Новые статьи

Жизнь продолжается.Ольга Владимировна Греченкова.
«Говорить хочу о поэзии…»
Авторская программа Валерия Локтева, педагога ДДТ, стала лауреатом областного конкурса досуговых программ
Внимание, детский конкурс!
Участник Великой Отечественной войны Донских Сергей Петрович отметил 95-летие
Участник Великой Отечественной войны Донских Сергей Петрович отметил 95-летие
В ДК "Энергетик" г. Калтан состоялся торжественный прием, посвященный 100-летию ВЛКСМ.
Сегодня сотни осинниковцев вместе с Главой города Игорем Романовым присоединились к празднованию Дня народного единства
Фестиваль "АРТ-ВИШНЯ" среди лучших!
В рамках празднования 100-летия ВЛКСМ в Осинниках прошел ряд мероприятий
Паутова Валентина Федоровна. Уходят в мир иной учителя.
Школа - юбиляр
Комсомольско-молодёжная на шахте "Алардинской"

Комсомольско-молодёжная на шахте "Алардинской"

В 70-х годах прошлого века шахта «Алардинская» с каждым годом набирала «обороты». Проводились работы по проходке уклонов, вскрывался нижний горизонт. Уголь с очистных участков, горная масса с проходческих забоев, оборудование и материалы доставлялись только электровозами. Нагрузка на рельсовый подземный транспорт была огромной.

На участке ШТ-1 трудилось более 300 человек. В конце 1977 года меня назначили начальником этого участка. Беседуя с рабочими и анализируя работу участка, я увидел, что наиболее активной была молодёжь. На предложения, вносимые ими, я обратил особое внимание. На это обратил внимание и директор шахты А. И. Шундулиди, когда рассматривал меры по улучшению работы транспорта:

- Молодцы! Вот на кого тебе надо опереться. Создай на участке комсомольско-молодёжную бригаду из машинистов электровоза. Увидишь результат через несколько месяцев.

Я внял совету директора. В разных бригадах работали молодые машинисты. Все они были примерно одного возраста, учились в одном ГПТУ № 45. Практику они прошли на шахте. К моему приходу на участок они не уступали «старичкам». Узнав о том, что будет создана комсомольско-молодёжная бригада, они пришли ко мне. Разговор был короткий:

- Все мы росли и учились вместе, знаем у каждого его способности. Бригадиром предлагаем избрать Виктора Былинкина.

Мне оставалось написать только приказ и подписать его у директора. Подписывая приказ, Александр Иванович сказал:

- А ты сомневался! Этот маленький коллектив будет «застрельщиком» всех замыслов, которые ты наметил.

Всё, что происходило дальше, подтвердило его слова. По характеру и темпераменту все были разными. Спокойные и рассудительные Виктор Былинкин и Пётр Гостевский, резкий и «прямой» Иван Голбан, улыбчивые и уравновешенные Николай Романов и Иван Бельтеков, по-крестьянски рассудительные и хозяйственные Виктор Зеер, Виктор Назимкин и Юрий Вагнер, стремящиеся к дальнейшей учебе Виктор Бочкарёв и Михаил Лыхин.

Каюсь! Старость! Не всех назвал, кто работал в этой бригаде. Но всех их объединяло одно - желание работать. Это был, не боюсь сказать этого слова, сплав в лучшем его виде. Из бригады уходили только «на повышение» или в проходческую молодёжную бригаду. Мастерства у ребят было достаточно. В единый коллектив они слились за неделю. Каждый знал, что ему делать. Любой из них мог работать на вывозке угля, обслуживании проходчиков, на доставке материалов и оборудования. Уже на второй месяц бригада прочно захватила лидерство на участке и не уступала его все 4 года, пока я работал начальником участка. Они не замкнулись только на доставке. Этот маленький винтик стал одним из «стягивающих болтов» коллектива участка, застрельщиком всех инициатив, которые были направлены на улучшение работы участка.

По их предложению были созданы сменные комплексные бригады, которые включали в себя всех рабочих данной смены. Они предложили разделить между бригадами главные откаточные выработки шахты. Производили там ремонт тротуаров и рельсовые пути.

Они не были равнодушны к судьбе участка. Так, вагонный парк в Малиновском районе был в очень плачевном состоянии, требовалось заменить около 400 вагонов ВШ-8. Таких вагонов больше не выпускали. Объединение обещало дать ВГ-3,3, но для этого нужно было пройти камеру и смонтировать круговой опрокидыватель.

Небольшую группу проходчиков из 4 человек мы набрали, но техники для погрузки породы не было. Казалось, тупик! Но идею подали комсомольцы:

- Мы будем оставаться после работы на один час и грузить вручную 2-3 вагона породы, будем выходить в выходные дни. Разговаривай с другими.

И процесс пошел. Через полтора года силами только ШТ-1 была выполнена эта работа. Вагонный парк был обновлён.

Наступил момент, когда районы шахты стали переводить в другую, более опасную категорию. Контактную сеть пришлось демонтировать. Мы переходили на откатку аккумуляторными электровозами. Но зарядное депо было рассчитано на шесть столов. Чего греха таить, заряжали электровозы на «колёсах», ставили зарядное устройство в разных укромных уголках. Строителей на шахте не было. Решили пристроить депо к существующему, опыт организации работ уже был. Нам забили только сваи, остальное построил и оснастил своими силами участок ШТ-1. И опять впереди были комсомольцы. Они первыми стали работать на стройке в выходные дни. Через год большое зарядное депо было принято в эксплуатацию.

Было бы не справедливо не сказать о тех, кто нам помогал. На предприятиях принято ругать нормировщиков и плановиков. Но я с благодарностью вспоминаю нормировщицу В. С. Гоппе, начальника планового отдела Ю. И. Анохину и директора шахты. Они всегда поддерживали меня и помогали в решении финансовых проблем по оплате «добровольцам».

Комсомольцы дружили семьями, помогали друг другу, некоторые из них были без квартир. На шахте было принято решение строить жилье своими силами. Набрали небольшую группу строителей. Встал вопрос о вспомогательных рабочих. Администрацией шахты было принято решение привлечь на возведение нулевого цикла «очередников»: кто согласится отработать на стройке за свой тариф три месяца, тот получит квартиру. Трое из бригады согласились на это условие. Первым нашим «строителем» стал Пётр Гостевский. Но не об этом речь. В конце первого месяца бригада приняла решение включить «строителя» в свою ведомость по заработной плате. С нормировщиками и плановым отделом мы выработали «Положение...» и вышли на директора шахты. Он подписал его. Так все наши трое товарищей за работу на стройке получали заработную плату по бригаде.

Окрепнув и «расправив плечи», бригада вызвала на соревнование комсомольско-молодёжную бригаду машинистов электровоза шахты «Шушталепская». В этой бригаде было много однокашников наших ребят. Многие знали друг друга. Друзья - соперники! Можно показать, на что ты способен! Они ездили друг к другу, подводили итоги. Есть что вспомнить!

Я не стал писать о вывезенных тоннах и других рабочих делах бригады. Мне хотелось показать молодых людей, у которых основным критерием в жизни была работа, которые не боялись трудностей и всегда чувствовали локоть друг друга. Получилось это у меня или нет, судить читателю.

Заканчивая этот рассказ, да не осудит меня читающий, я немного пофилософствую. Так уж сложилось на шахтах, что там всегда ходят в героях и передовиках люди основных профессий. О них пишут, награждают, пишут о них поэмы, их портреты можно увидеть в газетах и витринах музеев и библиотек. И почему-то никто не вспомнит, кто на своих плечах вывез и поднял их на вершину славы, - работников рельсового и конвейерного транспорта.

Такова их жизнь?! А может, пора о них вспомнить?

С. Салык

(Калтанский вестник, 21 ноября 2013)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Смотрите также

Калтан – Осинники 21 века © 2018

Калтан – Осинники 21 века

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?