузовыми станциями отделения и дороги. Как и многие годы назад, вновь зазвучал и получил широкое распространение опыт работы Петра Ивановича Белых - начальника станции Осинники. К нему вновь пришли заслуженная слава и признание. В 1980 году ему было присвоено звание "Заслуженный работник транспорта РСФСР", в 1985 году он награжден вторым знаком "Почётному железнодорожнику". Бывший узник ГУЛАГа вновь занял достойное место среди лучших работников Западно-Сибирской железной дороги.
Пётр Иванович Белых пользуется большим авторитетом у жителей города Осинники.
Более 20 лет подряд они избирали его своим депутатом в городской совет народных депутатов.
В 1998 году ему было присвоено звание "Почётный гражданин города Осинники".
В 1988 году Пётр Иванович ушёл на пенсию. Его общий трудовой стаж составил 54 года, а льготный – трудно представить себе эту цифру, – 81 год!
Свою книгу Пётр Иванович закончил словами: "Дорожите временем! Любите жизнь!". Это мудрый совет, наказ, прежде всего молодым, тем, кто только начинает свою работу на железнодорожном транспорте, и не только там.
Эти слова являются личным девизом Петра Ивановича. Ему исполнилось 90 лет. Но и сегодня он в строю. Почти 20 лет возглавляет совет ветеранов станции Осинники, избран членом Осинниковского городского совета старейшин и городского совета ветеранов.
Доброго вам пути, Пётр Иванович! Крепкого здоровья! Долгих лет жизни!
А. Садовников, Почётный железнодорожник, Почётный ветеран Западно-Сибирской железной дороги
(Время и жизнь, 7 августа 2007)
Всю жизнь трудился на железной дороге
В эти выходные вся страна отмечает День железнодорожника. Наш город не может похвастаться крупными станциями или большими вокзалами, но и у нас в Осинниках проживают люди, которые не один десяток лет отдали работе на железной дороге. Таковым является Почетный гражданин г. Осинники Пётр Иванович Белых. Он 22 года проработал начальником железнодорожной станции. За время его руководства таким сложным и опасным производством на станции не произошло ни одной аварии. Станция не имела браков, и Петра Ивановича, как лучшего руководителя, всегда ставили в пример начальникам других вокзалов. Отметим, что станция, где руководил П. И. Белых, стала единственной, которую в 1984 году занесли в областную Книгу почёта.
... Молодым парнем он устроился работать на железную дорогу, добросовестно трудился на станции Новокузнецк, и в свои 20 лет уже был награжден знаком «Почётному железнодорожнику». Безусловно, он бы с молодых лет добился многого, если бы не резкий поворот судьбы. 19 ноября 1937 года в 12 часов дня на работе зазвонил телефон, и Петра Ивановича пригласили в отделение НКВД. А там уже всё очевидно – Кузнецкая тюрьма, этап и Колыма, где из тысячи человек выживали только четверо. Но он выжил, выстоял, остался человеком даже в тех нечеловеческих условиях.
Домой Петр Иванович вернулся только 20 лет спустя. Он продолжил свою трудовую деятельность на железной дороге, и за все эти годы ни разу не пожалел об этом. Непрерывный трудовой стаж П. И. Белых насчитывает 54 года, льготный – 81 год! Пётр Иванович имеет звание «Заслуженный работник транспорта РСФСР», он дважды Почётный железнодорожник, отличник железнодорожного транспорта, награждён орденом Трудового Красного Знамени, имеет многочисленные медали и более ста почётных грамот. В январе 1998 года ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Осинники». В 2007 году решением коллегии администрации Кемеровской области Петра Ивановича наградили золотым орденом «Доблесть Кузбасса».
На прошлой неделе Петр Иванович отметил свое 95-летие. В свой день рождения Пётр Иванович принимал поздравления от администрации нашего города, совета народных депутатов Кемеровской области, пришла телеграмма и от Президента РФ В. В. Путина. И, как сказано в поздравлении Владимира Владимировича, а с этим нельзя не согласиться, Пётр Иванович Белых относится к поколению героев и победителей, он внёс свой бесценный вклад в развитие нашей страны. Пётр Иванович даже в столь преклонном возрасте проявляет активность, старается чаще быть в движении и является уникальным примером для нынешнего поколения, высшим мерилом патриотизма, нравственности и верности долгу.
К. Темпель
(Время и жизнь, 3 августа 2012)
Пётр Иванович Белых ушёл из жизни 18 октября 2013 года на 97-м году жизни. Он будет всегда оставаться в нашей памяти как пример порядочности, доблестного служения людям, Родине, своему любимому делу.
Природа-мать!
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала Миру,
Заглохла б Нива Жизни...