Профессия - вторая жизнь
Множество наград имеет труженик тыла, ветеран Великой Отечественной войны, в прошлом первоклассный водитель, активный общественник Александр Васильевич Бабин. Среди них - медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», четыре юбилейных медали к Дню Победы, грамоты от руководства автобаз и города за многолетний добросовестный труд по перевозке народно-хозяйственных грузов для шахт и предприятий города Осинники и Кемеровской области. Он неоднократно поощрялся премиями за достижения в социалистических соревнованиях к различным юбилейным датам, а его портрет выставляли на Доску почета. Но всё это пришло гораздо позже, с годами, и сегодня мой собеседник вспоминает о своем жизненном и трудовом пути.
Александр Васильевич родился в деревне Кулясово Гавриловского сельсовета Кузедеевского района. Родители, Василий Трофимович и Ефросинья Андреевна, трудились в колхозе. Когда началась война, отца призвали на фронт, семья осталась без старшего и он принял на себя эту «должность». С девяти лет, как мог, работал в полях и на фермах колхоза, вместе с другими сеял, косил, убирал урожай. А дома помогал маме, очень трудно и тяжело тогда всем приходилось.
- Выжили мы за счет подсобного хозяйства и личного подворья. Нашей семье повезло - отец вернулся с фронта живым, имея несколько ранений. Вскоре мы переехали в Осинники, поселились в бараке рядом с шахтой №10. Отец работал сначала шофером в автобазе Осинниковского шахтостроительного управления, затем завгаром. Мама занималась домашним хозяйством, я учился в школе. Мне нравилась профессия отца, и у меня была задумка выучиться на шофера, - рассказывает А. В. Бабин.
И тут подвернулся такой случай. В автобазе организовались курсы шоферов (тогда в городе не было еще автошколы), помещение выделили неподалёку от Ильинской церкви. Из Новокузнецка приехал преподаватель, который временно поселился у них в квартире. По просьбе Александра Васильевича и с разрешения преподавателя он стал посещать эти курсы и после нескольких месяцев обучения сдал экзамен на права водителя-стажера.
- В пятидесятом году, когда образовалась Осинниковская ГАИ, мне нужно было получить настоящие права, но их не выдавали, поскольку у меня не было медицинской справки. А её мне не давали из-за моего маленького роста - 146 см, а нужно было - не ниже 150 см. Директор автобазы Петр Иванович Дубровин все же уговорил медиков, и мне выдали справку. Шоферов не хватало. Так у меня сбылась детская мечта.
Александра Васильевича приняли в автобазу треста «Кузнецкшахтстрой» (Байдаевская) сначала стажером, затем перевелся в водители. Он проработал два года, и был призван в ряды Советской армии, службу проходил в Омске. К тому времени у него уже был водительский стаж, и ему поручили возить командиров части. После службы в армии вновь вернулся в Осинники и устроился шофером в Байдаевскую автобазу. Понимая, что для дальнейшей жизни и профессиональной деятельности недостаточно знаний, Александр Васильевич окончил вечернюю школу, постоянно повышал квалификацию водителя, учился на курсах: сначала ему присвоили второй класс, затем первый.
В 1958 году молодой человек познакомился со своей будущей женой, с которой создал крепкую, дружную семью. Они прожили в любви и согласии пятьдесят шесть лет.
Семья проживала в бараке по улице Ломоносова. Жена работала на бетонном заводе в ОШСУ, потом - компрессорщиком в Осинниковском шахтопроходческом управлении. Александр Васильевич всё так же продолжал трудиться водителем, немало исколесил дорог, поездил на многих автомобилях - ГАЗ-ММ, ГАЗ-51Б все марки ЗИСов водил, а также их обслуживал и ремонтировал.
- В 1966 году меня направили в Алма-Ату в учебный комбинат по подготовке автомехаников, после чего работал автомехаником автоколонн, автобазы. Посылали на хлебоуборочную страду в Промышленновский, Ижморский, Тяжинский, Кузедеевский районы. В то время выезжало большинство автомобилей базы. В 1989 году нашу автобазу объединили с Кандалепской, работал сначала механиком автоколонны №1, затем - начальником автоколонны №3. В 1998 году я попрощался с автомобильным хозяйством. Трудно и тяжело было оставлять любимое дело. Очень скучал по «баранке». Постепенно привык и еще проработал десять лет ночным сторожем в магазине.
Помимо основной работы, учёбы А. В. Бабин на протяжении многих лет возглавлял в автобазе добровольную народную дружину, которые тогда были на всех предприятиях города, а в свободное время с супругой Зоей Васильевной работал на дачном участке. Он своими руками построил два домика - в Шуракском садовом обществе и в Шушталепе, с удовольствием занимался огородничеством, поэтому всегда на столе были свои соленья и варенья. Было еще одно увлечение - рыбалка, которой Александр Васильевич отводил достаточно много свободного времени. И сегодня с лёгкой грустинкой в голосе он говорит: «Вот так незаметно, с трудностями, с успехами и прошла моя трудовая жизнь».
Анатолий ЮРЬЕВ.
(Время и жизнь, 21 июля 2018г )