Так это было: Алдохин Павел Андреевич

Так это было: Алдохин Павел Андреевич

К 70-летию Дня шахтёра

В год 70-летия Дня шахтёра представляем цикл публикаций исторических документов, поступивших в Архивное управление на постоянное хранение. Это подлинные воспоминания уже ушедших из жизни ветеранов – тружеников тыла, ковавших победу на шахтах нашего рудника в годы Великой Отечественной войны. Они были собраны в 1985-1986 гг. студентом КемГУ, жителем нашего города Николаем Ивановичем Ивониным для своей дипломной работы. Их передала в архив его преподаватель – доктор исторических наук Калерия Александровна Заболотская, по достоинству оценив их историческую значимость для нашего города. При публикации максимально сохранён авторский стиль изложения, воспоминания предваряют биографические сведения, чтобы можно было более полно представить судьбы этих людей и их вклад в судьбу нашего города и всей страны. Рубрику открывает повествование П. А. Алдохина.

Павел Андреевич Алдохин родился 26 июня 1917 года, в Осинниках проживал с 1932 года. В своё время окончил Кемеровскую областную партшколу, Осинниковский горный техникум, член КПСС с 1944 года. В возрасте 15 лет он начал трудовую деятельность на шахте «Центральная» (после – «Капитальная») кучером, с апреля 1934 г. по июнь 1935 г. обучался в Осинниковской школе горнопромышленного ученичества, затем работал машинистом электровоза шахты «Центральная», служил в РККА, после чего снова вернулся на шахту. С первых дней войны ушёл на фронт, после тяжёлого ранения вернулся в Осинники и с 1943 трудился горным диспетчером, горным мастером подъёмного транспорта, был комсоргом ЦК на шахте «Капитальная», с апреля 1944 года – первый секретарь Осинниковского ГК ВЛКСМ. Позже был парторгом ВКП (б) на шахте №4, слушателем Кемеровской областной партийной школы, секретарём парткома шахты «Шушталепская», зам. начальника шахты, зам. секретаря парткома. За время работы окончил вечернее отделение Осинниковского горного техникума. Награждён двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, имеет «Знак Почёта», 13 медалей, в том числе «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «Ветеран труда», знак «Шахтёрская слава» 3-й степени и другие.

- Особое место в моей трудовой деятельности занимает работа машинистом электровоза. В 1935 г. все мы были молодые, по 17-18 лет, и, наверное, начальству стоило большой смелости доверить шахту таким младенцам. Но работали с полной отдачей и ответственностью. В начале сентября 1935 года началось стахановское движение. Западно-Сибирский крайком партии и краевые организации объявили соревнование за досрочное завершение плана. Были учреждены переходящие мандаты крайкома и крайисполкома, которые вручались победителям каждую декаду. Мне довелось удержать переходящий мандат до конца года и таким образом стать участником первого краевого слёта стахановцев Кузбасса, который состоялся в Новосибирске в 1936 году. Там я и получил свою первую премию – именное двуствольное охотничье ружьё. Вот с тех пор и начался мой путь в большую рабочую жизнь. Мне, как и многим другим, довелось испытать тяготы войны на фронте в самые тяжкие 1941-1942 годы, а вторую половину войны работать в тылу – на шахте. И по собственному опыту могу утверждать, что труд в годы войны – это самый родной брат труду ратному. Здесь всё такое же: и тяготы ожидания, и трудности чисто физические, и горечь потерь. На фронте потери переживают со стиснутыми зубами и дерутся ещё ожесточённее.

В ходе войны слились воедино потенциальные возможности экономики страны, партийное руководство всеми сферами деятельности, оперативность, целеустремленность, стремление народа защитить себя, показать свою силу, волю, национальную гордость. Партия, армия и народ превратились в единый сцементированный военный лагерь. Каждый человек в тылу следил за ходом боевых действий на фронтах, и каждый стремился внести свою лепту в силу Красной Армии – через личное горе, слёзы, муки и тяготы горящей в огне войны страны, через трудности быта и производства наделать для фронта сотни тысяч самолетов, танков, орудий, пулемётов, миномётов, и другого военного снаряжения.

Официально рабочий день в шахте был 8 часов. Общественные организации – ГК КПСС, горисполком, профсоюзный комитет горняков, ГК ВЛКСМ – работали с 9 утра до 11 часов вечера с перерывом от 6 до 8 часов вечера. Существовала повсеместно нарядная система с проведением планёрок. Я работал на подземном транспорте, в сутки – 3 смены. Но часто бывало, план по углю срывается, нужны были дополнительно люди на добычу. Начальство это видит, а где взять людей? И тогда издаётся приказ транспорту: перейти на двухсменную работу, а третья смена направлялась на добычу угля. Таким образом, рабочие транспорта трудились официально по 12 часов, плюс, как у всех, приход и уход на работу и с работы ещё 4 часа, выходило 16 часов.

Механизация труда в сравнении с нынешней была если не примитивной, то незначительной – бурение ручным электросверлом, взрывание. Доставка угля в лавах конвейерами по основным откаточным выработкам производилась электровозами, Дальше всё вручную – погрузка угля на конвейер, оформление, крепление забоя, доставка крепёжного леса, инертной пыли и всего, что требуется по технологии для добычи угля. Доставка рабочих к местам работы – отдалённым забоям, производилась пассажирскими вагонами собственного изготовления, к ближним забоям шли пешком. Доставка оборудования до лавы – электровозами, а по самой лаве и другим выработкам – вручную. Каждый рештак к конвейеру весит более 50 кг, а привод, например, ПН №19 – более тонны. Вот хотя бы приблизительное представление о трудоёмкости и механизации трудовых процессов.

Спецодежда имеет важное значение в работе, и немало влияет на производительность труда. Нормы выдачи спецодежды в 80-е годы 20-го века мало отличались от тех, что были в годы войны. Но качество! Сроки носки спецодежда не выдерживала, у некоторых, особенно одиночек-мужчин, – сплошные лохмотья. Ещё хуже было дело с обувью. Сейчас все шахтёры без исключения пользуются резиновыми сапогами, причём, недостатка в них нет. Тогда резиновые сапоги были у самого высокого начальства и у проходчиков забоев с обильным притоком воды. Другим ИТР выдавали кирзовые сапоги, на транспорте машинистам – кожаные ботинки. Подавляющее большинство шахтёров получали резиновые галоши (их шахтёры называли «чунями»), литые галоши, без подкладки и глянцевого покрытия. Счастье тем, где сухие забои, сухие выработки, а большинство-то выработок в осинниковских шахтах – сырые. Вода в мойке была постоянно – хорошая, горячая и в достатке. Хранили спецодежду в индивидуальных шкафах в свёртках, старую сдавали на просушку, но к началу новой смены она не просыхала и её надевали сырой. Долго и постоянно бились над тем, чтобы организовать стирку спецодежды, но стиральных машин тогда не было. На шахте сами конструировали, пускали в работу, они ломались, их восстанавливали и снова пускали. Вручную же перестирать такое количество одежды было просто невозможно. Многие носили спецодежду, как говорится, до ремков, и выбрасывали лишь при получении новой.

У каждого участка был свой кабинет – раскомандировка. Теперь в кабинетах участка – чистота, полировка, графики. А тогда! На участке – более 100 человек трудящихся, добрая треть из них является на планёрку каждую смену, да ещё одетые в «шахтёрку», помещение тесное, нечем дышать, угольная пыль от одежды, табачный дым. Неявка на планёрку равна прогулу. Передвижение на работу и с работы было только пешком, городского транспорта во время войны не было.

(Время и жизнь, 3 июня 2017)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Калтан – Осинники 21 века © 2017

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?